Реализация системы социального партнерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………с.3-5
1. Понятие и принципы социального партнерства……………………..с.6-12
1.1 Теоретические основы социального партнерства…………………..с.6-9
1.2 Сущность, принципы и нормативно-правовые основы социального партнерства в России………………………………………………………с.9-12
2. Механизм функционирования социального партнерства на примере организации………………………………………………………………….с.12
2.1 Социальное партнерство-идеология сотрудничества………………..с.12
2.2 Социальная ответственность, как одна из форм социального партнерства…………………………………………………………………с.14-23
Заключение………………………………………………………………..с.24-26
Список использованной литературы…………………………………...с.27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

                  Министерство образования Российской  Федерации

                  ЧОУ  ВПО «Академия социального  образования»

        Социально-экономический факультет

                              Кафедра «Управление персоналом»

 

 

 

 

                          Курсовая работа

    По учебной дисциплине «Кадровый менеджмент»

    На тему: «Реализация системы социального партнерства в организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверено :                                                                                                 Выполнила :

Научный руководитель студентка гр.9532

К.э.н., ст.пр. Зиятдинов А.Р. Люкманова Е.Б.                                         

 

 

                                                        Казань, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………с.3-5

1. Понятие и принципы социального  партнерства……………………..с.6-12

1.1 Теоретические основы социального  партнерства…………………..с.6-9

1.2 Сущность, принципы и нормативно-правовые основы социального партнерства в России………………………………………………………с.9-12

2. Механизм функционирования социального партнерства на примере организации………………………………………………………………….с.12

2.1 Социальное партнерство-идеология сотрудничества………………..с.12

2.2 Социальная ответственность, как одна из форм социального партнерства…………………………………………………………………с.14-23

Заключение………………………………………………………………..с.24-26

Список использованной литературы…………………………………...с.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

В России с конца 1990-х годов  сформировалась достаточно стройная система  институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних  комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение  в достигнутых соглашениях.

Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных актов и  положений, регламентирующих виды, формы  и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального  партнерства.

Степень разработанности  темы: В отечественной социологической  литературе достаточно широко освещались различные проблемы трудовых отношений, а также социального партнерства. Тем не менее, анализ литературы позволил сделать вывод, что социологические  аспекты социального партнерства  в сфере трудовых отношений изучены  в меньшей степени, нежели правовые, экономические аспекты. Несмотря на проведение исследований, посвященных  различным аспектам социального  партнерства, развитие института социального  партнерства на уровне промышленного  предприятия не получило комплексного изучения.

Цель и задачи. Обзор  функционирования системы социального  партнерства, позволяющий рассматривать её как механизм развития системы социально-трудовых отношений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)  Изучить сущность социального партнерства как социально-экономической категории;

2)  Определить понятие сущности социального партнерства;

3)  Рассмотреть основные принципы партнерства;

4)  Изучить систему социального партнерства на российских предприятиях;

 Объектом является социальное партнерство как явление.

Предметом является система  социального партнерства на предприятии.

Методологическая основа исследования: в основе данной работы лежит вторичный анализ исследуемого предприятия. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме и труды отечественных  и зарубежных ученых по вопросам регулирования  социально-трудовых отношений, управления персоналом, экономической теории и  экономики труда, материалы научно-практических конференций и семинаров. А также  информационной базой являются законодательные  акты Президента РФ, Федеральные законы РФ и субъектов РФ, имеющие отношение  к предмету исследования. Использовались материалы Федеральной службы статистики, нормативные документы, ресурсы  Интернет.

Несмотря на достаточную разработанность вопросов реализации системы социального партнерства на федеральном и региональном уровнях, проблема ее формирования на первичном уровне реализации отношений между работодателем и наемными работниками - на предприятии, не стала объектом комплексного изучения.

экономическая сторона социального  партнерства до настоящего времени  не нашла отражения в специальной  экономической литературе.

Практическое применение системы социального партнерства  на уровне предприятия и обеспечение  баланса, прежде всего, экономических  интересов работодателя и наемных работников до сих пор является сложно разрешимой задачей для большинства российских предприятий.

Курсовая работа состоит из введения, тдвух глав, заключения, списка литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и принципы  социального партнерства.

1.1 Теоретические основы  социального партнерства.

Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки этого процесса поставили перед  социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство  как общественное явление, объяснить  его противоречия, наметить перспективы  развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство - категория  зрелой рыночной экономики, для которой  характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения  социального партнерства можно  считать создание Международной  организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма. В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”.

