Реализация системы социального партнерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………с.3-5
1. Понятие и принципы социального партнерства……………………..с.6-12
1.1 Теоретические основы социального партнерства…………………..с.6-9
1.2 Сущность, принципы и нормативно-правовые основы социального партнерства в России………………………………………………………с.9-12
2. Механизм функционирования социального партнерства на примере организации………………………………………………………………….с.12
2.1 Социальное партнерство-идеология сотрудничества………………..с.12
2.2 Социальная ответственность, как одна из форм социального партнерства…………………………………………………………………с.14-23
Заключение………………………………………………………………..с.24-26
Список использованной литературы…………………………………...с.27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

преемственности поколений, воспитания квалифицированных работников – патриотов ОАО «Казанькомпрессормаш».

На предприятии разработана  и утверждена Молодежная политика, создана постоянно действующая рабочая комиссия по работе с молодежью.

Эффективное использование  потенциала молодых работников играет первостепенную роль в развитии предприятия. Молодежная политика Общества реализуется на основе концепции молодежной политики и Коллективного договора предприятия. Эти

документы позволяют повышать роль работающей молодежи в производственном процессе и общественной жизни предприятия и способствовать решению социальных проблем молодежи.

В целях оказания помощи молодым рабочим и специалистам в их профессиональном становлении, ускорения процесса обучения молодых сотрудников, адаптации в

коллективе и корпоративной  культуре на предприятии действует «Положение о наставничестве».

В Коллективном договоре на 2008 год выделен отдельный раздел «Гарантии молодежи» предусматривающий в т.ч. предоставление дополнительных льгот для молодых работников предприятия. Это оказание материальной помощи на улучшение жилищных условий, поощрение особо отличившихся молодых работников по результатам их профессиональной деятельности и др.

По результатам работы с молодежью в 2008 году предприятие  награждено:

• Дипломом Федерации профсоюзов Республики Татарстан за II место среди промышленных предприятий «Лучшая молодежная организация федерации профсоюзов Республики Татарстан.

• Грамотой Министерства по делам молодежи, спорту и туризму  Рес-

публики Татарстан «За  профориентационную работу с молодежью

Республики Татарстан».

ОАО "ККМ" относит жизнь  человека к высшей ценности, а безопасность труда и здоровья сотрудников к ключевым приоритетам своей деятельности.

В рамках системы управления промышленной безопасностью и охраной  труда четко определены права и ответственность работников в области безопасности труда, организован производственный контроль, отлажен механизм получения и анализа информации для принятия оптимальных и своевременных решений по устранению или снижению факторов риска.

Ежегодно ОАО "ККМ" увеличивает  финансирование мероприятий по охране

труда. К примеру, в 2006г. на приобретение средств индивидуальной защиты, спецжиров (молока) и т.д. было израсходовано 6,5 млн. руб., а в 2007г. – 7,7 млн.руб., в 2008 году – 9,6 млн.руб. Это в 2,5 раза больше, чем предусмотрено нормативом. Ежегодные затраты по охране труда и здоровья заводчан планируются и формируются при принятии коллективного договора.

Расследование, учет и анализ несчастных случаев, профзаболеваний  и аварий на ОАО"ККМ" осуществляются в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Министерства здравоохранения и социального развития и органами Государственного надзора РФ.

Хронические заболевания, возникшие  в результате длительного воздействия

вредного производственного  фактора на здоровье работника, выявленные при проведении медицинских осмотров, расследуются, регистрируются и оформляются согласно требованиям соответствующих правовых актов Минздравсоцразвития РФ и приложений к ним.

На ОАО"ККМ" регулярно  проводится обучение и аттестация по охране труда. А также аттестация рабочих мест, которая позволяет выявить травмоопасные, вредные для здоровья производственные факторы. За 2008 год обследовано 319 рабочих мест.

