Реализация креативного потенциала менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение методов и способов реализации креативного потенциала менеджмента.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера. 5-9
1.1. Креативное управление. 10-14
1.2. Понятие креативного менеджмента. 15-18
2. Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.
19-22
2.1. Методы активизации креативного мышления в организации. 23-30
Заключение 31-32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

ТРИЗ – эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму[7; с.189].

Алгоритм ТРИЗ

Шаг 1: Условия задачи

Система для:                       (основная функция)

ОФ:

с помощью:                  (принцип действия)

ПД:

состоит из: (состав системы)

СС:

В процессе выполнения ОФ возникает  нежелательный эффект № 1:

НЭ1:

Вывод:

Логическое противоречие:

ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2

Шаг 2: Постановка изобретательской задачи

Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:

СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат

Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без  НЭ):

Шаг 3: Дополнительные

условия

Определение оперативной  зоны конфликта (проблемы):

ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают  НЭ:

Определение оперативного времени  конфликта (проблемы):

ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:

Шаг 4: Противоречие на макроуровне

Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции  должно быть:

СОЗ1:

В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:

СОЗ2:

Шаг 5: Противоречие на микроуровне

Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:

УОЗ1:

Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому  должны быть:

УОЗ2:

Шаг 6: Идеальный конечный

 

результат

Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:

ИКР:

Шаг 7: Формулировка требований

Перечислить требования к  свойствам частиц, которые будут  обеспечивать ОЗ системы:

 

Шаг 8: Анализ возможностей системы

Выявить в составе системы  внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:

 

 

Примечания:

 

Система – объединение  разнородных элементов, предназначенное  для выполнения основной функции  и создающее новое свойство, которым  не обладает ни один из составляющих систему элементов.

ОФ – действие, для осуществления которого создана некая система.

ПД – закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.

СС – элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.

НЭ – вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований.

СУ – изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.

ЛП – свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: «если… - то… - но…». При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.

Х-элемент – некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами.

ОЗ – зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы.

ОВ – состоит из времени выполнения системой основной функции – Т3, предконфликтного периода – Т2 и времени конфликта Т1: Т = Т1 + Т2 + Т3.

Противоречие  на макроуровне – это противоположные требования к свойствам оперативной зоны, где необходимо указать, в какой период и с какой целью ОЗ должна иметь данное свойство.

Противоречие  на микроуровне – это противоположные требования к частицам (деталям) свойств ОЗ, обеспечивающим выполнение условий деятельности системы.

Идеальный конечный результат (ИКР) – достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических[1; с.292]:

1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею – «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».

2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

3) Революция – метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.

4) Повторное использование  – данный метод заставляет  нас посмотреть на что-то старое  под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

5) Смена направления –  заключается в переключении внимания  от одного ракурса проблемы  к другому, это еще можно  назвать творческой проницательностью.  Он заключается в том, чтобы  решить проблему иногда необходимо  посмотреть на нее с другой  стороны и найти порой неожиданное  решение, когда один путь решения  не работает, переключайтесь на  другой.

Не обязательно следовать  конкретному пути, нужно следовать  конкретной цели. Фиксация на одном  пути решения иногда может быть проблемой  для тех, кто не понимает этого; они  становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение своей курсовой работы я хочу выделить, что важными особенностями творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер.

В настоящее время выделяется следующие основные условия для  творческого решения задачи: знания, опыт, труд, умение творчески мыслить, личная мотивация.

Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Креативность зависит от таких качеств как: изобретательность, умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи.

Креативные люди  всегда стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, оперируют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы.

Креативность опирается  на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение.

В настоящее время  креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену  таким ресурсам, как земля, рабочая  сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

Как показывает опыт развития человеческой цивилизации, наиболее благоприятные условия для креативного  мышления создаются при наличии  в обществе трех основных элементов  – гуманизма, либерализма и демократии.

Креативный менеджмент в развитых странах стал неотъемлемой частью инновационного менеджмента  и осуществляется на предпроектной стадии инновационного процесса.

В области креативного  менеджмента уже сформировалась определенная методология, теория и  эффективная система методов  реализации его целей. Результатом их использования может стать отлично слаженная команда и ее огромный творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент. 3/5/2004. www.ovsem.com
  2. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. - N 2. – 2001
  3. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. — 2008. — № 5 (17). http://www.creativeconomy.ru/articles/3048/
  4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика XXI века», 2005.
  5. Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  6. Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач. Консалтинговая фирма ТРИЗ-шанс, 2003.
  7. В. Ротенберг. Образ Я // http://i-psychology.ru/ psiho/ROTTENBERG
  8. Дафт Р.Л. Теория организации/Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

 

 

 

 

 


Информация о работе Реализация креативного потенциала менеджера