В процессе становления системы  социального партнерства в нашей  стране можно выделить три этапа. u 1991 г. - середина 90-х годов. Начало рыночных реформ, упомянутый Указ Президента РФ, появление первых ассоциаций работодателей - РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами  своей позиции в новых условиях. u Середина 90-х - 2002 г. Расширение законодательной  базы социального партнерства, развитие трехстороннего взаимодействия (прежде всего на региональном и отраслевом уровнях), активное формирование региональных объединений работодателей, осознание  профсоюзами своей роли в условиях рыночной экономики, активизация их действий. u 2002 г. - по настоящее время. Разработка национальных проектов, вступление в силу ТК РФ (2002 г.) со специальным  разделом II “Социальное партнерство” и новой его редакции (2006 г.), формирование многоуровневой системы социального  партнерства, принятие ФЗ “Об объединениях работодателей” (2002 г.), дальнейшее укрепление профсоюзов.

Российская модель социального  партнерства, основывающаяся на общих  закономерностях и принципах, международных  правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности. Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в СП профессиональных союзов и объединений работодателей. Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах СП, шире, чем в других странах. В-третьих, российская система СП отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность - шесть уровней, семь видов соглашений). В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.

Если говорить о перспективах развития российской модели, то в ближайшее  время, очевидно, следует ожидать  совершенствования структуры системы  трипартизма (что предполагает повышение  статуса органов социального  партнерства на федеральном уровне, развитие межрегионального и территориального уровней взаимодействия, укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа  отраслевых секторов за счет расширения сфер их влияния, конкретизацию колдоговорных  обязательств на локальном уровне); содержания взаимодействия субъектов  СП (наполнение соглашений более конкретным содержанием, передача государством части  своих полномочий в регулировании  социально-трудовой сферы в систему  СП); функций (развитие существующих функций  и распространение их за пределы  сферы трудовых отношений, в частности  участие органов СП в решении  вопросов приватизации, в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и др.)”.

На настоящий момент создана  законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов  экономики через систему СП. Законодательно определено понятие социального  партнерства как системы взаимоотношений  между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления. В постоянном режиме работает РТК, в рамках которой ведется согласование социально-экономических интересов сторон, готовится и заключается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует Генеральное соглашение на 2005-2007 гг. (девятое за все годы существования системы СП), начинается подготовка следующего. Несмотря на внешнюю статичность этого важнейшего правового акта, содержание его разделов и обязательств отражает сложившуюся на данный момент социально-экономическую ситуацию и определяет круг проблем, решение которых необходимо для сохранения социальной безопасности. Среди элементов СП я бы выделил отраслевые тарифные,

региональные трехсторонние  соглашения и коллективные договоры на предприятиях. Все остальные - необходимые, но сопутствующие документы, уточняющие отдельные параметры общих положений. Они тоже очень важны, поскольку  подключают к формулированию задач  и контролю за их исполнением все  новые силы.

В 2006 г. в стране действовало  более 50 отраслевых соглашений. В последние  годы стали заключаться отраслевые соглашения субъектов Федерации: их уже почти 5 тыс.

   Накопление и разделение собственности, переход её от одного владельца к другому, от бесхозяйственного ее использования подтолкнули обоснование и появление механизма согласования различных интересов, преодоления конфликтности, поиска путей, ведущих к балансу заинтересованных, а нередко и соперничающих и конфликтующих между собой сил. Появившись на первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Длительное время они не были объектом научного исследования. Однако отдельные суждения о них можно найти в трудах многих ученых, пытавшихся осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказала свои представления о преодолении возникающих трудовых конфликтов, о путях установления конструктивных отношений в сфере производства. Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.

1.2 Сущность и основные  принципы социального партнерства

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального  партнерства в его различных  формах - важная составная часть  процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального  партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов  выступает государство, которое  одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов  достигается путем переговорного  процесса, в ходе которого стороны  договариваются об условиях труда и  его оплате, о социальных гарантиях  работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности  и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство  принимает различные формы. Так  называемая корпоративистская система  предполагает использование специальных  органов, процедур и механизмов. Она  получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального  партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых  соглашений. Вместе с тем в отдельных  отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже  привело к некоторому улучшению  материального положения рабочих  и росту производства.

Выделяются большие, средние  и малые социальные группы. В большие  социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в  масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и  интересы через организации рабочих).

Информация о работе Реализация системы социального партнерства в организации