Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли бенчмаркинга в стратегическом управлении организацией.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание бенчмаркинга, его виды, структуру и функционирование;
2) описать принципы и этапы процесса бенчмаркинга;
3) проанализировать повышение эффективности функционирования предприятий через применение бенчмаркинга.
Введение
Глава 1. Основные положения
1.1. Понятие и виды бенчмаркинга
1.2. Этапы развития
1.3. Цели и задачи проведения бенчмаркинга на предприятии
Глава 2. Структура и функционирование бенчмаркинга
2.1. Этапы процедуры бенчмаркинга
2.2 Бенчмаркинг как метод управления бизнесом
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Основные положения
1.1. Понятие и виды бенчмаркинга
1.2. Этапы развития
1.3. Цели и задачи проведения бенчмаркинга на предприятии
Глава 2. Структура и функционирование бенчмаркинга
2.1. Этапы процедуры бенчмаркинга
2.2 Бенчмаркинг как метод управления бизнесом
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Переход нашей страны на новую
систему хозяйствования, конечно же, затронул
и предприятия. Ранее руководители предприятий
даже не задумывались о конкуренции, о
повышении эффективности, об увеличении
прибыли, так как предприятия не являлись
собственностью начальника или директора.
Ныне же политика предприятия полностью
изменилась и руководство вынуждено включать
в аппарат управления службу маркетинга.
Развитие предпринимательства в России
сопровождается углублением экономических
преобразований, что предопределяет повышенный
интерес к новым теориям и направлениям
развития маркетинга и менеджмента. Бенчмаркетинг
является новым направлением развития
бизнеса. Он связан с поиском и изучением
наилучших методов и способов предпринимательства,
чтобы осуществлять собственный бизнес
еще лучше и производительнее.
Российский бизнес продолжает знакомиться
с современными инструментами управления,
позволяющими совершенствовать качество
и повышать конкурентоспособность организации.
Бенчмаркинг в их числе. Если некоторые
крупные отечественные предприятия уже
рассматривают бенчмаркинг как элемент
стратегии своего развития, то для большинства
малых и средних компаний это всего лишь
модное, но непонятное слово. Однако скрытые
возможности данного подхода могут быть
эффективно использованы для повышения
конкурентоспособности небольших фирм.
За последние годы организации общественного
сектора по всему миру все чаще обращаются
к бенчмаркингу своих услуг. Также было
признано, что эффективные общественные
услуги играют важную роль в улучшении
конкурентоспособности частного сектора,
посредством сокращения бюрократического
бремени на бизнес.
Бенчмаркинг является путем обеспечения
стимулов, требуемых для изменений в осуществлении
как ключевых, так и не ключевых видов
деятельности для поднятия стандартов
общественных услуг, посредством распространения
наилучшего опыта.
Содействие широкому и систематическому
использованию бенчмаркинга в общественном
секторе может помочь улучшить работу
и может помочь индивидуальному и коллективному
обучению.
В настоящее время благодаря бенчмаркингу
удается повысить эффективность работы,
что ведет к сокращению отходов производства
и переделок готовой продукции, к устранению
многих проблем с качеством. Бенчмаркинг
помогает относительно быстро и с меньшими
затратами совершенствовать бизнес-процессы,
позволяет понять как работают передовые
компании, и добиться таких же или более
высоких результатов.
Сегодня с определенной степенью точности
можно утверждать лишь то, что существует
огромное количество трактовок данного
понятия. Одни считают бенчмаркинг продуктом
эволюционого развития концепции конкурентоспособности,
другие – программой по улучшению качества,
большинство же причисляют его к экзотическим
продуктам японской бизнес-практики.
Отсюда изучение бенчмаркинга является
актуальным и в теории, и на практике.
Целью курсовой работы является определение
роли бенчмаркинга в стратегическом управлении
организацией.
В соответствии с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание бенчмаркинга,
его виды, структуру и функционирование;
2) описать принципы и этапы процесса бенчмаркинга;
3) проанализировать повышение эффективности
функционирования предприятий через применение
бенчмаркинга.
