Роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности, задач и целей самоменеджмента. Для достижения этой цели были решены следующие за-дачи:
1. Раскрыта сущность системного менеджмента, дано определение самоменеджменту.
2. Рассмотрены основы тайм-менеджмента.
3. Рассмотрена роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления.

Содержание работы

Введение
1. Системный менеджмент и ситуационный подход
к самоменеджменту
2. Принципы эффективного использования времени
руководителя
3. Роль анализа работы руководителя в формировании
стиля управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсач менеджмент.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение 

2

1. Системный менеджмент  и ситуационный подход 

     к самоменеджменту

 

4

2. Принципы эффективного  использования времени

     руководителя

 

15

3. Роль анализа работы  руководителя в формировании

    стиля управления

 

22

Заключение

30

Список использованной  литературы

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из задач экономики  на современном этапе – наиболее рациональное и эффективное использование всего того, чем располагает общество и что создано трудом человека. Решение этой задачи осуществляется совокупностью экономических, организационных, технических и других мер. И ведущее место в решении этих проблем, несомненно, принадлежит управлению.

Современные отечественные  предприятия нуждаются в инновационных  разработках в области управления, что позволит им обеспечить высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на внутреннем и внешних рынках.

На современном этапе  развития рыночных взаимоотношений  возрастание экономического потенциала всего народно-хозяйственного комплекса обусловлено тем, насколько рационально и эффективно осуществляется управление всеми его подсистемами – организациями различных уровней и типов. Как показывает практическая деятельность, ряд научных исследований, одним из узких мест в процессе формирования рыночного хозяйственного механизма в нашей стране является проблема повышения эффективности труда управленческого персонала.      

  На данный момент в теории и практике управления в связи с принципиальным изменением экономических условий хозяйствования имеются значительные резервы в системе рационализации трудовых процессов управленческого персонала.      

  В существующих зарубежных и отечественных исследованиях решены многие методологические вопросы, не дающие, однако, права считать решенной проблему использования резервов рационализации труда управленческого персонала применительно к вопросам повышения устойчивости деятельности предприятия. К тому же, рассматривая социальные, экономические и ряд других факторов в управленческой деятельности, изучая при этом влияние данных факторов на кадры управления, можно сделать вывод об изменяющемся содержании труда руководителя, что подтверждает необходимость проведения научных исследований в этой области.

Как показали результаты исследования, основополагающее значение в повышении эффективности трудовых процессов руководителей и специалистов имеет планирование личной работы.

Самым распространенным видом планирования у руководителей является краткосрочное планирование – на день и на неделю, что в целом негативно характеризует систему самоменеджмента.

Особенностью управленческого  труда является то, что его результаты трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей определяются, как правило, по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов. Нельзя наделять свойствами конечного результата управленческого труда его промежуточные результаты – расчеты, чертежи, разрабатываемую техническую и организационную документацию, другую информацию. Другими словами, эффективность труда руководителя нужно оценивать не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности принимаемых технических, организационных и экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции и услуг.

Целью данной работы является рассмотрение сущности, задач и целей самоменеджмента. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

    1. Раскрыта сущность системного менеджмента, дано определение самоменеджменту.
    2. Рассмотрены основы тайм-менеджмента.
    3. Рассмотрена роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления.

 

1. Системный менеджмент и ситуационный  подход

к самоменеджменту

 

Современный менеджмент представляет  собой систему идей и  приемов эффективного  построения и управления организациями. Эта система складывалась  под влиянием реалий деловой жизни  развитых стран, которые нашли свое отражение в работах  ведущих специалистов по менеджменту, таких, как Р. Акофф, Р. Уотермен,  П. Вейл, П. Дракер, А. Морита. [8], [1], [2]

