Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли бенчмаркинга в стратегическом управлении организацией.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание бенчмаркинга, его виды, структуру и функционирование;
2) описать принципы и этапы процесса бенчмаркинга;
3) проанализировать повышение эффективности функционирования предприятий через применение бенчмаркинга.
Введение
Глава 1. Основные положения
1.1. Понятие и виды бенчмаркинга
1.2. Этапы развития
1.3. Цели и задачи проведения бенчмаркинга на предприятии
Глава 2. Структура и функционирование бенчмаркинга
2.1. Этапы процедуры бенчмаркинга
2.2 Бенчмаркинг как метод управления бизнесом
Заключение
Список используемой литературы
Факторы успеха, которые определяют этот процесс, можно классифицировать следующим образом:
"Жесткие" (объективные) факторы:
определение четких границ проекта;
точное планирование времени;
соблюдение стандартов качества;
принятие во внимание бюджетных ограничений;
"Мягкие" (субъективные) факторы:
хороший климат для сотрудничества;
положительный настрой - ориентация на достижение результата;
осознание важности качества;
заинтересованность;
творческий подход;
этика предпринимательства (анализ превосходства - это не промышленный шпионаж).
Эта концепция является вспомогательным средством для сбора информации, требующейся предприятию, чтобы постоянно улучшать производительность и качество и быть впереди конкурентов. Анализ превосходства используется как рычаг, чтобы сломать закостенелую структуру предпринимательства, ориентируясь, например, на лучшие результаты других предприятий.
Анализ превосходства - это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующей целью:
определить лучшие результаты;
проанализировать свою работу;
выявить недостатки в функционировании;
устранить слабые места;
создать мотивацию к постоянному улучшению.
Целеполагание.
Чтобы предприятие было успешным и чувствовало себя таковым в окружении множества противников и ужесточения конкурентной борьбы, подразделения организации должны подвергаться конкуренции, чтобы иметь возможность повысить производительность труда. Следовательно, общая цель звучит так: "Постоянное обеспечение выживаемости предприятия с целью создания покупательской полезности, превышающей затраты на ее производство".
Таким образом, существует возможность выявить, проанализировать и устранить слабые места на своем предприятии. Такое определение своего уровня по сравнению с конкурентами можно применить практически ко всему: начиная с базовых покупателей, как, например, товарооборот на одного работника, и до удовлетворенности покупателя.
Пример из практики: в 80-е годы концерн "Ксерокс" стал искать причины резкой утраты своей доли рынка копировальных аппаратов. Причина была быстро найдена. Один японский производитель предложил копировальный аппарат, равноценный по функциям и производительности тому, что выпускает "Ксерокс, но значительно более дешевый по издержкам производства. "Ксерокс" послал своего специалиста, чтобы тот тщательнейшим образом изучил опыт, товар и материал японского конкурента. Результат после запуска в производство: на базе полученных знаний можно было, помимо прочего, снизить издержки производства на 50%, а время на разработку товара - на 66%.[12,38]
Итак, анализ превосходства:
непосредственно нацелен на повышение оперативной стратегической производительности предприятия; ведет к ориентации культуры предпринимательской деятельности на такие ценности, как способность к обучению, повышение своего собственного потенциала и достижений, что в свою очередь, является толчком для процесса развития.
Успешность предприятия можно понимать как функцию от "покупательской полезности" и "производительности".
Первостепенные цели анализа превосходства не связаны со "слабыми" субъективными факторами на предприятии, так как трудовые взаимоотношения в предпринимательстве являются вторичными, подчинены целям, а значит, не занимают центральное положение в анализе. Анализ всегда отталкивается от точки зрения покупателя.
Кроме того, эта концепция устанавливает равновесие между стабильностью и обновлением. Она показывает, как другие организации эффективно осуществляют свои права и функции. Отсюда вытекают те цели, которые определяют, что должно быть изменено, а что - сохранено.
Объект исследования.
Выбор объектов исследования определяется самим предприятием и его сотрудниками. Анализ производства можно применить к товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т.д.
Если речь идет о стратегических вопросах, то необходимо выяснить, какие факторы особо важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, полностью описывающие эти факторы, и выделить фирмы, явно добивающиеся наилучших результатов в этом секторе. Вслед за этим нужно найти те методы, которые приводят к наилучшим результатам. Так, например, для типографии может быть интересно узнать, как в других отраслях стратегии подготавливают и осуществляют охрану окружающей среды или мероприятия по связям с общественностью.
