Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, реферат
Основной целью данной работы является детальное рассмотрение основных ролей, выполняемых современными менеджерами, характера их труда и требований, предъявляемых к профессиональной компетенции. Задачи работы:
? дать характеристику менеджеру как руководителю;
? рассмотреть основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда;
? раскрыть требования к профессиональной компетенции менеджера.
Введение
1.Менеджер и успешное управление
2. Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда
2.1 Роли, связанные с принятием решений
2.2 Информационные роли
2.3 Межличностные роли
3.Требования к профессиональной компетенции менеджера
3.1 Профессионализм менеджера.
3.2 Основные виды требований, предъявляемых к профессиональной компетенции менеджера
Заключение
Список литературы
Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок.
Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 -- 80 часов для него не редкость.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
? наличие общих знаний в
? компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
? владение навыками не только
администрирования, но и
? принятие обоснованных и компет
? наличие практического опыта
и знаний в области анализа
экономической ситуации на
? умение анализировать
? умение предвидеть тенденции
развития хозяйственной
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:
? знание в совершенстве своих
прямых подчиненных, их способн
? знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;
? устранение неспособных с
Руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость Герчикова И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2002. - С. 24..
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.
Каждый менеджер и, прежде всего, руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
Важно отметить, что услуги американских
менеджеров предлагаются фирмам и организациям,
заинтересованным в профессиональном
и квалифицированном
2.Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда
Деятельность менеджера
Структурирующее воздействие менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.
Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.
Основные роли, выполняемые современными менеджерами, можно разделить на несколько видов. Это:
? Роли, связанные с принятием решений.
? Информационные роли.
? Межличностные роли.
Рассмотрим эти роли более подробно.
2.1 Роли, связанные с принятием решений
Выполняя функции, связанные с принятием решений, менеджер:
? Определяет направление роста
организации, изыскивая для
? Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения.
? Контролирует разработку
? Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями.
? Отвечает за распределение
всевозможных ресурсов
? Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
Наиболее существенная задача менеджера при любых изменениях, происходящих на рынке - обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего прибыли. Для этого он должен быстро и уверенно реагировать на появление новых моментов внутри и вне компании, точно оценивать результат, который нужно достичь, планировать необходимые меры по практической реализации намеченного, оценивать полученные хозяйственные результаты.
В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.
Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.
Особое место в работе менеджера занимает планирование, поскольку оно предопределяет получение оптимальных коммерческих результатов, главным из которых является высокая прибыль.
Задачи менеджера на каждом из этапов планирования связаны с получением ответов на следующие вопросы.
1. Где мы находимся в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, человеческие ресурсы, маркетинг, производство, научные исследования и т.д.
2.
Куда мы хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это? Разработка программы перехода от текущего состояния к планируемому, как в общих чертах, так и конкретно.
Большое внимание менеджер уделяет тому, чтобы принимаемые технические, технологические и другие производственные решения имели под собой точный экономический расчет. Все хозяйственные акции оцениваются прежде всего с точки зрения рентабельности предприятия, разница между доходами и расходами должна соответствовать требованиям денежного рынка. Недостаточно просто обеспечить прибыльность предприятия. Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство. Менеджер постоянно держит в центре внимания и состояние платежеспособности фирмы, ведь нужно быть в состоянии покрыть все свои текущие расходы, при необходимости возвратить долю капитала владельцам и, кроме того, иметь средства для распределения. Экономическое положение фирмы оценивается отношением объема продукции к сумме издержек производства. При условии реализации всей изготовленной продукции улучшение этого соотношения свидетельствует (при нормальных ценах) о росте рентабельности предприятия. Любая, даже очень хорошо разработанная хозяйственная плановая программа не срабатывает без ежедневных огромных усилий по ее претворению в жизнь. Долгосрочные цели только тогда станут достижимыми, когда они будут материализованы в совокупности конкретных текущих задач.
Перспективный план должен содержать характеристику той основополагающей хозяйственной линии, которая определяет деятельность всего предприятия, разработку и выбор основных целей и ведущей стратегии.
Важные составные компоненты любой коммерческой идеи -- требования рынка и маркетинга, характер и особенности производимой продукции, специфика технологии производства. Задача менеджера -- определить главные цели и последовательность их достижения
B условиях рынка особую
При разработке стратегии и тактических вариантов менеджер всегда имеет «в запасе» дополнительные регуляторы и возможности, предельно смягчить последствия крутых рыночных поворотов. Найти и задействовать «амортизаторы», которые позволили бы ослабить возможный удар, найти контраргументы в любой, самой неожиданной ситуации. Дело следует вести так, чтобы в самом худшем варианте речь могла идти только об уменьшении намеченной прогнозом прибыли, а не о существовании фирм.
3.Требования к
3.1 Профессионализм менеджера
Профессионализм менеджера необходим в связи с нарастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджер -- это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства.
Профессионализм менеджера определяется следующими факторами:
1) профессиональной подготовкой самого менеджера;
2) профессионализмом персонала управления;
3) организационными и социально-
4) стимулированием реализации
5) духовностью, терпимостью и поиском правды;
6) созидательным проявлением любви к Родине.
В своей профессиональной деятельности менеджер как функциональный работник, так и системный руководитель корпоративного управления, выполняет разные роли:
• генератора идей;
• концептолога -- проводника концепции управления;
• инноватора -- как защитника, так и организатора реализации инноваций;
• организатора -- проектировщика организационных структур;
• арбитра -- главного лица в решении конфликтов;
• эксперта - человека, умеющего провести анализ и дать объективную оценку;
• консультанта -- специалиста, способного дать полезные рекомендации, советы и установки.
Наконец, менеджер -- это лидер, руководитель, принимающий решения и берущий на себя ответственность.
Профессионализм созидания и законопослушность управленцев и менеджеров должны стать основной мерой их ценности, поэтому профессиональное отношение к любому виду деятельности должно воспитываться как осознанная необходимость не только выживания, но цивилизованного развития.
Разрабатывая модель специальности «Менеджер» и квалификационные требования к ней, рекомендуется исходить из оценки четырех типов характеристик потребительной стоимости данного специфического товара:
1) профессионально-
2) физических, связанных с социально-
3) психомотивационных, включающих
психофизиологические
4) специфических, отражающих
В настоящее время основное внимание акцентируется не столько на профессиональной способности к труду, сколько на особенностях потребительского спроса на рабочую силу. Поэтому важно изменить ситуацию купли-продажи рабочей силы путем смены подхода к построению системы содействия занятости населения и профессиональной подготовки кадров, перехода от системы «рабочая сила -- покупатель» к системе «покупатель -- рабочая сила». Такой подход будет содействовать интеграции труда и соответствующего рынка с другими факторами производства и рынка, способствуя удовлетворению потребности в товарах и услугах наиболее целесообразным образом.
Модель личности специалиста -- это динамическая система свойств и качеств, необходимых квалифицированному работнику для оптимального выполнения профессиональных функций в рыночных условиях хозяйствования.
Прогностическая ценность этой модели заключается в выявлении эффективных способов, методов обучения и воспитания работника, отвечающего ожиданиям работодателя. Практическая ценность состоит в создании основы для маркетинга персонала в корпорациях, муниципальных образованиях и регионах, корректировке учебных программ подготовки, например менеджеров, разработке должностных инструкций в сфере их профессиональной деятельности. Теоретическая ценность определяется возможностью нахождения путей такого соединения рабочей силы со средствами производства, которое содействовало бы максимизации прибыли предприятия, корпорации.