В  отличие  от  теории управления, развиваемой  до недавнего прошлого  в нашей стране, современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных  правил, рецептов  деятельности. В нем находит  отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и  быстро меняющемся  мире,  в котором подвержены изменениям  даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается.  И попытки  изложить  наше знание о  таких сложных системах, как современные организации, в рамках жестких схем  и  правил неизменно  приводят к  неоправданному  упрощению,  искажению истинной  картины,  а  значит к  иллюзиям, заблуждениям  и ошибкам.  Поэтому современный менеджмент - это скорее  система наиболее общих представлений об организациях,  новая   «управленческая   философия»,  нежели  свод   готовых рецептов. [8], [3]  

Можно сказать, что современный  менеджмент  основывается на следующих постулатах:

     1. Внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна.

     2.  Любой сотрудник фирмы – прежде  всего  личность  со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь  в последнюю очередь – «инструмент» для обеспечения прибыли.

     3. Управление – необыкновенно сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

       Один  из  основных  «инструментов» менеджмента – системный подход – предписывает  истоки  проблем,  возникающих  в  работе организации, искать в первую очередь  за ее пределами, во  внешней среде. Именно  она  «заставляет» искать свою  «нишу»  в рыночном  пространстве, определяет стратегию  и тактику, внутреннюю структуру организации, направления ее развития. [8], [9]

Наиболее характерные черты внешней среды современного  менеджмента – динамичность, многообразие и интегрированность.

 Динамичность  нашей российской  действительности  мы  уже все хорошо осознали,  однако  многие  из нас полагают,  что  она  в основном  является следствием  переходных процессов, идущих в стране, и якобы наступит  время, когда жизнь станет  спокойной и  стабильной.  Однако судя по  опыту других стран, стабильность возможна лишь в  некоторых сферах, в частности в области культуры  бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во  всем  же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран – нарастание  изменчивости,  подвижности, динамичности жизненной среды. В убыстряющемся темпе меняются виды товаров и услуг,  формы бизнеса и способы  коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. [8]

Ясно, что наши привычные,  неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями  подразделений  и  обязанностями  работников,  ориентированные  на «спокойную»  среду, теперь не  годятся. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся   структуры, которые не сопротивляются изменениям  внешней среды,  а  меняются вместе с ней.

 Следующая  характерная   черта  внешней  среды   менеджмента – многообразие. Современная организация взаимодействует  с огромным  числом  различных  объектов, и к каждому из этих объектов нужен  свой подход,  своя стратегия. [11], [13], [14]

И все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны и между собой множеством нитей - экономических, информационных, политических, морально-психологических,  административных,  постоянно влияют друг  на  друга,  то  есть  внешняя  среда – интегрирована.  Следовательно, изменение взаимодействия с любым  из  этих объектов  влечет за  собой изменение отношений и с остальными.

До  последнего  времени  в  нашей управленческой среде, господствовала  определенная точка зрения на роль  руководителя. Считалось,  что   функции  управления   должны  быть  строго   отделены   от исполнительской, непосредственно производственной деятельности и сводиться к разработке стратегии,  планированию, организации,  контролю  и осуществлению внешних  связей  с  другими  организациями.  Понимание  растущей  значимости коллектива в выполнении управленческих функций привело к иным представлениям о роли руководителя.

     1.   Руководитель   должен  не  столько  управлять,  сколько  создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он   должен   создавать   систему  психологических,  духовных,  материальных стимулов,  побуждающих  каждого работника  думать,  действовать в  интересах организации  в  целом,  которая,  в свою  очередь,  стремиться удовлетворить личный интерес каждого  члена коллектива.

     2.  Руководитель должен не управлять  в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

     Таким  образом,  от прежней роли  руководителя,  который служил  только

делу,  жизнь заставляет  перейти к  новой роли руководителя,  который служит своим  работникам, не переставая служить делу.  При этом  он,  так же как и другие сотрудники, осуществляет все  перечисленные  выше функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие  каждого  члена  коллектива  в  процессе  исполнения  управленческих функций. [18], [19], [20]

Современные  представления  об управлении  организациями,  вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается  так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все  положительное  из достигнутого менеджментом. Суть его проста – все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы. Ситуационный  подход не отвергает ничего, что было сделано ранее,  в  частности,  идеи пирамидального построения организаций, приказные методы  управления, жесткое закрепление функций и т.д. Не существует плохих  или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.