Виды анализа.
С аналитической точки зрения различают три основных типа анализа:
внутренний анализ превосходства относится к сравнениям внутри организаций, например, между отделами, подразделениями или товарными группами;
внешний анализ превосходства сравнивает сходные виды деятельности в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках;
функциональный анализ превосходства - это третье и, вероятно, самая интересная разновидность. Здесь сравнивают похожие функции или процессы в различных отраслях.
Идея заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде, где они встречаются. Решение типографии о выборе одного из этих трех вариантов зависит, в конечном счете, от реальной ситуации и от того, где можно найти для нее лучший образец для подражания.
Помимо необходимости осуществить проект по анализу превосходства планомерно и шаг за шагом, следует также обязательно соблюдать следующие правила:
руководители предприятия должны быть поглощены идеей анализа превосходства;
сотрудники должны быть проинформированы о целях и необходимости проекта;
рабочая программа должна иметь простую, пошаговую и понятную структуру;
ход проекта должен быть подробно задокументирован.
3.1 Этапы процедуры бенчмаркинга
Под бенчмаркингом понимается аналитический процесс детального сравнения и оценки компании в разрезе операций с "лучшими компаниями в классе" внутри и вне отрасли.
В результате данного процесса появляются действия, направленные на перекрытие "щели" между компанией и лидером "в классе".
Этап 1. Определение функций, которые необходимо анализировать с позиций бенчмаркинга.
Бенчмаркинг требует времени, усилий и внимания руководства. Это означает, что нужно приоритезировать функции организации, т. е. определить, по каким функциям надо проводить бенчмаркинг в первую, вторую и третью очередь, а по каким не проводить вообще. Каких-либо установленных правил отбора данных функций не существует, однако есть несколько общих критериев приоритезации функций управления, которые можно применить к бенчмаркингу:
Какие функции представляют собой наибольший процент в себестоимости?
Если функция исследований и разработок компании на 20% дороже, чем у конкурентов, и при этом тянет на 40% всех затрат, то потенциал сокращения в этом случае - 20% х 40%, или 8% от общей суммы затрат. Это, в свою очередь, имеет большое влияние на объем прибыли. С другой стороны, те же двадцать процентов экономии на исследованиях и разработках в случае, если данная функция составляет только 2% затрат, имеют потенциал сокращения 20% или 2%, или 0,4% от общей суммы затрат. Очевидно, что, концентрируясь на тех функциях, которые составляют львиную долю себестоимости, можно получить более ощутимые результаты при применении системы бенчмаркинга.
Какие функции играют основную роль в дифференциации конкурентов на рынке?
Какие функции имеют максимальную возможность улучшения?
Практика применения данных критериев показывает, что наиболее часто компании проводят бенчмаркинг по различным сегментам производства, маркетинга, продаж, доставки продуктов и услуг, исследованиям и разработкам, управлению персоналом, системам обработки информации, системам материально-технического обеспечения, административному управлению, управлению финансами, системам стратегического планирования и т. д.
Этап 2. Определение факторов и переменных, которые будут анализироваться.
Анализ по системе бенчмаркинга измеряет определенную функцию в терминах конкретных факторов и переменных (показателей) количества и качества труда (например, количество счетов клиентов, контролируемых одним работником, объем отходов на единицу продукта, длительность цикла исследований и разработок и т. д.). Этих факторов множество, и их можно объединить в несколько групп.
Если проводить бенчмаркинг на уровне операций, то эти факторы напрямую связаны с трудовой деятельностью и представляют собой факторы затрат (производительность труда, уровни оплаты, накладные расходы и т. д.) или факторы отличий (например, факторы, оценивающие степень удовлетворенности клиентов в связи с продуктами и услугами, широту продуктовых линий, качество продуктов и услуг, имидж и т. д.).
Если проводить бенчмаркинг на стратегическом уровне, то факторами оценки и сравнения являются:
Финансовые результаты (доля на рынке, рост продаж и реализации, объем прибыли и т. д.).
Стратегия компании, связанная с финансовыми показателями, т. е. определение тех стратегий, которые наиболее успешны в достижении желаемых финансовых показателей.
Этап 3. Отбор лидеров отрасли и вне ее.
Целью бенчмаркингового анализа является определение компаний с лучшими количественными и качественными показателями и установление этих показателей как целей собственного достижения. Так называемых лучших в классе компании можно выбрать из следующих групп организаций:
Прямые конкуренты.
Параллельные конкуренты (компании в той же отрасли бизнеса, но не конкурирующие напрямую).
Латентные конкуренты. Это компании, с которыми Вы не конкурируете сейчас, но которые могут являться для Вас угрозой в будущем. Это наиболее интересные и опасные конкуренты, ибо от них чаще всего исходит демпинг затрат и более высокое качество продуктов и услуг.
Компании вне отрасли. Наиболее творческая часть анализа лидеров. Именно здесь проявляется глубина воображения аналитиков и нестандартность их решений. Разглядеть в другой отрасли то, что можно приложить в своей, - это действительно искусство. Здесь есть и другой аспект проблемы. Если Вы анализируете конкурентов, то находитесь всегда в позиции "догонялы". При анализе лидеров вне отрасли есть более реальная возможность оказаться впереди конкурентов.
Как только создан перечень компаний, потенциальных объектов сравнения, необходимо оптимизировать этот список и свести его к минимуму. Здесь тоже нет жестко установленных правил, и приводятся только несколько рекомендаций:
а) ограничить список компаний до 4-6,
б) использовать наиболее разнообразный список компаний,
в) отбирать действительных лидеров по показателям доли на рынке, роста объема продаж, прибыльности и т. д.,
г) отбирать наиболее изобретательные и творческие компании в разрезе направлений анализа.
Этап 4. Сбор и оценка показателей лидеров по выбранным факторам.
Публикации
Обмен информацией
Внешние источники
1. Данные Комиссии по ценным бумагам.
2. Годовые отчеты компании, брошюры
о продуктах и услугах
3. Статьи в деловой прессе.
4. Статьи в местной прессе.
5. Аналитические отчеты по сегментам рынка.
6. Публикации профессиональных ассоциаций.
7. Публикации из
8.Профессиональные
9.Прямые контакты с
10. Неформальные контакты
11. Клиенты.
12. Поставщики.
13. Оптовики.
14. Правительственные чиновники.
15. Отраслевые консультанты.
Этап 5. Сравнение показателей лидеров с собственными показателями для определения разрывов.
Необходимо собирать данные о лидерах и о себе в одном формате, тогда легче будет сравнивать "яблоки с яблоками".
Определить разумный предел детальности и точности собираемой информации. Основная цель - собрать информацию для определения направлений совершенствования и методов достижения этого совершенствования.
Этап 6. Разработка программ действий для ликвидации этих разрывов.
Программы действий, вытекающие из бенчмаркингового анализа, можно свести к четырем категориям:
Программы "Работайте лучше". В этом случае компания определяет наличие высоких затрат, слабую систему продаж и т. д. и в этой связи приходит к заключению, что нужно напрячь свои силы и дотянуться до конкурента. Хотя это хорошие программы, не следует сводить все планы действий только к ним. Как правило, организация и так работает напряженно, и Вы вряд ли достигнете больших успехов, подгоняя тех, кто и так старается.
Имитация (копирование) конкурентов. Легкая, но малоэффективная программа действий. В этом случае мало шансов действительно выйти вперед.
Программы прямого опережения конкурентов. Возможны на основе информации из других отраслей.
Изменение принципиальных правил игры на рынке. Данный вид программ действий имеет место, когда Вы ничего не можете сделать по объективным причинам экономического или политического характера. В этом случае нужна принципиальная ломка стратегии поведения (появление нового продукта или услуги, смена сегмента рынка, изменение целевой группы клиентов и т. д.).
Этап 7. Внедрение и мониторинг.
Результаты бенчмаркинга, как правило, необходимо подвергать систематическому мониторингу. Японцы в этом смысле дошли до крайности, устанавливая персональную ответственность за достижение целей, вытекающих из бенчмаркингового анализа. Исходя из особенностей отечественной деловой культуры, рекомендуем ежегодный мониторинг по методу бенчмаркинга, приурочивая его к циклу стратегического планирования.
3.2 Бенчмаркинг как метод
История и условия формирования стереотипов поведения персонала и менеджеров каждой компании индивидуальны. Это же относится и к стратегическому видению, и к приёмам конкурентной борьбы. В ситуации, когда интеграционные стратегии производственная кооперация, совместное предпринимательство, слияния и поглощения (М&А) выходят на первый план среди инструментов конкуренции, быстрое усвоение подходов и методик партнёра, взаимное уподобление корпоративных культур становятся главным инструментом и задачей инновационного менеджмента на пути повышения конкурентоспособности.
Информация о работе Роль бенчмаркинга в стратегическом менеджменте