Реорганизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Реорганизация – одна из форм создания или ликвидации юридических лиц, в результате которой происходит прекращение или изменение правового положения юридического лица и осуществляется переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Реорганизация осуществляется как добровольно (по решению уполномоченных лиц) так и принудительно (решение о такой реорганизации принимается судом по иску антимонопольного органа).

Файлы: 1 файл

Что такое реорганизация.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Многие хозяйствующие  субъекты имеют разветвленную филиальную сеть. Деятельность каждого филиала экономически обособлена, и ее результаты могут быть разными. Вполне возможно, что производной от убыточной деятельности одного филиала будет ответственность общества, в том числе за счет имущества другого, рентабельного филиала. 

Решить эту  проблему также можно путем создания самостоятельного юридического лица на базе имущества, находящегося на отдельном  балансе филиала, сохранив над ним  управленческий контроль со стороны  общества.

Способы реструктуризации 

Для достижения указанных целей у хозяйственного общества есть альтернатива. При этом обычно обсуждаются две схемы реструктуризации: 

–          реорганизация в форме выделения  или разделения; 

–          создание дочернего (дочерних) хозяйственного общества на базе части движимого и недвижимого имущества организации с последующим осуществлением мены акций (долей участия) дочернего общества на акции (доли участия) материнской компании. 

Выбор одной  из них зависит от следующих обстоятельств. Во-первых, результатом осуществления избранной схемы должно являться достижение поставленной цели (целей). Во-вторых, достижение цели должно основываться на наиболее простых способах ее осуществления. 
 

Проведем анализ каждой схемы реструктуризации. Исходя из того, что наибольшее число хозяйственных обществ имеют организационно-правовую форму акционерного общества, настоящий анализ проводится на примере возможной реструктуризации АО. Однако эти доводы применимы и для других хозяйственных обществ. 

Реорганизация общества. 

Порядок реорганизации акционерного общества определен ст. 57-60 ГК РФ, ст. 15-20 Закона об АО, а также иными правовыми актами, в частности Указом Президента РФ от 18.08.96 № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". Порядок эмиссии ценных бумаг при реорганизации общества установлен Стандартами эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденными постановлением ФКЦБ РФ от 12.02.97

 № 8 (в ред.  от 11.11.98) (далее — Стандарты эмиссии при реорганизации). 

На практике хозяйствующие субъекты осуществляют реорганизацию в форме выделения  или разделения из-за следующих обстоятельств, 

Во-первых, распределение  имущества дебиторской и кредиторской задолженности между создаваемыми в результате реорганизации обществами осуществляется в пропорциях, определяемых акционерами, без учета мнения третьих лиц (в том числе кредиторов). Во-вторых, в силу распространенного заблуждения инициаторы реорганизации предполагают, что при данных формах у реорганизации может быть изменен состав акционеров, а также процентное "соотношение акций между ними в созданных обществах. 

Реорганизация являётся весьма трудоемкой и длительной процедурой, и не все поставленные задачи могут быть реализованы. Подтверждается это следующим. 

Решение бывает труднодостижимым. 

Решение о реорганизации  акционерного общества отнесено к исключительной 

компетенции общего собрания акционеров и принимается  тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в собрании (п. 1 ст. 48,

 п. 4 ст. 49 Закона  об АО). Таким образом, не каждому  обществу удается провести решение  через общее собрание акционеров. В большинстве случаев есть  акционер или группа акционеров, которые в силу своих корпоративных  интересов будут голосовать против реорганизации, блокируя принятие решения. 

Кроме того, в  силу ст. 75 Закона об АО акционеры, владельцы  голосующих акций (в соответствии с  п. 3 ст. 32 Закона об АО при принятии решения  о реорганизации общества привилегированные  акции приобретают право голоса). В случае, если они голосовали против решения о реорганизации общества или не принимали участия в общем собрании акционеров, вправе требовать выкупа принадлежащих им акций. 

Конечно же акционер, не получающий дивидендов и не проявляющий  интереса к управлению обществом, желает продать принадлежащие ему акции по максимально возможной цене, но сделать это не всегда удается, в том числе из-за их низкой ликвидности. В таких условиях вынесение на общее собрание вопроса о реорганизации общества стимулирует акционера к голосованию против реорганизации, так как в этом случав у него появляется возможность продать акции по их рыночной стоимости. 

Если обществу все-таки удастся принять решение  о реорганизации, ему необходимо будет направить финансовые средства на выкуп акций. Сумма может достигать 10 процентов стоимости чистых активов реорганизуемого общества (п. 5 ст. 76 Закона об АО). 

Более сложным  является принятие решения о реорганизации  общества с ограниченной ответственностью. В силу ст. 92 ГК РФ п. 2 cm 33, п. В cm. 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» такое решение может быть принято исключительно единогласно всеми участниками общества. 

Общение с кредиторами. 

Составление разделительного  баланса осуществляется обществом  и не требует согласования с кредиторами. Однако после 

общество обязано  письменно уведомить об этом всех своих кредиторов, и каждый из них  вправе" потребовать от общества превращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 Закона об АО). 

Неуведомление кредиторов о реорганизации общества влечет возможность признания в  судебном порядке недействительными  актов о государственной регистрации  юридических лиц, созданных в  результате реорганизации (п. 6 совместного  постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.95 №2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГК РФ"). 

