Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 13:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение отношений в аграрно-промышленном комплексе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть экономическую категорию «аграрные отношения»;
2.Выявить взаимосвязь аграрных отношений и земельной ренты;
3.Исследовать механизмы регулирования земельных отношений;
Введение ……………………………………………………………………2
1. Аграрные отношения и их специфика ……………………………… 4
1.1. Понятие аграрных отношений …………………………………….. 4
1.2Образование земельной ренты и экономический механизм
регулирования земельных отношений………………………………….. 7
2. Реформирование АПК в России……………………………………… 12
2.1. Формы государственного регулирования и основные направления
аграрной реформы России………………………………………………. 12
2.2. Инвестиции в АПК – как путь выхода из аграрного кризиса…. 19
Заключение………………………………………………………………. 25
Литература………………………………………………………
Экономические методы подразделяются на методы государственного воздействия, вырабатываемые на федеральном, субъекта федерации и на муниципальном (местном) уровнях. Сюда входят нормативные цены на земельные участки, ставки земельного налога, компенсационные выплаты при изъятий земельного участка, ориентирующие (нормативные) уровни арендной платы, налоговые ставки при сделках с землей, сборы при оформлении документов; рыночные регуляторы, т.е. факторы земельного рынка, определяемые спросом и предложением (цена при купле-продаже земельного участка, договорная арендная плата, залоговая цена в сочетании со ставками ипотечного кредита и пр.).
Все перечисленные методы воздействия на земельные отношения определяются действующим законодательством, прежде всего Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами и другими правовыми актами, регулирующими земельные отношения.
Соблюдение принципов поэтапного и дифференцированного подхода обеспечит плавное вхождение крестьянства в земельный рынок, который может эффективно функционировать только при его сопряжении с формами собственности. Любая купля-продажа есть отношение присвоения-отчуждения, т. е. акт, выражающий экономическую реализацию собственности. Без ее легализации развитие частной (включая долевую) собственности на средства производства, хозяйственное имущество и землю, в том числе выделение имущественных и земельных паев крестьянам при реорганизации колхозов и совхозов, не может получить адекватного рыночного выражения.
Формирование цивилизованного земельного рынка будет постепенным и займет длительное время. Конечные цели всех земельных преобразований можно обозначить следующими моментами:
- создание регулируемого
государством рынка всех
- сочетание интересов собственников земель
(потенциальных продавцов), товаропроизводителей
сельскохозяйственной продукции и других
предпринимателей (потенциальных покупателей);
- соблюдение интересов владельцев земельных долей, получивших землю бесплатно.
К условиям полноценного функционирования
рынка земли относятся:
- наличие земли как объекта купли-продажи,
продавцов земельных участков и социально-экономическая
мотивация их выхода на земельный рынок;
платежеспособность покупателя;
- необходимая рыночная
инфраструктура земельного
-равновесное ценообразование
на различные категории земель;
организационно-правовой
-государственное
Мировой опыт показывает, что экономическое
регулирование земельных отношений осуществляется
государством. Государство должно сохранить
контроль над формированием земельных
отношений в соответствии с утвержденным
законодательством, разрабатывать и применять
механизмы экономического и административного
воздействия на становление этого процесса;
Основные цели регулирования формирующихся
земельных отношений сводятся, во-первых,
к обеспечению достаточной эффективности
использования сельскохозяйственных
угодий; во-вторых, к удовлетворению экологических
требований, выдвигаемых обществом; в-третьих,
к осуществлению социально справедливого,
с точки зрения большинства населения,
рыночного перераспределения земли. Для
реализации этих целей при передаче прав
собственности или распоряжения землей
становится необходимым:
-предусмотреть вхождение продаваемого
или арендуемого участка в общую национальную,
региональную или районную систему ведения
сельского хозяйства;
- учесть экологические требования;
- запретить распоряжение
-оценить земельный участок
по совокупности природно-
В настоящее время в условиях аграрного
реформирования возникает необходимость
более широкого участия государства в
поддержке села и стабилизации социально-экономической
ситуации во всей системе АПК. Исходной
посылкой государственного вмешательства
с целью корректировки рыночного механизма
должно стать соблюдение баланса интересов
государства, агропроизводителя и потребителя
с использованием экономических инструментов
и рычагов. Предстоит реформировать, а
иногда и с учетом новой ситуации создавать
такие системы регулирования, как финансово-кредитный
механизм, налогообложение, ценообразование.
Направляющие функции государства следует
использовать в агроэкологической области
и регулировании социальных процессов.
В целом система
государственного регулирования должна
учитывать региональные особенности и
условия, стимулировать более приоритетные
направления развития производства, формировать
новые организационно-правовые формы
хозяйствования, исключать непроизводственные
затрать;, поддерживать неэффективно работающие,
но необходимые для региона хозяйства
и уберегать их от заведомых банкротств.
Глава 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ
АПК В РОССИИ.
2.1. Формы государственного регулирования и основные направления аграрной реформы в России.
Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна в условиях рыночной экономики, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.
При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора— сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.
Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.
В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.
Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции.
В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая сторона— потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства— падением производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хозяйств населения—требуется большее внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.
Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.
В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования.
Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия расширения оборота земли, необходимо законодательное закрепление положений о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.
Иностранные граждане, лица без гражданства,
иностранные юридические лица могут выступать
участниками земельных отношений только
путем аренды земли. Земля особо охраняемых
территорий иностранным гражданам и лицам
без гражданства, юридическим лицам не
предоставляется.
Использование
земли является платным, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным
законодательством и законами субъектов
Российской Федерации. Формами платы за
землю являются земельный налог, арендная
плата, плата за временное пользование
землей, плата за приобретение земельных
участков в собственность, плата за приобретение
права аренды земельных участков.
Достижение, стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.