Реформирование АПК в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение отношений в аграрно-промышленном комплексе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть экономическую категорию «аграрные отношения»;

2.Выявить взаимосвязь аграрных отношений и земельной ренты;

3.Исследовать механизмы регулирования земельных отношений;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
1. Аграрные отношения и их специфика ……………………………… 4

1.1. Понятие аграрных отношений …………………………………….. 4

1.2Образование земельной ренты и экономический механизм
регулирования земельных отношений………………………………….. 7

2. Реформирование АПК в России……………………………………… 12

2.1. Формы государственного регулирования и основные направления
аграрной реформы России………………………………………………. 12

2.2. Инвестиции в АПК – как путь выхода из аграрного кризиса…. 19
Заключение………………………………………………………………. 25

Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая3.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

         Требуется разрешить свободное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Только тогда появится объективная оценка эффективных сфер приложения капитала, начнется более активное его привлечение в аграрную отрасль, что скажется на оживлении производства в целом. В результате выиграют не только товаропроизводители, но и государство.

         Что касается гарантированных цен на продукцию госзаказа, то они не должны быть ниже рыночных. В этом случае госзаказ на сельскохозяйственную продукцию станет играть роль экономического рычага, стимулирующего развитие производства.

         Внутренними инвесторами в аграрное производство должны быть прежде всего финансово благополучные сельскохозяйственные предприятия. Повысить инвестиционную активность способны крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, а также перерабатывающие и торговые организации. Инвестировать сельскохозяйственное производство могут поставщики ресурсов для АПК (топлива, удобрений, техники). Вкладывать капитал в сельское хозяйство должны областные и районные администрации, заинтересованные в сохранении занятости и доходов сельского населения, а также в надежном обеспечении региона продуктами питания.

         Активизации инвестиционной деятельности должно способствовать развитие рынка ценных бумаг как средства мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов, осуществления крупных проектов. В настоящее время его доля в финансировании инвестиций удручающе мала - менее 1% общего объема капиталовложений в основной капитал.

          С целью привлечения иностранных инвесторов в перерабатывающую промышленность целесообразна продажа им акций, в первую очередь государственного пакета. Предприниматели смогут более рационально распорядиться собственностью предприятия, направляя капитал в обновление производственно-технического потенциала отрасли.

         Одним из важнейших путей привлечения инвестиций является создание различных интеграционных структур, в т.ч. аграрных финансово-промышленных групп.

         В этой связи государство должно стимулировать развитие кооперативно-интеграционных процессов в аграрном секторе. Предприятия перерабатывающей промышленности, а также крупные предприятия промышленного животноводства (свинокомплексы, птицефабрики) стремятся обеспечить себя гарантированными поставками сырья, что вынуждает их организовывать различные интеграционные объединения с производителями сельскохозяйственной продукции.

         Для стимулирования создания на базе крупных перерабатывающих предприятий холдингов целесообразно уменьшать для них налогооблагаемую прибыль на суммы, которые предприятия расходуют на расширение и технологическую модернизацию своих сырьевых зон. Эти средства, размеры которых должны быть законодательно определены, должны использоваться строго на покупку акций (паев) сельскохозяйственных организаций, аренду земли и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий зоны.

          Многие проблемы с привлечением инвестиционных средств в реальный сектор экономики, в т.ч. сельское хозяйство, были бы сняты, если бы государству удалось задействовать валютные накопления населения.2 Для этого нужно установить ставки по долгосрочным вкладам, превышающие уровень инфляции, и предоставить гарантии возврата вложенных средств. При этом важно сохранить тайну вкладов, отказаться от декларирования доходов, предоставить гарантии государства по своевременному возврату вложенных средств, легализовать доходы населения и тем самым восстановить его доверие к финансовым структурам и государству в целом.

 

 
 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Стабильное развитие аграрных отношений является основой самодостаточной системы жизнеобеспечения и позволяет решать проблему продовольственной безопасности. Кроме того, совершенствование аграрных отношений способствует росту эффективности сельскохозяйственного производства, модернизации материально-технической базы, повышению качества жизни всех слоев населения. 