Для менеджеров ситуационный подход открывает значительные возможности  в творческом использовании разнообразного, разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом на него большую ответственность за выбор адекватных хозяйственной ситуации приемов управления. Ситуационный подход вырабатывает в практическом менеджменте устойчивые навыки глубокого анализа, объективной оценки хозяйственных ситуаций и синтеза адекватных решений, обеспечивающих оптимальный результат. Ситуационный подход в практическом менеджменте – это определенный тип динамического мышления и гибкого организационного поведения специалиста, воспитанный в рамках специальных образовательных программ и активно поддерживаемый каждодневной практикой управленческой деятельности менеджера. В международной и отечественной практике эта концепция в ярко выраженной форме находит отражение в образовательных программах типа МВА (Master of Business Administration), для которых характерны интерактивная форма изучения элементов практического менеджмента, блочная схема организации учебного процесса, активные технологии преподавания, ориентированные на обучение пользованию различными формами и инструментами практического менеджмента.

Специфика  ситуационного  подхода заключается в том, что он,  развивая основные идеи системного  подхода, вместе с тем заставляет выделить наиболее важные актуальные факторы,  влияющие на предприятие. Если, например, строго осуществлять  системный  подход, то  необходимо  определить  все  системы, в которые входит  предприятие и его компоненты. Но  таких систем бесконечно много. Поэтому осуществить системный анализ в полном объеме, естественно, невозможно. Приходится идти на какие-то  упрощения.  Таким упрощением, выделяющим наиболее значимые параметры, и является ситуационный подход. [8]

          Центральным моментом ситуационного подхода является определение целей, интересов, потребностей всех взаимосвязанных субъектов как внутри  предприятия, так и за  его пределами. Это объединение происходит, исходя из того, что разрозненные предметы далеко не всегда могут служить   достаточными  средствами  для  достижения  целей человека. А в объединенном виде они приобретают  новое, системное, интегральное  качество, которое является  достаточным для реализации  целей.

Современные руководители должны  владеть  всем  набором управленческих приемов и «секретов». Один  из таких «секретов»  известен любому опытному  руководителю, хотя  в специальной  литературе по менеджменту сформулирован  сравнительно недавно: управление не только наука, но и искусство,  в  котором  огромную роль  играет  интуиция, опыт, человеческие чувства.  Главным инструментом  управления следует считать опыт  и  разум  коллектива  и  его  руководителей.

Следует заметить, что интеллектуализация труда современного  работника порождает новое самосознание, заставляет его все больше ощущать себя не узкопрофессиональным средством, не только функцией, но личностью. Исчезает автоматизм индивидуальной  жизни, навязанный  традиционными  социальными  нормами. Меняется модель существования  человека – из работника, средства труда он постепенно превращается в существо духовное (не столько в религиозном, сколько в философском  смысле  слова), т.е. он осуществляет самоопределение, самопознание и саморазвитие.

Можно предположить, что во много раз участившийся ритм жизни, изменчивая внешняя среда, новые ценностные ориентиры, все  это спровоцирует поиск внутренних резервов эффективности управления. Такой поиск активно ведется. Идеи «нового менеджмента» нашли свое выражение в понятии «самоменеджмент», в управленческой теории и практике явлении новом и малоизученном. Самоменеджмент – это, прежде  всего, самоорганизация,  умение  управлять собой, руководить процессом управления в самом широком  смысле  слова  –  во времени, в пространстве, общении,  деловом  мире.  Руководитель  должен  так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной. [7]

Информация о работе Роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления