Роль менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является детальное рассмотрение основных ролей, выполняемых современными менеджерами, характера их труда и требований, предъявляемых к профессиональной компетенции. Задачи работы:
? дать характеристику менеджеру как руководителю;
? рассмотреть основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда;
? раскрыть требования к профессиональной компетенции менеджера.

Содержание работы

Введение
1.Менеджер и успешное управление
2. Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда
2.1 Роли, связанные с принятием решений
2.2 Информационные роли
2.3 Межличностные роли
3.Требования к профессиональной компетенции менеджера
3.1 Профессионализм менеджера.
3.2 Основные виды требований, предъявляемых к профессиональной компетенции менеджера
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджер.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1.Менеджер и успешное управление

2. Основные роли, выполняемые современными  менеджерами, характер их труда

2.1 Роли, связанные с принятием  решений

2.2 Информационные роли

2.3 Межличностные роли

3.Требования к профессиональной  компетенции менеджера

3.1 Профессионализм менеджера. 

3.2 Основные виды требований, предъявляемых  к профессиональной компетенции  менеджера

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие современного общества характеризуется  постоянным ускорением эволюционных процессов. Время как бы сжимается, и каждый новый этап развития характеризуется все большей и большей насыщенностью событиями, а смена этапов происходит все более быстрыми темпами. Эти процессы характерны для всех сфер деятельности человека, в том числе и сферы материального производства. Современная производственная система характеризуется расширением и усложнением хозяйственных связей, высокой степенью изменчивости рыночной конъюнктуры.

Для выживания и развития предприятий  в реальных усло-виях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющим-ся условиям окружающей среды. Это требует принятия и реали-зации осознанных управленческих решений, обеспечивающих их экономическую состоятельность. На предприятиях необходимо решать широкий круг задач, связанных со стратегическими из-менениями и обновлением производства, разрабатывать альтер-нативные стратегии развития и обеспечения конкурентоспособного хозяйствования. Одновременно необходимо решать проб-лемы снижения издержек, рациональной организации производ-ства и другие, обеспечивающие повышение эффективности про-изводства в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Решение этих проблем требует, с одной стороны, ориентации мышления и поведения руководителей на будущее, его стратегической компе-тенции и осознания необходимости изменений, а с другой, -- прагматического подхода, определяемого интеграционными про-цессами в деятельности предприятия и ориентации его на конкретный результат. И здесь первую скрипку играют менеджеры - специалисты, которые, используя различные инструменты управления, обеспечивают достижение предприятием поставленных целей.

Однако потребность действовать  сегодня часто превосходит имеющиеся  знания менеджерского корпуса в  области принятия управленческих решений, ориентированных на объективную  реальность новых условий хозяйствования и развития (обеспече-ние устойчивого финансирования производственной деятель-ности, снабжения, сбыта продукции, решение вопросов инве-стиций и их финансирования и др.). Вместе с тем, в международ-ной практике существуют опробованные временем технологии, методы и инструменты управления целями предприятия, его производственными, сбытовыми и финансовыми процессами.

Знание таких технологий, методов  и инструментов, а также уме-ние  ими пользоваться поможет управленческому  персоналу оте-чественных предприятий более глубоко осознать свои внутренние проблемы, правильно оценить сложившиеся негативные тенден-ции в развитии предприятий и найти подходы к их решению. Для выбора эффективного метода влияния руководитель получа-ет, преобразует, анализирует и использует различные виды информа-ции. Экономические, организационные, административные, нрав-ственные и многие другие факторы определяют межличностные от-ношения в трудовом коллективе, которые позволяют влиять на него целенаправленно.

Управление предприятием - это непрерывный процесс воздействия на ресурсы данного предприятия для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Но чтобы принять обоснованное решение, недостаточно обладать высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от индивидуальных способностей руководителя, его умение работать с людьми, личные инициативы и интуиции.

Современный менеджер является стратегом, формирующим политику управления работниками в организации, планирующим движение человеческих ресурсов, анализирующим рынок, его тенденции развития и актуальное состояние, а также операционным менеджером, организующим отбор и найм, обучение, ротацию, развитие карьеры людей, работающих в организации.

Роль менеджеров велика: они выполняют  ответственные функции по использованию  дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов, от них в значительной степени зависит успех фирмы  в конкурентной борьбе на рынке, решение  многих экономических и социальных проблем.

В связи с этим ясно видна актуальность данной работы.

Основной целью данной работы является детальное рассмотрение основных ролей, выполняемых современными менеджерами, характера их труда и требований, предъявляемых к профессиональной компетенции. Эта тема достаточно широко освещена на страницах литературы, в работах таких авторов, как Герчикова И.Н., Уткин Э. А., Шикунов В. Г., Кимкель Е. Н., Резник С. Д. и другие.

Задачи работы:

? дать характеристику менеджеру  как руководителю;

? рассмотреть основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда;

? раскрыть требования к профессиональной  компетенции менеджера.

Рассмотрим поставленные в данной работе задачи более подробно.

1.Менеджер и успешное  управление

В современном понимании менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер -- это специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. Термин «менеджер» может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

? руководителям групп;

? начальникам лабораторий, отделов,  функциональных служб предприятий;

? руководителям производственных подразделений;

? администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных  подразделений и внешних партнеров;

? руководителям предприятий, фирм  в целом.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами  являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться.

Менеджер как субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые  содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений относительно нововведений.

Объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ним.

Организация не может существовать без менеджеров. Менеджеров традиционно  подразделяют на три уровня или звена: низшее, среднее, высшее.

Низший уровень - это менеджеры, имеющие в своем подчинении работников, преимущественно исполнительского труда.

Младшие начальники, которых также  называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями -- это организационный уровень, находящийся  непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще -- это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам 5. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

Средний уровень - это 50-60% всего управленческого  персонала, т.е. это менеджеры, ответственные  за ход производственного процесса в подразделениях.

Работа младших начальников  координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия  среднее звено управления значительно  выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой  организации может быть столько  руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй -- низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях.

Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, так как она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Исследование работы 190 руководителей в 8 компаниях показало, что руководители среднего звена были органичной частью процесса принятия решений. Они определяли проблемы, начинали обсуждения, рекомендовали действия, разрабатывали новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто  возглавляет крупное подразделение  или отдел в организации. Характер его работы в большей степени  определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов.

В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между  руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89% времени в устном взаимодействии . В другом исследовании указывается, что руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение

Высший уровень - это всего на всего 3-7% от общего числа управляющего персонала, т.е. администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство  организацией и её функционально-производственными  комплексами.

Высший организационный уровень -- руководство высшего звена -- гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена -- всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе -- это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей -- с министрами, а в университете -- с канцлерами (ректорами) колледжей.

Руководители высшего звена  отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Если высшее руководство фирмы «Ар Си Эй» решает перевести корпорацию на выпуск компьютеров до того, как компания будет в состоянии бороться с конкуренцией «Ай Би Эм», то руководители среднего и низового звеньев мало что могут сделать, чтобы препятствовать крупному провалу. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Ли Якокки. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Информация о работе Роль менеджера