Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизмов анализа внешней и внутренней среды: SWOT-анализ, PEST-анализаь пяти сил конкуренции (по М.Портеру).
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
*рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
*рассмотреть методы анализа внутренней и внешней среды организации;
*проанализировать методы анализа внутренней и внешней среды организации на примере предприятия ООО «Пиццерия»
*разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней среды ООО «Формат-кафе».
Введение
Глава 1. Внутренняя и внешняя среда бизнеса.
1.1 Внутренние переменные
1.2 Внутренняя среда организации
1.3 Среда прямого и косвенного воздействия
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды организации
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Пиццерия»
2.2.Анализ внутренней и внешней среды
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентно способности организации на примере ООО «Пиццерия»
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Внутренняя и внешняя среда бизнеса.
1.1 Внутренние переменные
1.2 Внутренняя среда организации
1.3 Среда прямого и косвенного воздействия
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды организации
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Пиццерия»
2.2.Анализ внутренней и внешней среды
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентно способности организации на примере ООО «Пиццерия»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение механизмов анализа внешней и внутренней среды: SWOT-анализ, PEST-анализаь пяти сил конкуренции (по М.Портеру).
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
*рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
*рассмотреть методы анализа внутренней и внешней среды организации;
*проанализировать методы анализа внутренней и внешней среды организации на примере предприятия ООО «Пиццерия»
*разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней среды ООО «Формат-кафе».
В первой главе будут описаны теоретические основы внутренней и внешней среды организации.
Во второй главе будет дан анализ механизма внутренней и внешней среды организации на примере предприятия ООО «Пиццерия». Проведен анализ − модель пяти сил конкуренции по Портеру и SWOT-анализ, PEST-анализ.
В последней главе будет даваться рекомендации по проведению мероприятий для совершенствования механизма анализа.
В основу теоретического исследования легли труды следующих авторов: В.Д. Макаров, Аналоуи Ф., Боумен К., Завгородняя А.А., Зайцев Л.Г., Соколова М.И. и другие.
Глава 1. Внутренняя и внешняя среда бизнеса
1.1 Внутренней среды
Внутренняя среда бизнеса представлена совокупностью организационно-хозяйственных служб, обеспечивающих осуществление определенного технологического процесса, результатом которого является производство конкурентоспособного продукта и реализация его на рынке.1
Анализ внутренней среды бизнеса позволяет определить потенциал фирмы, который поможет ей занять конкурентоспособную нишу на современном рынке товаров и услуг. Грамотный анализ внутренней среды бизнеса также позволяет правильно и чётко сформулировать миссию организации, являющуюся целью создания и существования компании, которая еще и определяет направленность деятельности организации.
Внутреннюю среду фирмы определяют:
специфика деятельности отрасли организации;
технология производства, которая применяется фирмой;
ассортимент продуктов и услуг, выпускаемых предприятием;
потребительская среда, соответствующая целям бизнеса;
ниша, которую занимает предприятие на рынке,
отношения, связи с конкурентами и организациями в смежных отраслях;
взаимоотношения с поставщиками сырья;
размеры предприятия (организации), определяющие использование той или иной технологии,
коллектив работников, их специализация;
правовой статус организации, позволяющий находить наилучшие формы управления бизнесом.2
Все эти факторы оказывают чрезвычайно важное влияние на процессы управления и планирования внутри организации. Ключевая цель, которая стоит перед предпринимателем, заключается в том, чтобы грамотно оценить степень влияния каждого внутреннего фактора на успех бизнеса в целом. Предпринимателю так же не менее важно умение направить действие факторов таким образом, чтобы бизнес развивался в нужном направлении.
Следовательно, для принятия эффективного решения руководство организации должно держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Необходимо отметить, что центральным звеном факторов внутренней среды являются цели предприятия. Они разрабатываются руководством предприятия и доводятся до сведения всего коллектива. Это приводит к координации действий коллектива, отдельных подразделений и руководства предприятия в процессе непосредственного производства. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе3. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли4. Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Но даже такие фирмы могут существовать только в условиях прибыльности, однако цели они ставят социально направленные.
Важнейшим элементом внутренней среды является структура предприятия, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой последовательности; звенья системы обеспечивают согласованность управляющей и управляемой систем. Внутренние показатели организационной структуры организации - это состав, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем фирмы. Структура организации есть распределение прав и ответственностей между подсистемами.5 Создание оптимальной организационной структуры позволяет организации постоянно адаптироваться к различным переменам и воздействовать на них.
Построение структуры связано с разделением труда, позволяющим производить гораздо больше продукции. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Отличия между ними:
Горизонтальное разделение труда - деление труда на отдельные составляющие процесса труда. Степень горизонтального разделения труда зависит от сложности производства и масштабов деятельности компании. Более крупное и более сложное производство требует больше отделов, занимающихся выполнением узкоспециализированной работы.
Вертикальное разделение труда - разделение труда, координирующее деятельность различных служб и отделов организации.6
Общее между горизонтальной и вертикальной специализацией заключается в том, что оба этих процесса непосредственно связаны с координацией деятельности сотрудников организации, которые являются центральным звеном любой организации. Следовательно, руководителю определенной организации следует уделять достаточное внимание специализации труда, являющейся ключевым элементом внутренней среды бизнеса. В совокупности это определяет его активность и дисциплинированность, что сказывается на четкости следования целям организации и успеха предприятия.
Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки7. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Два важных момента в работе - это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.
Технология как фактор внутренней среды имеет большое значение. Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.
Существует несколько способов классификации. Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:
Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.
Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.
Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры - переработка нефти, работа электростанций.
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:
1. Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец - сборочные линии массового производства.
2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.
3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство8.
Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.
Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации9.