Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа
В составе химической отрасли можно выделить прогрессивную и динамично развивающиеся химическую и нефтехимическую промышленности. Им принадлежит определяющая роль в развитии научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства, материального и культурного благосостояния трудящихся. Производимая предприятиями химического и нефтехимического комплекса продукция имеет очень широкое применение, она используется во всех отраслях народного хозяйства: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и в быту.
Введение 3
1. Менеджмент как организация управления химическими
и нефтехимическими предприятиями 4
2. Основные стратегии диверсификационного роста на
предприятиях химического и нефтехимического профиля 10
3. Обоснование организационной структуры управления
при организации новых производств на предприятиях 16
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Блок управления научно-техническим
развитием имеет решающее значение.
В связи с этим в ПО Киришинефтеоргсинтез
технический директор наделен полномочиями
первого заместителя
Блок управления производством возглавляется заместителем генерального директора по производству, в непосредственном подчинении которого находятся руководители производственных структурных единиц комплекса нефтепереработки.
В блоке управления производством особое место занимают функции оперативно-диспетчерского руководства: круглосуточное координирование работы производственных подразделений объединения, организация взаимосвязей между цехами и службами; обеспечение выполнения структурными подразделениями предприятия производственного плана по качеству и количеству выпускаемой продукции в установленном ассортименте; обеспечение поступления нефти в соответствии с заключенными договорами на поставку и графиками перекачки.
Укрупненный блок управления экономической деятельностью является функциональным блоком и возглавляется заместителем генерального директора по экономике. В масштабе ПО Киришинефтеоргсинтез он выполняет следующие функции: определение стратегии экономического развития ПО; методическое руководство и координация деятельности всех подразделений ПО по разработке перспективных и текущих планов, мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма, экономической работы, выявлению и использованию внутрипроизводственных резервов; доведение плановых заданий до подразделений ПО и контроль за их выполнением; обеспечение планов финансовыми ресурсами и контроль за соблюдением планово-финансовой дисциплины; совершенствование организации и системы оплаты труда; проведение приватизации и работа с ценными бумагами; совершенствование ОС управления; разработка цен на продукцию, тарифы и услуги ПО и контроль за правильным их применением; оперативное руководство отделами, входящими в его состав.
Анализируемый блок возглавляется заместителем генерального директора по капитальному строительству.
Согласно положению, основными
задачами отдела капитального строительства
являются обеспечение планирования
и финансирования капитального строительства,
обеспечение подрядных и
Планомерное и ритмичное функционирование производства, своевременная реализация готовой продукции требуют взаимосвязанного руководства обеспечением его основного и вспомогательного звеньев разнообразными предметами труда, сбытом готовой продукции, транспортно-складским обслуживанием. Это обусловливает целесообразность организационного сосредоточения соответствующих специализированных функциональных подблоков в едином укрупненном блоке управления коммерческой деятельностью.
В соответствии с действующим положением в задачи подблока материально-технического обеспечения входит: своевременное, бесперебойное и комплексное обеспечение ПО Киришинефтеоргсинтез всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами, а также спецодеждой и хозяйственным инвентарем; организация контроля за соблюдением правил хранения материальных ценностей на складах.
С переходом к рыночной экономике
важное место в ОС ПО Киришинефтеоргсинтез
занимает маркетинговая деятельность
и,
в частности, анализ и контроль рыночной
ситуации, покупателей, конкурентов, а
также рекламная деятельность. Эти направления
в сбытовой деятельности нашли свое отражение
в числе задач и функций нового положения.
Рассматриваемый блок управления возглавляется заместителем генерального директора по работе с персоналом и социальному развитию. В соответствии со структурой управления ПО Киришинефтеоргсинтез этот укрупненный блок включает отдел кадров, отдел технического обучения, первый отдел, военизированную охрану. Функционально подчинен заместителю генерального директора по кадрам и режиму штаб ГО. Из сказанного следует, что важнейшей задачей этого блока на данном этапе является обеспечение ПО рабочей силой требуемых квалификаций и специальностей, подготовка и переподготовка кадров, соблюдение трудовой дисциплины. Не менее важная задача – обеспечение должной охраны всех объектов и организация четкого пропускного режима.
Глава 2. «Основные стратегии диверсификационного роста на
предприятиях химического и нефтехимического
профиля»
Переход отечественной промышленности к рыночным условиям хозяйствования в значительной степени осложнил проблему экономического функционирования предприятий, способствовал созданию и развитию различных форм хозяйственных объединений. Основными предпосылками для создания таких объединений в России являются:
– необходимость восстановления хозяйственных связей между предприятиями;
– способность крупных хозяйственных объединений сосредотачивать крупные денежные средства и проводить техническое перевооружение и реконструкцию производств;
– стремление предприятий и хозяйственных объединений обеспечивать себе надежную сырьевую базу и сбыт продукции.
