Реинжиниринг как механизм обеспечения устойчивости и конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Реинжиниринг является важным инструментом антикризисного управления, т.к. он направлен на перестройку бизнес-процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности банка. В свете сложившейся нестабильной экономической ситуации в мире управление не может иметь другой основы, нежели поиск и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Поэтому реинжиниринг стал за последние годы одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом консалтинге.

Содержание работы

Введение…………………………………….…………………….………3
Теоретическая часть
1.1. Цели, задачи, общая схема и содержание работ……..……...………5
1.2. Основные этапы процесса реинжиниринга ………………………..14
1.3. Подходы, методы и инструменты реинжиниринга ………………..19
1.4. Разработка образца будущей организации бизнеса …...…………..21
Расчетная часть
2.1 Определение системы показателей оптимизации конкретных элементов и процессов………………………………………………….………….25
Анализ затрат и результатов……………………….………………..35
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

Реинжиниринг как механизм обеспечения устойчивости и конкурентоспособности предприятия.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине « Менеджмент»

на тему «Реинжиниринг  как механизм обеспечения устойчивости

 и конкурентоспособности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 114610

Ковальчук А. С.

Проверил:

Сергеев И. И.

 

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………….…………………….………3

Теоретическая часть

1.1. Цели, задачи, общая  схема и содержание работ……..……...………5

1.2. Основные этапы процесса реинжиниринга ………………………..14

1.3. Подходы, методы  и инструменты реинжиниринга ………………..19

1.4. Разработка образца  будущей организации бизнеса …...…………..21

Расчетная часть

2.1 Определение системы показателей оптимизации конкретных элементов и процессов………………………………………………….………….25

    1. Анализ затрат и результатов……………………….………………..35

Заключение……………………………………………………………….37

Литература…………………….………………………………………....39

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реинжиниринг является важным инструментом антикризисного управления, т.к. он направлен на перестройку бизнес-процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности банка. В свете сложившейся нестабильной экономической ситуации в мире управление не может иметь другой основы, нежели поиск и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Поэтому реинжиниринг стал за последние годы одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом консалтинге.

Реинжиниринг нацелен  на то, чтобы не только каждое звено  бизнеса действовало продуктивно, но и на то, чтобы вся система их взаимодействия была нацелена на получение максимального эффекта мультипликации, т.е. того эффекта, который невозможно получить каждому в отдельности, но реально достичь за счет совместных усилий, организованных оптимальным образом.

Цель курсовой работы является  на основании литературных источников изучить цели, задачи, методы и инструменты реинжиниринга, проанализировать бизнес-процессы предприятия и определить ключевые  элементы бизнес-процессов, требующих оптимизации.

 Задачи исследования:

        1. раскрыть основные теоретические аспекты реинжиниринга;
  1. определить необходимость совершенствования бизнес-процессов организации в современных условиях конкурентности рынка товаров и услуг;

3)       определить научные подходы к выбору наиболее эффективных форм, методов и инструментов управления деятельностью предприятия в современных условиях на базе обширного опыта зарубежных стран и имеющейся практики отечественных  организаций;

4) разработать механизм реинжиниринга бизнес-процессов, обосновать предложения по радикальной перестройке существующих бизнес-процессов ОАО «Паритетбанк» ;

5) предложить пути повышения эффективности бизнес-процессов.

Источниками информации для написания курсовой работы стали:  годовые отчеты акционерам ОАО «Паритетбанк» за 2011-2012 гг., научные публикации по тематике исследования, информация из периодических изданий экономического профиля.

 

 

Теоретическая часть

    1. Цели, задачи, общая схема и содержание работ

Острая конкуренция  между организациями заставляет искать оптимальные стратегии развития на рынке и совершенствовать технологии управления бизнесом. Решающим фактором в конкурентной среде предприятий является успешное освоение технологий бизнес-инжиниринга, которые могут приблизить их к самым передовым достижениям мировой управленческой практики.

Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность взаимосвязанных операций по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей. При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии.

Управление бизнес-процессами целесообразно рассматривать и  на уровне взаимодействия различных предприятий, когда требуется координация деятельности предприятий-партнеров в потоках товародвижения или в логистических процессах.

Революцию в управление бизнес-процессами внесли достижения в области современных информационных технологий, которые дают возможность проведения инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Согласно   определению   М.   Хаммера   и   Д. Чемпи реинжиниринг  бизнес-процессов определяется, как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование  бизнес-процессов  для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия».

Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий» и «процесс».

  1. Фундаментальный.

На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные вопросы:

    • почему компания делает то, что она делает?
    • почему компания делает это таким способом?
    • какой хочет стать компания?

Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить  текущие правила и положения ведения бизнеса и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.

  1. Радикальный.

Радикальное перепроектирование - это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т. е. в ходе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.

  1. Резкий.

Реинжиниринг не применяется  в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%, а используются более традиционные методы, применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого улучшения показателей деятельности компании путем замены старых методов управлении новыми. Однако традиционные методы усовершенствования бизнеса и реинжиниринг не противоречат, а дополняют друг друга.

Реинжиниринг используется периодически для радикальных преобразований, обеспечивающих существенное повышение эффективности. А в период между этими "скачками" применяются методы постепенного улучшения для "настройки" усовершенствованных процессов.

