Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:52, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
Введение………………………………………………………………………с.3-5
1. Понятие и принципы социального партнерства……………………..с.6-12
1.1 Теоретические основы социального партнерства…………………..с.6-9
1.2 Сущность, принципы и нормативно-правовые основы социального партнерства в России………………………………………………………с.9-12
2. Механизм функционирования социального партнерства на примере организации………………………………………………………………….с.12
2.1 Социальное партнерство-идеология сотрудничества………………..с.12
2.2 Социальная ответственность, как одна из форм социального партнерства…………………………………………………………………с.14-23
Заключение………………………………………………………………..с.24-26
Список использованной литературы…………………………………...с.27
Министерство образования
ЧОУ ВПО «Академия
Социально-экономический
Кафедра «Управление
Курсовая работа
По учебной дисциплине «Кадровый менеджмент»
На тему: «Реализация системы социального партнерства в организации»
Проверено :
Научный руководитель студентка гр.9532
К.э.н., ст.пр. Зиятдинов
А.Р. Люкманова Е.Б.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и принципы
1.1 Теоретические основы
1.2 Сущность, принципы и нормативно-правовые
основы социального партнерства в России………………………………………………………с.
2. Механизм функционирования социального
партнерства на примере организации…………………………………………………
2.1 Социальное партнерство-идеология сотрудничества………………..с.12
2.2 Социальная ответственность,
как одна из форм социального партнерства…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...с.27
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.
Начиная с 1992 г. в РФ принят
ряд законодательных актов и
положений, регламентирующих виды, формы
и порядок регулирования
Степень разработанности
темы: В отечественной
Цель и задачи. Обзор функционирования системы социального партнерства, позволяющий рассматривать её как механизм развития системы социально-трудовых отношений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность социального партнерства как социально-экономической категории;
2) Определить понятие сущности социального партнерства;
3) Рассмотреть основные принципы партнерства;
4) Изучить систему социального партнерства на российских предприятиях;
Объектом является социальное партнерство как явление.
Предметом является система социального партнерства на предприятии.
Методологическая основа
исследования: в основе данной работы
лежит вторичный анализ исследуемого
предприятия. Теоретической и
Несмотря на достаточную разработанность вопросов реализации системы социального партнерства на федеральном и региональном уровнях, проблема ее формирования на первичном уровне реализации отношений между работодателем и наемными работниками - на предприятии, не стала объектом комплексного изучения.
экономическая сторона социального партнерства до настоящего времени не нашла отражения в специальной экономической литературе.
Практическое применение
системы социального
Курсовая работа состоит
из введения, тдвух глав, заключения, списка
литературы.
1. Понятие и принципы социального партнерства.
1.1 Теоретические основы социального партнерства.
Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки этого процесса поставили перед социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство как общественное явление, объяснить его противоречия, наметить перспективы развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма. В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”.
В процессе становления системы
социального партнерства в
Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности. Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в СП профессиональных союзов и объединений работодателей. Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах СП, шире, чем в других странах. В-третьих, российская система СП отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность - шесть уровней, семь видов соглашений). В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.
Если говорить о перспективах
развития российской модели, то в ближайшее
время, очевидно, следует ожидать
совершенствования структуры
На настоящий момент создана
законодательная база, регулирующая
взаимодействие основных субъектов
экономики через систему СП. Законодательно
определено понятие социального
партнерства как системы
региональные трехсторонние
соглашения и коллективные договоры
на предприятиях. Все остальные - необходимые,
но сопутствующие документы, уточняющие
отдельные параметры общих
В 2006 г. в стране действовало более 50 отраслевых соглашений. В последние годы стали заключаться отраслевые соглашения субъектов Федерации: их уже почти 5 тыс.
Накопление и разделение собственности, переход её от одного владельца к другому, от бесхозяйственного ее использования подтолкнули обоснование и появление механизма согласования различных интересов, преодоления конфликтности, поиска путей, ведущих к балансу заинтересованных, а нередко и соперничающих и конфликтующих между собой сил. Появившись на первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Длительное время они не были объектом научного исследования. Однако отдельные суждения о них можно найти в трудах многих ученых, пытавшихся осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказала свои представления о преодолении возникающих трудовых конфликтов, о путях установления конструктивных отношений в сфере производства. Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.
1.2 Сущность и основные
принципы социального
Социальное партнерство
- система институтов и механизмов
согласования интересов участников
производственного процесса: работников
и работодателей. Развитие социального
партнерства в его различных
формах - важная составная часть
процесса усиления социальной направленности
современной рыночной экономики, ее
социализации. В системе социального
партнерства интересы работников представлены,
как правило, профсоюзами, интересы
работодателей - союзами предпринимателей.
В так называемом трипартистском
ее варианте третьим непосредственным
участником процесса согласования интересов
выступает государство, которое
одновременно является и гарантом выполнения
принятых соглашений. Согласование интересов
достигается путем
Развитие системы социального
партнерства создает
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального
партнерства в его
Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
Информация о работе Реализация системы социального партнерства в организации