Следует учитывать, что указанный порядок взаимоотношений  с кредиторами распространяется только на гражданско-правовые обязательства (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов регулируется налоговым законодательством (нормы ГК РФ применяются в силу прямого указания в НКРФ). 

НК РФ предусматривает  порядок исполнения обязанности  по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. 8 частности, ст. 50 установлен различный порядок правопреемства налоговых обязанностей при реорганизации в форме разделения и выделения. 

При реорганизации  в форме разделения вновь образованные юридические лица становятся правопреемниками реорганизованного общества в части недоимок и пеней (в некоторых случаях штрафов) по налогам и сборам в соответствии с утвержденным обществом разделительным балансом (п. 6,7 ст. 50 НК РФ). 

При реорганизации  в форме выделения вновь образованному юридическому лицу не могут быть переданы в порядке правопреемства какие-либо налоговые обязательства реорганизованного общества (п. 8 ст. 50 НК РФ). 

Если после  реорганизации реорганизованное общество (при выделении) или какое-либо из вновь созданных обществ (пои разделении) не имеет возможности исполнить обязанность по уплате налогов и сборов и если а судебном порядке будет установлено, что отсутствие этой возможности является производной от состоявшейся реорганизации, то выделившиеся или созданные юридические лица могут быть привлечены к солидарной ответственности по уплате налогов (сборов) реорганизованного лица (п. 7,8 ст. 50 НК РФ). 

Таким образом, достижение первой цели (из названных) путем реорганизации возможно с  весьма существенными оговорками.

Распределение акций между акционерами. 

Стандартами эмиссии  при реорганизации (в ред. от 11.11.98) внесен ряд новелл в порядок реорганизации  коммерческих организаций, в том  числе в форме выделения и  разделения. 

В частности, п. 6.7 Стандартов установлен порядок размещения акций акционерного общества, созданного при выделении или разделении, в случае когда настоящее размещение осуществляется путем конвертации. При этом определено, что «каждому акционеру реорганизуемого акционерного общества должно размещаться целое число акций каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения или выделения, представляющих такие же права, что и принадлежащие ему акции в реорганизованном акционерной обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций». 

Таким образом, при размещении акций путем конвертации  структура их распределения во вновь  созданном обществе не может отличаться от структуры распределения (в процентном соотношений) акций между акционерами  реорганизованного общества. 

Данный режим предполагает невозможность реализации второй цели путем реорганизации. 

Создание дочернего  общества с последующей меной  акций. 

Этот способ реструктуризации имущественного комплекса  организации достигает поставленных целей (в отличие от процедур реорганизации) и менее трудоемок — осуществляется в два этапа. 

На первом этапе  реструктурируемое общество М учреждает  дочернее хозяйственное общество Д  путем внесениям уставный капитал  последнего определенного движимого  и недвижимого имущества. Общество Д создается в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества, и общество М выступает его единственным учредителем. 

 Второй этап  основан на применении правового  режима приобретения размещенных  акции, установленного ст. 72 Закона  об АО. Общество М приобретает у своих акционеров размещенные акции с условием их оплаты находящимися в собственности общества М акциями общества Д. В результате осуществления этих операций часть имущества общества М оказывается обособленным у юридического лица Д, а часть акционеров общества М становятся акционерами общества Д. 

Практическая  реализация этой схемы должна основываться на выполнении следующих основных организационно-правовых мероприятий. 

  

Определение стоимости  имущества. 

Работа по созданию дочернего акционерного общества должна начинаться с определения перечня имущества, вносимого в его уставный капитал. Поэтому необходимо провести инвентаризацию данного имущества, а также определить его стоимость. 

Порядок определения  стоимости имущества установлен п. 3 ст. 34 Закона об АО. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. Таким образом, определяемая стоимость имущества не обязательно должна соответствовать значению его балансовой стоимости. Однако следует учитывать, что нечеткость норм п. 3 ст. 34 Закона об АО вызывает ряд дополнительных вопросов. А именно: не понятно, относится ли требование о привлечении оценщика только к случаю неденежной оплаты дополнительных акций или распространяется и на случай неденежной оплаты уставного капитала при учреждении общества. 

Ответ на данный вопрос мог бы дать законодатель путем  внесения соответствующих уточнений  в анализируемую статью Закона об АО. Пока же при разрешении практических задач следует обратить внимание на п. 12.6 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акции, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.96 № 19 (в ред. От 11.11.98), который устанавливает требование о необходимости предоставления заключения независимого оценщика (аудитора) в случае оплаты акций неденежными средствами при учреждении общества. Результатом непривлечения независимого оценщика может являться  отказ регистрирующего органа (регионального отделения ФКЦБ РФ) в регистрации отчета об итогах выпуска акций дочернего общества. 
 

Принятие решения  о создании общества. 

В силу ч. 16 ст. 65 Закона об АО решение о создании дочернего общества отнесено к исключительной компетенции совета директоров и  принимается простым большинством его членов, присутствующих на соответствующем заседании (п. 3 ст. 68 Закона об АО). 

Но этот общий  правовой режим имеет некоторые  изъятия. В частности, компетенция  органов управления акционерных 'обществ, на которые распространяется специальный правовой режим, установленный п. 5 ст. 1 Закона об АО, определяется не данным Законом, а Типовым уставом, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.92 № 721. Нормы Типового устава носят императивный характер (п. 1 совместного постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 02.04.97 № 4/8). 

Информация о работе Реорганизация