Ежеквартально в цехах  проверяется проведение инструктажей в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90 «Обучение безопасности труда». Это также сказывается на том, что количество несчастных случаев профзаболеваний на производстве сокращается. Если в 2002г. произошло 12 несчастных случаев и зафиксировано два профзаболевания, что в 2007г. зафиксировано лишь пять легких повреждений. В 2008 году произошло уже 4 несчастных случая (3 легких, 1 тяжелый), а профзаболеваний за последние 2 года не было вообще. Выявление проф.заболеваний на ранней стадии способствуют ежегодные профилактические осмотры, в т.ч. в центре профпатологии.

  На основании Постановления Минтруда РФ от 12.10.1994г. № 64 "Рекомендаций по формированию и организации деятельности совместных комитетов по охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях" на ОАО"ККМ" работает комитет по охране труда, который занимается проверкой поступающих на предприятие средств индивидуальной защиты и условий труда в подразделениях. Эти вопросы ежегодно рассматриваются на заседании совета директоров ОАО "ККМ".

В феврале 2008г. состоялось итоговое заседание коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ с участием Президента Минтимера Шаймиева, на котором были награждены победители смотра-конкурса, проводимого в рамках проекта Europe Aid "Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности". В связи, с чем предприятию был вручен диплом оргкомитета проекта Europe Aid в номинации "За лучшую организацию работы по охране труда" победителем 2008 года признано ОАО "Казанькомпрессормаш".

Социальная политика ОАО  «ККМ» является необходимым и значимым компонентом деятельности предприятия.

 Социальная политика осуществляется по двум направлениям: внутренней и внешней. В рамках первого направления предприятие реализует социальные программы, направленные на мотивацию, социальную защиту, развитие персонала, создание безопасных условий труда.

Внешнее направление социальной политики заключается в оказании благотвори-

тельной и спонсорской  помощи в целях поддержки уязвимых слоев населения.

   Достигнутые результаты ОАО «Казанькомпрессормаш» за последние годы, стабилизировали положение и имидж предприятия. Этому способствовало создание новой инновационной экономики, рост инвестиционной привлекательности предприятия и, как следствие, активизация развития социальной сферы.

Производственные результаты предприятия, достигнутые за 2008 год, позитивно сказались на одном из важнейших показателей – оплате труда.

Заработная плата ОАО "Казанькомпрессормаш" в 2008 году возросла на 17,6% и составила 17 190 руб. превысив минимальный потребительский бюджет (7271 руб.) члена типовой семьи в РТ в 2,3 раза.

Реальная заработная плата  с учетом индекса потребительских  цен за 2008 год по ОАО «Казанькомпрессормаш» составила 15 376 руб. (рост на 5,2%).

При этом обеспечено превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы на 4,3%.

Денежные доходы с учетом выплат социального характера достигли 18 254 руб. на человека в месяц.

  На предприятии работает программа дополнительной социальной поддержки работников предприятия и ветеранов, предусматривающая позитивный настрой людей, их желание работать на нашем предприятии.

В социальный пакет ОАО  «Казанькомпрессормаш» входят денежная компенсация на обеды для работников предприятия, медицинские услуги, отдых и лечение работников и их детей, предоставление заемных средств предприятия и льготных кредитов на

улучшение жилищных условий, дополнительных оплачиваемых отпусков по вредным профессиям, единовременные поощрительные выплаты к юбилейным датам, расходы на охрану труда и др.

 В рамках расширения социального пакета, предприятие выступало гарантом по получаемым работниками предприятия корпоративным кредитам через банки.

 В целом по республике  Татарстан на настоящий момент создана законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов экономики через систему СП. Законодательно определено понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления. В постоянном режиме работает РТК, в рамках которой ведется согласование социально-экономических интересов сторон, готовится и заключается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует Генеральное соглашение на 2005-2007 гг. (девятое за все годы существования системы СП), начинается подготовка следующего. Несмотря на внешнюю статичность этого важнейшего правового акта, содержание его разделов и обязательств отражает сложившуюся на данный момент социально-экономическую ситуацию и определяет круг проблем, решение которых необходимо для сохранения социальной безопасности. Среди элементов СП я бы выделил отраслевые тарифные,

региональные трехсторонние  соглашения и коллективные договоры на предприятиях. Все остальные - необходимые, но сопутствующие документы, уточняющие отдельные параметры общих положений. Они тоже очень важны, поскольку  подключают к формулированию задач  и контролю за их исполнением все  новые силы.

