Роль качества продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 03:04, курсовая работа

Описание работы

Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.

Содержание работы

Введение
Конкурентоспособность продукции (услуг)
1.1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
2. Качество – важнейшее составляющее конкурентоспособности
3. Серия международных стандартов ISO 9000
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

BOLOTOVA_VERONIKA-422-KURSOVAYa.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Белорусский государственный  университет физической культуры

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА

 

                                                                  

 

 

 

 

 

курсовая РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

             на тему: « Роль качества продукции (услуг) в повышении                       конкурентоспособности предприятия»

 

                                                            

 

 

 

Подготовила:

 

 

студентка  группы №___422_____ факультета туризма и_     __ гостеприимства 

Болотова  Вероника Владимировна

 

 

Руководитель:

Дранкевич Ольга Георгиевна

     
     
     
     
     

Курсовая работа защищена на оценку

 

"___________"

"___"___________200__г.

 

__________________

__________________

 

 

 

Минск 2010 г.    

                                    

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1.   Конкурентоспособность продукции (услуг)

1.1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория

     1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

2.   Качество – важнейшее составляющее конкурентоспособности

3.   Серия международных стандартов ISO 9000

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     По мере  перехода к рынку предприятие,  получая экономическую самостоятельность  в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

     Конкурентоспособность  в рыночной экономике является  основным фактором коммерческого  успеха предприятия. В свою  очередь, зависит от качества  менеджмента и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

    Конкурентоспособный  товар обладает какими-либо конкурентными  преимуществами. Конкурентное преимущество  делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

   Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.

   Многие фирмы-производители  имеют системы качества, соответствующие  международным стандартам. Успешная  реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

   Качество является первоочередной задачей в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

   Важно знать,  что между качеством и эффективностью  производства существует прямая  связь. Повышение качества способствует  повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

   Вопросам управления  качеством посвящено много исследований  ученых различных стран, накоплен  значительный опыт в области  менеджмента качества. Правильное  управление качеством уже доказало  свою эффективность, нужно лишь внимательнейшим образом изучить концепции и методы, а потом последовательно руководствоваться ими в своей деятельности.

   Наиболее эффективными  методами менеджмента качества являются в его многообразных проявлениях и стратегиях: японская  философия Кайдзен (Kaizen), тотальный менеджмент качества (ТQM), кружках качества, системе Just-in-time, концепции 6 сигм, современных стандартах серии ISO 9000:2000 и многих других.

    В своей  курсовой работе я рассмотрела  конкурентоспособность как экономическая категория, а также изучила, как важно качество для повышения конкурентоспособности.

  

  

 Конкурентоспособность продукции  как

экономическая категория

 

Развитие рыночных отношений  неразрывно связано с борьбой  товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция [2, с.58].

Понятие конкуренции  лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.

Термин «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность – это, прежде всего, способность конкурировать или соперничать.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

Нередко конкурентоспособность  продукции отождествляют с качеством  продукции, забывая, что, во-первых, с  позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных (неценовых) характеристик, конкурентоспособность  товара включает также потребительские и ценовые.

Ценовая конкуренция  происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При  этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен  быть монополистом или обладать  некоторой степенью монопольной власти;

2. Продавец должен  быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель  не может перепродавать товар или услугу [8].

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством  совершенствования качества продукции и условий её продажи. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Главным фактором ценовой  и неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом влияют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена.

В настоящее время  на первый план в мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоёмкость и интеллектоёмкость изделий. Поэтому  большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

С экономической точки  зрения существуют так называемые качественные показатели конкурентоспособности, характеризующие свойства товара, т.е. способность товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества     [7, с.390].

Также качественные показатели можно разделить на две категории  параметров: «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры  описывают важнейшие функции  товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Например, для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.

Особую группу «жестких»  параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т. д., при чем для товаропроизводителя этот аспект чрезвычайно важен, так как, прежде всего, необходимо оценит принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиции соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым нормативными стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его не конкурентоспособности.

 «Мягкие» параметры  характеризуют эстетические свойства  товара (дизайн, цвет, упаковку и  т. д.). В настоящее время, когда  рынок заполнен разнообразными  товарами, в том числе со схожими  «жесткими» параметрами, возрастает  значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и для товаров производственного назначения.

Для сопоставления величины различных показателей, характеризующих  конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.

Существует множество  определений конкурентоспособности  продукции. Однако, на мой взгляд, при  определении конкурентоспособности  товара, помимо потребительских и  стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.

       В  этом случае наиболее удачным  определением конкурентоспособности  продукции является определение  Плясункова [11], согласно которому  конкурентоспособность продукции  – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

 

 

 

 

 

1.2. Факторы, определяющие  конкурентоспособность товаров  и услуг

 

Качество товаров и  услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Информация о работе Роль качества продукции (услуг) в повышении конкурентоспособности предприятия