Роль менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является детальное рассмотрение основных ролей, выполняемых современными менеджерами, характера их труда и требований, предъявляемых к профессиональной компетенции. Задачи работы:
? дать характеристику менеджеру как руководителю;
? рассмотреть основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда;
? раскрыть требования к профессиональной компетенции менеджера.

Содержание работы

Введение
1.Менеджер и успешное управление
2. Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда
2.1 Роли, связанные с принятием решений
2.2 Информационные роли
2.3 Межличностные роли
3.Требования к профессиональной компетенции менеджера
3.1 Профессионализм менеджера.
3.2 Основные виды требований, предъявляемых к профессиональной компетенции менеджера
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджер.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок.

Основной причиной напряженного темпа  и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого  завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 -- 80 часов для него не редкость.

К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования, в частности, следующие:

? наличие общих знаний в области  управления предприятием;

? компетентность в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится  фирма по виду и характеру  деятельности;

? владение навыками не только  администрирования, но и предпринимательства,  умение владеть ситуацией на  рынках, проявлять инициативу и  активно перераспределять ресурсы  фирмы в наиболее выгодных  сферах применения;

? принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

? наличие практического опыта  и знаний в области анализа  экономической ситуации на основных  рынках или их сегментах, на  которых уже работает или намеревается работать;

? умение анализировать деятельность  и действия фирм-конкурентов;

? умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

? знание в совершенстве своих  прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

? знание условий, связывающих  предприятие и работников; защита  интересов тех и других на  справедливой основе;

? устранение неспособных с целью  удержания единства и правильности  функционирования фирмы.

Руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным  выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость Герчикова И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2002. - С. 24..

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Каждый менеджер и, прежде всего, руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять  заботу об удовлетворении жизненных  потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.

Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на контрактной основе.

2.Основные роли, выполняемые  современными менеджерами, характер их труда

Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей  со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Структурирующее воздействие менеджера  касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные  иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Основные роли, выполняемые современными менеджерами, можно разделить на несколько видов. Это:

? Роли, связанные с принятием решений.

? Информационные роли.

? Межличностные роли.

Рассмотрим эти роли более подробно.

2.1 Роли, связанные с  принятием решений

Выполняя функции, связанные с  принятием решений, менеджер:

? Определяет направление роста  организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами.

? Разрабатывает и запускает  проекты по совершенствованию,  приносящие изменения.

? Контролирует разработку определенных  проектов.

? Отвечает за корректировочные  действия, когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями.

? Отвечает за распределение  всевозможных ресурсов организации.

? Представляет организацию на  всех значительных и важных  переговорах.

Наиболее  существенная задача менеджера при  любых изменениях, происходящих на рынке - обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего прибыли. Для этого он должен быстро и уверенно реагировать на появление новых моментов внутри и вне компании, точно оценивать результат, который нужно достичь, планировать необходимые меры по практической реализации намеченного, оценивать полученные хозяйственные результаты.

В роли организатора руководитель проявляет  способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль  профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Особое  место в работе менеджера занимает планирование, поскольку оно предопределяет получение оптимальных коммерческих результатов, главным из которых является высокая прибыль.

Задачи  менеджера на каждом из этапов планирования связаны с получением ответов  на следующие вопросы. 

1. Где мы находимся в настоящее время?  Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, человеческие ресурсы, маркетинг, производство, научные исследования и т.д. 

2. Куда мы хотим двигаться? Формулировка  целей с учетом возможностей  и угроз. 

3. Как мы собираемся сделать  это? Разработка программы перехода от текущего состояния к планируемому, как в общих чертах, так и конкретно.

Большое внимание менеджер уделяет  тому, чтобы принимаемые технические, технологические и другие производственные решения имели под собой точный экономический расчет. Все хозяйственные акции оцениваются прежде всего с точки зрения рентабельности предприятия, разница между доходами и расходами должна соответствовать требованиям денежного рынка. Недостаточно просто обеспечить прибыльность предприятия. Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство. Менеджер постоянно держит в центре внимания и состояние платежеспособности фирмы, ведь нужно быть в состоянии покрыть все свои текущие расходы, при необходимости возвратить долю капитала владельцам и, кроме того, иметь средства для распределения. Экономическое положение фирмы оценивается отношением объема продукции к сумме издержек производства. При условии реализации всей изготовленной продукции улучшение этого соотношения свидетельствует (при нормальных ценах) о росте рентабельности предприятия. Любая, даже очень хорошо разработанная хозяйственная плановая программа не срабатывает без ежедневных огромных усилий по ее претворению в жизнь. Долгосрочные цели только тогда станут достижимыми, когда они будут материализованы в совокупности конкретных текущих задач.