 

 

 

 

 

Заключение.

  Современное трудовое законодательство, на мой взгляд, имеет ряд существенных недостатков, заключающихся в наличии возможности у хозяйствующих субъектов «уклониться» от социальной ответственности перед своими работниками, а также преимущественно в рекомендательном характере статей, регулирующих принципиально важные аспекты формирования всей системы социального партнерства в стране. В соответствии с нормативно-правовыми актами РФ:

1) Стороны «свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение» (ст.46 ТК РФ). Отсутствие перечня вопросов, обязательных к отражению в каждом соглашении, коллективном договоре приводят к возникновению споров между сторонами уже на этапе определения рамок ответственности партнеров.

2) Финансирование социальной  сферы предприятия осуществляется  «с учетом финансово-экономического положения работодателя» (ст.41 ТК РФ). Развитие теневой экономики, низкая официальная рентабельность деятельности хозяйствующих субъектов и недооценка собственниками предприятий экономической эффективности реализации социальных программ для своих работников приводят к решению вопроса о финансировании работодателями социальной сферы не в пользу работников.

3) Отсутствие закрепления  обязательности участия работников  в управлении организацией (ст.52-53 ТК РФ), приводит к тому, что  на практике собственники предприятия,  зачастую не дают работникам  возможности воспользоваться данным  им законом «правом».

   Социальное партнерство  – это необходимый элемент  становления правового государства без конфронтации.

      В  России  социальное   партнерство,   по   существу,   являет   собой

трансформированную форму  социально-трудовых  отношений  советского  времени: изменились  субъекты,  сложились  новые  институты,   деятельность   которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми  нормами. Но между субъектами, получившими новые  названия, сохраняются в  большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора»  на  «работодателя»  мало что изменила во взаимоотношениях руководителей  предприятий и  председателей профкомов.  Неформальные  личные   связи   по-прежнему   остаются   основным механизмом регулирования трудовых  отношений,  хотя  существует  перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

      Нередко  во взаимоотношениях различных   уровней  партнерской  вертикали «предприятие-регион-центр» проблем больше, чем между социальными  партнерами одного   уровня.   Ситуация   в   стране   больше   напоминает   партнерство корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и  работодателя  с целью «выбить» из  региональной  комиссии  разного  рода  помощь,  налоговые льготы и  т.п.  для  «своего»  предприятия.  Это  дополняется  «региональным лоббированием»  интересов  в  РТК,  через  «своих»  депутатов  в  Госдуме  и «своего» представителя в Совете Федерации.

      Готовность  профсоюзов и работодателей идти  на компромиссы  не  находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место  собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления  трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием  законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.

      Заявления  работодателей о  своем   понимании  социального  партнерства,

предполагающей  диалог  не  только   с   профсоюзами,   но   и   с   другими

объединениями,  представляющими  интересы  трудящихся,   снижают   авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От  этого  страдает система    социального    партнерства    в    целом,    принципы    которого правительственная  сторона  декларирует,  но  мало   что   делает   для   их осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бердычевский В.С., Трудовое право для юридических колледжей: Учебное пособие. Ростов н/Д:Феникс,2002.
  2. Комментарий к ТК РФ  Под ред. К.Я. Ананьевой. М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2003.
  3. Ваше Право  Электронная юридическая библиотека. Выпуск Законодательство Российской Федерации. февраль 2004 г. (обновление 19.01.2004 г.)  www.ist.ru
  4. 4Смоленский М. Б., Мажинская Н. Г. Трудовое право Российской Федерации: Учебник.  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н./Д: Наука- Пресс, 2007.
  5. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен, 2001.

 

  1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006.

 

  1. Организация и нормирование труда: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 2003.

 

  1. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: учебник. М.: Дрофа, 2004.

Информация о работе Реализация системы социального партнерства в организации