По экономическому содержанию
новые хозяйственные
Говоря о структуре преобразований в отечественной химической и нефтехимической промышленности, следует особо подчеркнуть роль в решении этой проблемы таких форм объединения материальных и финансовых ресурсов, как интеграция (вертикальная или горизонтальная) и диверсификация.
Под интеграцией понимается объединение самостоятельных
предприятий, углубление их взаимодействия
и развития связей между ними. Она проявляется
в расширении и углублении производственно-
Вертикальная интеграция — это тот случай, когда деятельность интегрированной компании охватывает более чем одну стадию процесса преобразования сырья в конечную продукцию. В качестве мотивов такой интеграции обычно называют снижение потребности в оборотных средствах, снижение транспортных расходов, а также повышение конкурентоспособности конечной продукции за счет ликвидации промежуточных надбавок к цене.
Под горизонтальной интеграцией понимается тот случай, когда две фирмы, осуществляющие одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну компанию. При этом новая компания сосредотачивает значительный объем производства однотипной продукции.
В то время как горизонтальная интеграция может осуществляться только в пределах одной отрасли, вертикальная интеграция охватывает несколько отраслей промышленности.
Чаще всего диверсификацию рассматривают как особый случай горизонтальной интеграции производств.
Диверсификация – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности.
Считается, что, предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет диверсификации. Эти и другие причины побуждают предприятия расширять сферы деятельности, приобретая (поглощая) другие фирмы или начиная новые виды бизнеса.
Различают три вида диверсификации производств: концентрическую, горизонтальную и конгломератную.
Выбор того или иного вида диверсификации зависит от положения предприятия на рынке и его состояния, от его целей. Кратко это можно охарактеризовать следующим образом:
1. Концентрическая диверсификация (новые производства, совпадающие с основным профилем):
1) компания конкурирует в отрасли промышленности, не имеющей роста либо имеющей очень низкие темпы роста;
2) добавление новых, но в то же время профильных продуктов могло бы существенно улучшить реализацию традиционной продукции;
3) новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам;
4) вводимые новые профильные продукты имеют сезонные колебания спроса, и эти колебания находятся в противофазе с колебаниями финансовых пиков и спадов компании;
5) традиционные продукты компании находятся в стадии тирания по их жизненному циклу;
6) компания располагает сильной управленческой командой.
2. Горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для традиционных рынков):
1) добавление новых, но в то же время непрофильных проектов могло бы существенно улучшить реализацию традиционной продукции;
2) компания конкурирует в высококонкурентной и / или неразвивающейся отрасли, в которой достаточно низкая норма прибыли и дохода;
3) традиционные каналы дистрибуции продукции компании могут быть использованы для продвижения на рынок новой продукции для традиционных потребителей;
4) реализация новой продукции по времени будет проходить в противофазе с уже выпускаемыми компанией проектами.
3. Конгломеративная
диверсификация (новые непрофильные
производства для новых рынков)
1) в базовой отрасли компании происходит ежегодное снижение объемов реализации и прибыли;
2) компания располагает капиталом и управленческими кадрами, необходимыми для того, чтобы начать конкурировать в новой отрасли;
3) у компании есть возможность скупить непрофильный для нее бизнес, который, как ей кажется, представляет надёжный объект для инвестиций;
4) существует финансовое взаимодействие между приобретаемой и приобретающей фирмами;
5) существующие рынки для продукции компании вполне насыщены.
Под концентрической диверсификацией понимается пополнение ассортимента продуктами и услугами, похожими на товары предприятия, но имеющие иные потребительские свойства. К таким новым продуктам, освоенным в ПО Киришинефтеоргсинтез, можно отнести бензины с октановым числом 95 пунктов и выше.
Киришский НПЗ на протяжении последних
лет регулярно выпускает
Ориентация мирового, а
в перспективе и российского
рынка на реформулированный
Проблема освоения выпуска реформулированного бензина представляется для Киришского НПЗ трудностями разной степени.
В современных условиях Киришский НПЗ реально может производить автобензины с октановым числом 95–98 п. и. м. без тетраэтилсвинца, бензола и с содержанием кислородсодержащей добавки – МТБЭ до 15 %, но пока еще с повышенным содержанием общей ароматики. Решить проблему снижения содержания общей ароматики в высокооктановых автобензинах можно будет только с вводом мощностей по производству алкилата (алкилирование бутилена изобутаном). Такой процесс желательно иметь на Киришском НПЗ. Для его внедрения есть неплохие предпосылки: завод производит серную кислоту, изобутан, имеет установки регенерации отработанной серной кислоты. Все это существенно снижает будущие капитальные затраты (практически вполовину).
Горизонтальная диверсификация
Непрофильными новыми продуктами, освоенными в ПО Киришинефтеоргсинтез, можно считать кровельные и гидроизоляционные битумно-полимерные материалы.
Информация о работе Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса