Роль человека в принятии управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – детально рассмотреть и изучить роль человеческого фактора в принятии управленческого решения.
Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. Ведь именно личные качества и характеристики управленца сказываются на принятых им решениях, последствия которых затрагивают интересы и влияют на деятельность организации и жизнь многих людей.

Файлы: 1 файл

булакина курсач.docx

— 785.00 Кб (Скачать файл)

           Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных. Причины коммерческого риска: снижение объемов реализации, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объемов закупок по сравнению с намеченными, потери товара, потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), повышение издержек обращения. Коммерческий риск включает: риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке, риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный), риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем, риск, связанный с платежеспособностью покупателя, риск форс-мажорных обстоятельств. 
          Финансовый риск возникает при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают валюта, ценные бумаги либо денежные средства. К финансовому риску относятся: валютный, кредитный, инвестиционный риски.

         Кредитный риск связан с возможностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования своей деятельности внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с кредиторами.

         Отраслевой риск — вероятность потерь в результате изменений экономического состояния отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. Необходимо и учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности. 
        Инновационный риск — вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

    1. Влияние паники на подготовку управленческих решений

        Словом «паника» обозначают безотчетный ужас внезапно появляющийся у людей при ознакомлении с необычной информацией. Ожегов С.И. трактует панику как крайний неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей. Паника (состояние паники) – это кратковременная потеря логики в мыслительной деятельности при подготовке и принятии решений. 

Причины паники:

  1. Патологические медицинские заболевания и психологические расстройства (невротические расстройства, эндогенные и органические заболевания ГМ).
  2. Особые социальные состояния (обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей).
  3. Случайное стечение напряженных ситуаций (в наборе каждодневных ситуаций может быть такое их сочетание, что они усугубляют друг друга).

Причины панического настроения:

    • повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды;
    • потеря веры в руководство;
    • изнуренность и утомленность работников - СХУ;
    • пониженный тонус сознательной активности;
    • несоответствие сильной значимости ситуации слабым
    • ожиданиям;
    • паникер на руководящей должности;
    • стечение обстоятельств.

        Состояние паники – это признак и первый этап развития стресса у человека. Совокупность набора качеств человека и имеющейся конкретной напряженной или неожиданной ситуации определяет уровень страха, возникающего у человека. Индивидуальная паника - это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. 
            Влияние качеств человека на продолжительность паники

Таблица 4

 
 Личностные качества человека

 
Значение качества, увеличивающее  время паники

 
Значение качества, уменьшающее  время паники

Воля

Слабая («я хочу»)

Сильная («так надо», «я должен»)

Эмоции

Неуравновешенные

Уравновешенные

Темперамент

Холерики и меланхолики

Сангвиники и флегматики

Внушаемость

Сильная

Слабая

Профессионализм

Низкий

Высокий

Опыт

Малый

Большой

Ответственность

Технологическая

Гуманитарная

Здоровье

Слабое

Крепкое

Страх

Сильная реакция

Слабая реакция

Характер внимания:

   

- устойчивость

рассеянная

сконцентрированная

- объем

малый

большой

- распределенность

малое количество запоминаемых разнотипных  объектов

большое количество запоминаемых разнотипных  объектов

- переключение

малая скорость

большая скорость

Рискованность

Оправданная

Неоправданная

Тип мышления

Эвристический

Алгоритмический

Одержимость

Безумная, бесноватая

Целенаправленная


 

        Паника — составляющая стресса человека. Стресс – это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх. Общие положения теории стресса были сформулированы Г. Селье в 1963 г.

        Стресс включает 5 состояний, распределенных по 4 схемам (рис.3). В состоянии паники человек или группа людей может временно потерять способность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обстоятельств, вызывающих страх. Осмысленный процесс деятельности человека или группы людей характеризуется использованием имеющихся знаний и опыта для разработки решений в виде выводов или конкретных действий.

 
 
 
ТО —  время осознания страха; Т1 — время  состояния внутренней паники; Т2 —  время напряженной логической мыслительной деятельности; ТЗ — время, потраченное  на формирование или реализацию необычных  решений по ситуации); Т4 — время  реализации немыслимых действий

Рисунок 3. Место паники в общей схеме стресса у человека

 
 4 схемы  стресса:

1) осознание страха, затем внутренняя  паника и реализация немыслимых  действий; 
2) осознание страха, затем внутренняя паника (без опасных действий); 
3) осознание страха, затем внутренняя паника, напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных решений; 
4) осознание страха, затем напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных решений. 
        В зависимости от схемы развития стресса общее время стресса (Тс) определяется: 
Тс = ТО + Т1 + Т4;

Тс= ТО + Т1;

Тс = ТО + Т1+ Т2 + Т3;

Тс= ТО + Т2 + Т3.

        Время паники (Тп) равно: Т1 + Т4. В зависимости от времени Т4 (реализация немыслимых действий) выделяют два состояния: полное оцепенение и неосмысленные паникерские действия. 
          Различают 4 уровня работоспособности в условиях стресса. Работоспособность (Р) характеризуется соотношением между временем паники (Тп) и общим временем стресса (Тс):

Р=Тп/Тсх 100%.

         Люди, находящиеся в полной депрессии, — паникеры. 
Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состояние. Факт частой отмены или замены управленческих решений является косвенным свидетельством наличия паники.

          Паникой могут быть охвачены руководители мелких компаний, менеджеры крупных компаний, высшие руководители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т.д.

            Набор качеств человека должен соответствовать конкретной напряженной или неожиданной ситуации, вызывающей у него страх. При этом ситуация может быть скоропреходящей или длительной, детерминированной или с элементами неопределенности. 
          Паника обычно приводит к буму для одних и к депрессии для других людей. Паника может иметь индивидуальный или коллективный характер.   
           Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективную работу по подготовке и реализации управленческих решений, с тем чтобы в ней нашелся хотя бы один человек, не подверженный паники. Например, управленческие решения необходимо дублировать несколькими работниками. 
         Состояние паники оказывает существенное влияние на мыслительную деятельность человека: снижает эффективность интеллектуальных процессов мышления и повышает действенность простых, многократно применяемых действий. Паническое состояние формирует положительные и отрицательные особенности в мыслительной деятельности человека. Положительные аспекты: активизация психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практические аспекты в роли человеческого фактора в подготовке управленческого  решения 

                 2.1. Исходные  данные к практической части задания      

В объединение входят два предприятия  «Механический завод», изготавливающий  корпуса и осуществляющий сборку токарных, фрезерных, шлифовальных и других станков. «Инструментальный завод» изготавливает оснастку к станкам и различные инструменты – сверла, фрезы и др.     

В объединении работает 3460 человек, в  том числе служащих и инженерно-технических  работников (ИТР) – 466 человек. По плану их численность должна составлять 510 человек. На предприятии по плану должно быть 58 подразделение, а фактически их число составляет 60.     

Стоимость основных производственных фондов достигает  9400,0 тыс. рублей, а нормируемых оборотных средств – 8500,0 тыс. рублей. Доля полуфабрикатов по кооперированным поставкам в процентах от общей стоимости продукции достигает 5%. Плановый выпуск нормативно-чистой продукции в месяц составляет 45600,0 тыс. рублей при средней цене за станок 26,5 тыс. рублей и 29,0 рублей за инструмент.     

За  базовое предприятие принято  «Механобр» со стоимостью основных производственных фондов в 8800,0 тыс. рублей и долей полуфабрикатов по кооперированным поставкам 8% от общей стоимости продукции.     

Балансовая  стоимость технических средств для управления производством составляет 860,0 тыс. рублей при нормативе на долю ИТР и служащего – 1686 руб. средняя заработная плата ИТР и служащего составляет 6000,0 рублей.     

Во  главе объединения стоит Совет учредителей и генеральный директор.      

В объединении система управления функционального направления –  четырехступенчатая: генеральный директор > директор по направлению > начальник  отдела > руководитель группы. При  этом на одного руководителя по плану приходится 7 > 7 > 12 > 9, а фактически: 3 > 5 > 8 > 5 человек соответственно.     

В объединении преобладают управленческие решения среднего нижнего уровня над решениями руководства предприятия  примерно в соотношении 70:1.     

В текущем году использование технических  средств по плану должно было составлять 3500 часов, а фактически использование составило 2740 часов. На предприятии в течение года используются 7140 различных видов документов, в том числе: унифицированных – 4500, стандартизированных – 720, трафаретных – 340 и произвольной формы – 1580 видов.     

Общий срок выполнения заданий Министерства машиностроения объединению «Механоинструмент» составил 320 дней, при этом время  задержки в выполнении задания Министерства составило 38 дней. По плану руководство  объединения определило общий срок выполнения заданий для производственных подразделений в 290 дней, а для  функциональных – 215 дней, однако задержка в выполнении задания составила 35 и 48 дней соответственно.     

Таблица 1

Производство

Средний фонд времени (час/дни)

Потери  рабочего времени, час/дни

В отделе

Администрацией производства

Прочими службами

Всего

Материально-технического снабжения

Планово-экономическом

Главного технолога

Главного механика

станкостроение

20900

2612,5

980 

122,5

430

53,75

530

66,25

550

68,75

260

32,5

130

16,25

2880

360

инструментальное

11300

1412,5

680

85

310

38,75

470

58,75

390

48,75

230

28,75

150

18,75

2230

278,75

Итого:

32200

4025

1660

207,5

740

92,5

1000

125

940

117,5

490

61,25

280

35

5110

638,75


 

  

 

 

     Выпуск  станков в среднем по декадам  в течение года дан в таблице 2. 

Таблица 2

Декада

Выпуск  станков, шт.

плановый

фактический

I

70

80

II

70

70

III

70

90

Итого:

210

240


 

  
     

Для решения одной из задач приводятся основные функции («n»), выполняемые подразделениями («m») отделов, приведенных в таблице 3.      

Таблица 3

№ п/п

Отдел

Подразделение «m»

Функции «n»

1

2

3

4

1.

Материально-технического снабжения

- снабжение;

- сбыт;

- маркетинговые  исследования;

- реклама;

- заключение  договоров;

- транспортное.

- поиск поставщиков;

- поиск потребителей;

- заключение  договоров;

- хранение материальных ресурсов;

- выдача материальных  ресурсов;

- входной контроль;

Реализация продукции;

- обеспечение  перевозок.

2.

Планово-экономический

- экономическое;

- плановое.

- составление  планов;

- экономическое  обоснование задач, расчеты;

- сбор сведений  из других подразделений;

- учет емкости  рынка сбыта.

3.

Финансовый

- бухгалтерия;

- финансовое.

- начисление  зарплаты;

- расчет налогов  и др. платежей;

- учет материальных  ценностей;

- контроль за  денежным потоком;

- составление  финансовых планов;

- учет денежных потоков.

4.

Администрация предприятия

- разработка  управленческих решений;

- координации;

- организации  выполнения управленческих решений;

- контроль выполнения  управленческих решений.

- организация  производства;

- координация;

- мотивация;

- планирование;

- работа с  кадрами;

- контроль;

- регулирование;

- разработка  управленческих решений;

- связь с внешней  средой. 

1

2

3

4

5.

Отдел кадров

- по работе  с кадрами;

- учет работников;

- профтехобразование  работников.

- набор работников;

- увольнение работников;

- учет работников;

- профтехобразование;

- повышение квалификации;

- экологическое  образование.

6.

Отдел главного инженера

- группа координации  производственного процесса;

- группа производственного  планирования;

- группа организации  производства;

- группа контроля.

- разработка  производственных планов;

- организация  производства;

- координация  производственного процесса;

- контроль производства.

7.

Главного технолога

- технологическая;

- техническая;

- контрольная.

- обеспечение  качественного выпуска продукции;

- соблюдение  технологического регламента;

- входной контроль;

- выходной контроль;

- текущий контроль;

- разработка  программы усовершенствования технологии  производимой продукции.

8.

Главного механика

- группа ремонта  станков;

- группа ремонта оборудования;

- группа разработки  программы обновления станочного  парка.

- обеспечение  нормальной работы станков и  оборудования;

- ремонт станков;

- ремонт оборудования;

- оборудование  рабочих мест;

- разработка  программы по обновлению станков  м оборудования.

Информация о работе Роль человека в принятии управленческого решения