Глава 1. Основные положения
1.1 Понятие и виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг впервые появился в1972 году. Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль) установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 году американская компания "Ксерокс" приступила к проекту "Бенчмаркинг конкурентоспособности" для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Проект имел большой успех. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. Бенчмаркинг осуществляется в рамках конкурентного анализа и не является новшеством для большинства предприятий, хотя он является более детализированной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа[8; с. 56].
Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например:
- бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы ситуации в логистических системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке;
- бенчмаркинг применяется при разработке стратегий, операций и управленческих функций;
- бенчмаркинг рассматривается
и как способ оценки стратегий
и целей работы в сравнении
с предприятиями-лидерами, чтобы
гарантировать долгосрочное
- наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг.
Вообще анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований. Польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на своем предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других (несобственных) предприятий или отраслей. Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше, изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.
Таким образом, бенчмаркинг можно определить как:
1) функция маркетинговой деятельности;
2) исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы;
3) метод анализа превосходства
и оценка конкурентных
Существуют следующие виды бенчмаркинга:
- внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации, сопоставляет характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами;
- бенчмаркинг
- функциональный бенчмаркинг - сравнение определенной функции двух или более организаций в том же секторе;
- бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах;
- глобальный бенчмаркинг - расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг;
- ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе;
- общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Существуют также бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг характеристик, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный бенчмаркинг
1.2. Этапы развития
Исторически бенчмаркинг сначала был известен как модель с названием GAP-анализ: простая методика оценки "разрыва" между важными параметрами фирмы и желаемыми результатами (в качестве таковых могут выступать и качества главного конкурента) использовалась для оценки слабых сторон фирмы.
Бенчмаркинг в своем развитии прошел следующий процесс эволюции:
- первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиринг или ретроспективный анализ продукта.
Основа концепции: сравнение продукта конкурента или какой-либо его части с продуктом компании. Менеджеры японских компаний посещали успешные компании в США и Западной Европе на предмет изучения опыта управления и организации производства.
- второе поколение - бенчмаркинг конкурентоспособности - получило развитие как наука в 1976 - 1986 гг. благодаря деятельности фирмы «Ксерокс».
В 1979 году из-за
резкого снижения доли
- третье поколение - бенчмаркинг процесса - развивается в 1982 –1986 гг., когда предприятия-лидеры качества понимают, что учиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов;
- четвертое поколение - стратегический бенчмаркинг - рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров;
- пятое поколение - глобальный бенчмаркинг, рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства.
1.3 Цели и задачи проведения бенчмаркинга на предприятии
Цель бенчмаркинга
— повышение эффективности собственной
деятельности и завоевание
К основным
задачам бенчмаркинга
Определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон.
Осознание необходимых изменений.
Отбор идей по кардинальному улучшению процессов.
Выявление наилучших приемов работы для компаний данного типа.
Разработка инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов.
Постановка долгосрочных целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие.
Переориентация корпоративной культуры.
Результаты бенчмаркинга для компании:
1. Улучшение собственного бизнеса.
2. Осознание сравнительного положения компании.
3. Приобретение стратегического преимущества
4. Увеличение уровня организационного знания о компании.
Выделяют
следующие принципы
Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других и, только уважение правил игры всеми участниками, гарантирует всем хороший результат. Все должно быть заранее установлено и согласовано.
Аналогия. Оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.
Измерение. Бенчмаркинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.
Достоверность. Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.
С помощью
конкурентного бенчмаркинга
Таким образом,
цель бенчмаркинга состоит в
том, чтобы на основе исследования
надежно установить
Глава 2. Структура и функционирование бенчмаркинга
Рассмотрим принципы, объекты исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркинга, основные источники информации, контроль в системе бенчмаркинга.
Информация о работе Роль бенчмаркинга в стратегическом менеджменте