Перспективный план должен содержать  характеристику той основополагающей хозяйственной линии, которая определяет деятельность всего предприятия, разработку и выбор основных целей и ведущей стратегии.

Важные составные компоненты любой  коммерческой идеи -- требования рынка  и маркетинга, характер и особенности  производимой продукции, специфика  технологии производства. Задача менеджера -- определить главные цели и последовательность их достижения

B условиях рынка особую значимость  приобретает проблема риска в  хозяйственных делах. Менеджеру  присущи независимость, смелость  мысли и поступков. Нетривиальные  решения, экспериментирование, мотивация  риска -- все это присуще менеджеру. Однако риск обязательно должен быть точно рассчитан до предельно допустимых границ. Вдохновение в менеджменте опирается на строгую базу творческого предвидения результатов.

При разработке стратегии и тактических  вариантов менеджер всегда имеет  «в запасе» дополнительные регуляторы и возможности, предельно смягчить последствия крутых рыночных поворотов. Найти и задействовать «амортизаторы», которые позволили бы ослабить возможный удар, найти контраргументы в любой, самой неожиданной ситуации. Дело следует вести так, чтобы в самом худшем варианте речь могла идти только об уменьшении намеченной прогнозом прибыли, а не о существовании фирм.

3.Требования к профессиональной  компетенции менеджера

3.1 Профессионализм менеджера

Профессионализм менеджера необходим  в связи с нарастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджер -- это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства.

Профессионализм менеджера определяется следующими факторами:

1) профессиональной подготовкой  самого менеджера;

2) профессионализмом персонала  управления;

3) организационными и социально-экономическими условиями, в которых возможно проявление профессионализма, его практическая реализация;

4) стимулированием реализации потенциала  менеджера в созидательном труде;

5) духовностью, терпимостью и  поиском правды;

6) созидательным проявлением любви к Родине.

В своей профессиональной деятельности менеджер как функциональный работник, так и системный руководитель корпоративного управления, выполняет  разные роли:

• генератора идей;

• концептолога -- проводника концепции  управления;

• инноватора -- как защитника, так и организатора реализации инноваций;

• организатора -- проектировщика организационных  структур;

• арбитра -- главного лица в решении  конфликтов;

• эксперта - человека, умеющего провести анализ и дать объективную оценку;

• консультанта -- специалиста, способного дать полезные рекомендации, советы и установки.

Наконец, менеджер -- это лидер, руководитель, принимающий решения и берущий  на себя ответственность.

Профессионализм созидания и законопослушность  управленцев и менеджеров должны стать основной мерой их ценности, поэтому профессиональное отношение к любому виду деятельности должно воспитываться как осознанная необходимость не только выживания, но цивилизованного развития.

Разрабатывая модель специальности  «Менеджер» и квалификационные требования к ней, рекомендуется исходить из оценки четырех типов характеристик потребительной стоимости данного специфического товара:

1) профессионально-квалификационных, определяющих основное предназначение  кадрового менеджера и обусловленных  в свою очередь уровнем и содержанием его знаний, умения и навыков;

2) физических, связанных с социально-демографической  ситуацией в стране (регионе);

3) психомотивационных, включающих  психофизиологические особенности  и мотивационный механизм профессиональной  деятельности специалиста;

4) специфических, отражающих конкретные  желания и предпочтения работодателя  в отношении потребительной стоимости  специальности «Менеджер».

В настоящее время основное внимание акцентируется не столько на профессиональной способности к труду, сколько на особенностях потребительского спроса на рабочую силу. Поэтому важно изменить ситуацию купли-продажи рабочей силы путем смены подхода к построению системы содействия занятости населения и профессиональной подготовки кадров, перехода от системы «рабочая сила -- покупатель» к системе «покупатель -- рабочая сила». Такой подход будет содействовать интеграции труда и соответствующего рынка с другими факторами производства и рынка, способствуя удовлетворению потребности в товарах и услугах наиболее целесообразным образом.

Модель личности специалиста -- это  динамическая система свойств и  качеств, необходимых квалифицированному работнику для оптимального выполнения профессиональных функций в рыночных условиях хозяйствования.

Прогностическая ценность этой модели заключается в выявлении эффективных способов, методов обучения и воспитания работника, отвечающего ожиданиям работодателя. Практическая ценность состоит в создании основы для маркетинга персонала в корпорациях, муниципальных образованиях и регионах, корректировке учебных программ подготовки, например менеджеров, разработке должностных инструкций в сфере их профессиональной деятельности. Теоретическая ценность определяется возможностью нахождения путей такого соединения рабочей силы со средствами производства, которое содействовало бы максимизации прибыли предприятия, корпорации.

Информация о работе Роль менеджера