Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа
Реорганизация – одна из форм создания или ликвидации юридических лиц, в результате которой происходит прекращение или изменение правового положения юридического лица и осуществляется переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Реорганизация осуществляется как добровольно (по решению уполномоченных лиц) так и принудительно (решение о такой реорганизации принимается судом по иску антимонопольного органа).
Среди европейских компаний также известны случаи резкого увеличения капитализации благодаря стратегии экспансии на рынке. Стратегия известной пивной компании Heinekenбыла долгое время направлена на поглощение мелких европейских производителей пива и, в конечном счете, способствовала почти двойному росту цен акций Heineken (что значительно опережало и рост индекса датского фондового рынка). Только за последние пять лет сделки по приобретениям ежегодно повышали ее цену на 12%. Особенно высоко цены взлетали после объявления об очередном поглощении.
Свою историю наращивания капитализации в ходе структурных изменений имеют лишь единицы российских компаний. Первые масштабные проекты в данном направлении стали проводить представители крупного нефтяного бизнеса. Уже с 1998 года их инвестиционная стратегия существенно изменилась. Они перестали скупать активы с целью конгломератного расширения бизнеса. И с новым ростом топливных цен, нефтяники выбрали стратегию консолидацию сил на профильных бизнес-направлениях.
Из публичных компаний, которые прошли этот тернистый путь, необходимо выделить компанию ЮКОС. Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский практически воспроизвел на примере своей организации классическую западную структуру управления вертикально интегрированной корпорацией. Главная проблема, которая возникла у ЮКОСа в ходе реструктуризации- это выделение сервисных структур в отдельный бизнес. Компания проделала огромную работу по коренной реструктуризация непрофильных активов, нацеленную на снижение издержек и сопровождавшуюся массовыми увольнениями (из 65 тысяч производственного персонала непрофильных активов было уволено 45 тысяч человек). Правда, уже через два года существенный выигрыш от таких действий получили акционеры. Капитализация ЮКОСа после реструктуризации активов возросла почти в 10 раз.
Из крупных сырьевых (не нефтяных) компаний успешно осуществляет работу с активами"Норильский никель". Программа по реструктуризации "непрофилей" социальной сферы в компании уже завершена. Заняла она 4 года. И сейчас в состав "Норильского никеля" входят только те структуры, на которые выделяется финансирование в рамках социальных проектов компании. При этом непрофильных производственных активов у "Норильского никеля"очень мало. Их стоимость, по мнению аналитиков, занимает менее 2% балансовой стоимости всей компании. К ним относятся строительные ремонтные, автотранспортные активы, а также Тувинский завод цветных металлов, Оленегорский механический завод. Смысл управления ими - централизация управления "непрофилями" и снижение издержек.
С развитием
конкурентных отношений в России
появляется и мощная прослойка
В том же направлении стала развиваться и группа компаний "Ист-Лайн". В ближайшее время она намерена избавиться не только от компании авиаперевозчика, но и от холдинга по производству электропоездов. По словам руководства, такие действия предоставят компании возможность сконцентрироваться главным образом на аэропортовом бизнесе. Именно в этот бизнес пойдут все вырученные от продажи предприятий средства. В частности, планируется построить восемь взлетно-посадочных полос в дополнение к двум уже имеющимся.
На данный момент оценить влияние специализации на стоимость компании в России практически не возможно. Однако анализ самых крупных сделок на отечественном фондовом рынке за период с 2002 по начало 2004 гг. (Таблица 4) показывает, что разницы в подходах между российскими и зарубежными инвесторами практически не существует. Так же, как и на Западе, объявление о начале программы реструктуризации способно повлиять на стоимость компании. В зависимости от доверия инвесторов к эмитенту это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Как пример, с момента объявления программы реструктуризации ОАО "ЮКОС" курс акций этой компании за короткий промежуток времени вырос почти на 200%. В то же время объявление о планах по долгосрочной реструктуризации компании "Лукойл" никак не сказалось на динамике ее акций.
Таблица 4
Сделки в 2003 году
|
Источник: "Эксперт РА"
Как видно из таблицы, новости о покупке новых компаний в своей отрасли (сделки "Норильского никеля", "Северстали") и экспансия на зарубежные рынки способствовали динами чному росту цен на их акции. Та же ситуация сложилась и после анонсирования слияния"Силовых машин" с "Объединенными машиностроительными заводами". Почти сразу вслед за объявлением о начале слияния акции ОМЗ выросли на 13%, в то время как рост индекса составил лишь чуть больше 7%.
Важно отметить,
что в отдельных случаях
Если
Вы озабочены созданием
стоимости, не дробите
свои акции.
Дробите свою компанию.
Беннет Стюарт,
основатель консалтинговой
компании Stern Stewart
Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы среди предпринимателей наиболее популярным понятием будет капитализация. Высокая капитализация бизнеса - это и дешевые кредиты и инвестиции, и защита от недружественных поглощений, и позиционирование себя в бизнес-элите. Наконец, это возможность достойного выхода из бизнеса, что становится актуальным для многих предпринимателей, основавших свое дело в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Иными словами, от выкачивания денежных потоков и серых схем бизнес переходит к формированию рыночной стоимости.
Однако в рамках
старых бизнес-моделей, основы которых
были заложены еще в период приватизации,
сделать это практически
Опыт развитых
стран показывает, что одним из
эффективных способов повышения
капитализации является реструктуризация
бизнеса. Одно лишь известие о планах
структурной перестройки
Именно поэтому сейчас российские предприниматели особое внимание уделяют реструктуризации. В принципе, реструктуризация проводилась пять, десять лет назад, будет проводиться и впредь. Однако, если раньше менеджмент и собственники российских компаний пользовались в основном инструментарием оперативной реструктуризации, то сейчас компании все больше обращаются к методам стратегической реструктуризации, направленным на повышение инвестиционной привлекательности бизнеса и рост его стоимости.
Исследование, проведенное рейтинговым агентством "Эксперт РА", показало, что первые примеры успешной стратегической реструктуризации в России уже есть. И с каждым годом число компаний, заинтересованных в стратегической реструктуризации, становится все больше. Поэтому в ближайшие два-три года мы прогнозируем усиление реструктуризационных процессов, особенно процессов, направленных на упорядочивание активов.
Как правило, российские компании проводят работу с активами в три этапа. На первом этапе происходит упорядочивание структуры активов малых непрофильных бизнесов, на втором - вспомогательных бизнесов с целью "выпрямления" издержек, на третьем осуществляется оптимизация структуры портфеля крупных непрофильных бизнесов.
В конечном счете,
специализация компаний на более
узких сегментах рынка и
Помимо работы
с непрофильными активами, дополнительными
факторами увеличения капитализации
компании на российском фондовом рынке
могут стать экспансионная