Различие между усовершенствованием  и реинжинирингом бизнес-процессов  показано в таблице.

 

 

 

 

Таблица 1 - Различия между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов

ПАРАМЕТРЫ

МЕТОДЫ

Усовершенствование

Реинжиниринг

Уровень изменений

Наращиваемый

Радикальный

Начальная точка

Существующий процесс

«Чистая доска»

Частота изменений

Непрерывно / единовременно

Единовременно

Требуемое время

Короткое

Длительное

Направление

Снизу-вверх

Сверху-вниз

Охват

Узкий, на уровне функций

Широкий, межфункциональный

Риск

Умеренный

Высокий

Основное средство

Статистическое управление

Информационные технологии

Тип изменения

Культурный

Культурный / структурный


 

Целью реинжиниринга бизнес-процессов является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Инжиниринг бизнес-процессов  включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например, один раз в 5-7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде.

Для компаний с высокой  степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов обеспечивает решение следующих задач:

  1. Определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служит повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.
  2. Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки производства и обращения, и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов деятельности.
  3. Построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке.
  4. Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами, и как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков.

Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.

Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются:

  • Горизонтальное сжатие бизнес-процессов. При реинжиниринге необходимо, что бы в процессе участвовало как можно меньше людей. Выполнение процесса одним человеком позволяет снизить численность персонала и ускорить выполнение процесса примерно на порядок. Уменьшается количество ошибок и отпадает необходимость держать специалистов для устранения этих ошибок;
  • Логика реализации бизнес-процессов. При реинжиниринге необходимо, что бы линейное выполнение работ заменялось работами, осуществляемыми параллельно, что экономит время, которое тратилось на взаимоувязку работ на разных участках;
  • Вариативность бизнес-процессов. Формируются различные варианты процессов выполнения для разных условий. Разработка различных версий бизнес-процессов в условиях постоянно меняющегося рынка необходима, чтобы процессы имели различные варианты в зависимости от ситуаций, входов и состояния рынка.
  • Рационализация управленческого воздействия. Необходимо уменьшать число проверок и добиваться снижения степени управленческого воздействия.
  • Минимизация согласований. При реинжиниринге предполагается минимизация согласований, так как они тоже не имеют материальной ценности. Задача реинжиниринга - минимизировать согласования в ходе исполнения процесса путем сокращения внешних контактов;
  • Уполномоченный менеджер. При реинжиниринге этот принцип применяется в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их интеграция силами небольшой команды невозможна. Уполномоченный менеджер является буфером между сложным процессом и заказчиком.
  • Централизация информационной поддержки. Необходимо совершенствовать информационную поддержку процессов. Современные ИТ дают возможность децентрализовать управление, сохраняя возможность пользования централизованными данными

Сущность и особенность  РБП заключается, во-первых, в применении новых подходов к реконструкции  бизнеса, так называемых принципов  реинжиниринга, и, во-вторых, в использовании продуманной технологии (рисунок 1).

 

 


Принципы реинжиниринга - новые правила ведения бизнеса. Эти принципы включают в себя эвристические правила реконструкции бизнеса, направленные в первую очередь на  упрощение организационных отношений и потоков информации, а также на предоставление большей самостоятельности работникам, устранение лишних "управленцев". Применение данных правил предполагает не "улучшение" существующих процессов, например, с помощью автоматизации или административно-управленческих приемов, а коренную реконструкцию процессов. Происходит замена существующих громоздких и забюрократизированных процессов на новые, упрощенные и более гибкие.

Такой подход, который  можно назвать проектированием "с  чистого листа" позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся  хозяйственных догм и добиться впечатляющих результатов.

К принципам реинжиниринга  относятся и новые правила  построения организационных структур для реконструируемых компаний с  тем, чтобы организуемые структуры  отвечали новым правилам ведения бизнеса.

В целом работа по реинжинирингу  бизнеса состоит из двух основных этапов: "обратного" и "прямого" инжиниринга компании.

Для того, чтобы изменить систему управления, ее нужно сначала описать и оценить. Поэтому реинжиниринг начинается с описания и оценки ситуации "как есть". Для того чтобы понять, как и зачем менять, надо разработать цели и стратегию изменений, модель системы управления "как нужно". После этого реинжиниринг системы управления требует разработки плана действий по переходу из ситуации "как есть" в ситуацию "как надо". Поэтому в качестве необходимых шагов реинжиниринга компании можно выделить:

  1. Выбор стратегических приоритетов компании для формулирования целей бизнес-реинжиниринга и определения наиболее важных бизнес-процессов компании.
  2. Создание модели существующей компании "как есть" на основе моделирования бизнес-процессов и функциональной структуры компании до начала проведения изменений.
  3. Анализ модели существующей компании и выявление узких мест в компании c точки зрения функциональной структуры компании и ее бизнес-процессов.
  4. Разработка новой функциональной структуры и бизнес-процессов компании на основе методов бизнес-реинжиниринга.
  5. Разработка и организация использования поддерживающих информационных систем. При этом определяются требуемые ресурсы и при необходимости реализуется специализированная информационная система.
  6. Переход компании на новую функциональную структуру и бизнес-процессы, то есть внедрение новой системы управления в практику.

Информация о работе Реинжиниринг как механизм обеспечения устойчивости и конкурентоспособности предприятия