         В аграрном секторе сложилась многоукладная экономика. На базе бывших колхозов и совхозов созданы акционерные общества, товарищества, сельскохозяйственные кооперативы, приусадебные хозяйства. Фермерское движение не получило своего развития в ходе рыночных реформ. В результате рыночных реформ и  ухудшения экономических условий работы сельскохозяйственных предприятий в аграрном секторе, хозяйства населения превратились в основной источник сельскохозяйственной продукции. 

         В условиях рыночных реформ предприятиям необходима серьезная государственная поддержка. Различные организационные формы предпринимательства  способствуют развитию конкурентной среды, что  является важным условием стимулирования хозяйственной деятельности. Несомненно, малое предпринимательство и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в современном аграрном производстве. Но в целях обеспечения конкурентоспособности аграрного сектора  на внутреннем и мировом рынке, экономического роста и повышения уровня жизни при вступлении в ВТО необходимо создать условия для развития крупных агропромышленных формирований.

         Проведение комплекса мероприятий позволит совершенствовать аграрные отношения. При этом необходимо предусмотреть действия по следующим направлениям: 

- обеспечение интенсивного развития в отрасли растениеводства - основных отраслей сложившейся в регионе специализации: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, хмель; в животноводстве - молочное и мясное скотоводство, птицеводство;  
 
- повышение плодородия почв; 

- укрепление кормовой базы; 

- техническое перевооружение организаций АПК, создание интегрированных структур с целью привлечения инвестиций, эффективного использования имеющихся ресурсов, увеличения занятости;

- развитие личных подсобных хозяйств;

- улучшение кадрового потенциала страны.

         Анализ современных аграрных отношений имеет первостепенное значение для выявления основных закономерностей общественного развития. Нынешнее состояние экономической теории характеризуется отставанием фундаментальных исследований в этой области. Эти исследования должны вбирать в себя современные достижения мировой науки и методологические обобщения глобального характера, учитывая в то же время российскую действительность, её экономическую и национально-психологическую специфику.  
 
         До сих пор государственная поддержка сельского хозяйства была направлена на субсидирование затрат. Это, как правило, не дает должного экономического эффекта. Поэтому можно сделать вывод о целесообразности перехода к адресной поддержке сельского хозяйства— к субсидированию доходов сельхозтоваропроизводителей.

         Также одним из путей решения аграрных проблем, имеющих место в настоящее время является активизация инвестиционной деятельности в АПК.

         В инвестициях остро нуждаются все отрасли и сферы АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера.

         Наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств внутренних и внешних инвесторов является создание на базе сельскохозяйственных организаций с низким уровнем платежеспособности предприятий с учетом иностранного капитала.

         Активизации инвестиционной деятельности должно способствовать развитие рынка ценных бумаг как средства мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов, осуществления крупных проектов.

 

ЛИТЕРАТУРА 
 
1.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник 2-е изд.-М.: ТК Велби изд. Проспект 2005;

2.     Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. - М., 2004;  
 
3.     Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7;

4.     Экономическая теория/ под ред. д. э. н., проф. А. И. Добрынина, д. э. н., проф. Л.С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008.-544с.;

5.     Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник/В.Б. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская – 2 изд. Стер. –М.: КНОРУС, 2007;

6.    Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. Экономист,2005, № 9;

7.     Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7;

8.     Сапагова С. – Механизмы интеграционных процессов в АПК района. Экономист, 2006, №9;

9.     Система ведения агропромышленного производства ростовской области (на период 2001-2005 гг.) – Ростов-на-Дону.: «Феникс», -928 с.;

10. Трушин Ю. -Национальный проект АПК, экономист, 2006, №10;

11. Ушачев А. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК, Экономист, 2005,№3;

12. Ушачев И.-Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы. Экономист, 2006, №5;

13. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10.

 

 

 

 

 
 
 

1 Экономическая теория/ под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.

2 Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. Экономист,2005, № 9.

 

 


Информация о работе Реформирование АПК в России