Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:29, реферат
Основной целью данной работы является детальное рассмотрение основных ролей, выполняемых современными менеджерами, характера их труда и требований, предъявляемых к профессиональной компетенции. Задачи работы:
? дать характеристику менеджеру как руководителю;
? рассмотреть основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда;
? раскрыть требования к профессиональной компетенции менеджера.
Введение
1.Менеджер и успешное управление
2. Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда
2.1 Роли, связанные с принятием решений
2.2 Информационные роли
2.3 Межличностные роли
3.Требования к профессиональной компетенции менеджера
3.1 Профессионализм менеджера.
3.2 Основные виды требований, предъявляемых к профессиональной компетенции менеджера
Заключение
Список литературы
В основе модели личности специалиста лежат принцип адекватности, т.е. стремление обеспечить соответствие потребностям покупателя рабочей силы, и принцип динамичности, т.е. возможность периодически корректировать модель с учетом происходящих изменений.
Построение модели проводится в два этапа. На первом изучаются и анализируются предметная и функциональная сущности профессионального труда для выделения их базовых компонентов с тем, чтобы спроецировать практическую деятельность на методологию познания в процессе обучения.
На втором этапе определяется комплекс необходимых знаний, умения, мотивов и способностей к труду. Развитие совокупности профессионально значимых характеристик рабочей силы отражает прогрессивную динамику: знание подготавливает умение; умение совершенствует навык; навык способствует зарождению знания на более высоком уровне; мотивы профессиональной деятельности есть производное от знаний, умения, навыков и представляемой перспективы.
Установление и развитие договорных связей в системе «учреждения профессиональной подготовки -- предприятия» -- это, по сути, одна из форм контрактной системы найма и оплаты труда, позволяющая при формировании специфической рабочей силы ориентироваться на желания и предпочтения работодателя. Заказ на подготовку конкурентоспособного работника не должен быть просто формальной заявкой предприятия учебному заведению.
Будучи заинтересованным в высокой квалификации потенциального работника, предприятие расширяет рамки заказа различными формами участия в его выполнении. Среди них наиболее эффективными представляются использование в процессе обучения хозяйственных ситуаций, характерных для предприятия, решение конкретной перспективной задачи по рекомендации предприятия-заказчика, проведение совместных технико-экономических исследований силами учебного заведения и предприятия.
Профессионально-
При рассмотрении вопроса продвижения
работника используют как метод
интервьюирования в целях выявления
перспективы развития карьеры, так
и метод самооценки возможности
профессионально-
На основе собранных материалов
составляют отчет с прогнозом карьеры
данного работника. Аналитический отчет
включает следующие разделы: профессиональные
знания, умение, навыки, характеристики
психомотивационного механизма; интересы
в сфере работы и служебного роста; степень
соответствия свойств и качеств работника
его профессионально-
Менеджеры - высокообразованные, энергичные и деловые люди. Большинство из них молоды -- до 35 лет, имеют несколько высших образований, владеют иностранными языками, обладают острым умом, мгновенно ориентируются в любой ситуации. Современные российские менеджеры по натуре агрессивны, напористы. Цель их жизни -- стать лидером, доказать, что в России можно делать полезные дела.
Все они отличаются деловитостью, энергичностью, нестандартностью действий.
3.2 Основные виды требований, предъявляемых к профессиональной компетенции менеджера
По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:
? он представляет собой
? участвует в создании
? предметом труда является
? средством труда -- организационная и вычислительная техника;
? результатом труда -- управленческое решение.
Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.
Требования к их профессиональной
компетенции можно условно
? умение обосновывать и
? информированность в вопросах
развития отрасли, в которой
работает предприятие:
? знакомство с опытом
? способность управлять
? умение использовать
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:
? высокое чувство долга и преданность делу;
? честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
? умение четко выражать свои мысли и убеждать;
? уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
? способность быстро
Конечно, требования к качествам руководителя возникли не вдруг.
Один из первых сводов профессиональных требований к руководителю сформулировал античный автор Оносандро Византиец Маврикий (VI столетие). Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым, опытным в своем деле, умным и решительным. Ко всему относиться спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности и корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги.
Руководитель должен оберегать права подчиненных, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем.
Решившись, действовать быстро, так как благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить, не возноситься при удаче и не падать духом от неудач -- приметы твердого и непреклонного ума.
Предвидение -- одно из наиценнейших качеств. Люди больше ценят счастливого, чем храброго, ибо первому дается все без труда, а другому с большими потерями.
Нужно уметь точно определить, кому что можно поручить. Хитрых надо избегать больше, чем злых, ибо если злые что-нибудь захотят сделать, то не сумеют скрыть, замыслы же хитрых очень трудно отгадать. Дисциплина и наказание вызывают доверие к начальству и надежду на возможные награждения.
За непомерную строгость ненавидят, снисходительность вызывает презрение» Персональный менеджмент / Под ред. С. Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 17..
Фредерик Тейлор, которого считают
отцом современной науки
А вот как трактуется перечень качеств, присущих хорошему руководителю, в книге Б. Карлофа «Деловая стратегия».
Хороший руководитель -- это человек: экстравертный, открытый; любознательный; восприимчивый на результат; реши тельный; критически настроенный; опытный, терпеливо относящийся к ошибкам; обаятельный; внушающий доверие и энтузиазм; спокойный; готовый выслушать других; добросердечный и внимательный; свободный от предрассудков; смелый; невозмутимый; гибкий; готовый способствовать развитию других.
В течение долгого времени господ
В середине 70-х годов прошлого века произошла переоценка ценностей и было выявлено, что для успеха в бизнесе важны и другие качества. Это, в первую очередь, деловой опыт, творческий подход, напористость и кругозор.
А вот какие требования к руководителям предъявил Ричард Герстепберг -- человек, стоявший в 70-е годы прошлого столетия у руля самой крупной в мире капиталистической корпорации «Дженерал моторз».
Первое требование -- компетентность.
-- Каждый менеджер, -- говорил Р.
Герстенберг, -- должен профессионально
знать, как выполнять свою
Второе требование, хотя его теперь многие считают старомодным, -- это достоинство и высшая ответственность во всех делах. У каждого руководителя эта черта должна быть обращена и к себе, и к большому числу людей, с кем он ежедневно взаимодействует: поставщикам, потребителям, коллегам. Это больше, чем деловая этика, -- требование подходить к каждой ситуации ответственно и с достоинством. Требование такое же простое, как и мучительно трудное.
Третье требование -- это чувство нового и умение рисковать. Мы хотим иметь работников, которые идут впереди того, что делаем сегодня, всегда ищут новые возможности, прислушиваются к их зову, готовы и способны использовать их.
-- Никакая другая компания на Западе, -- говорил Ричард Герстенберг, -- не имеет больше ресурсов, чем мы, для использования любых новых возможностей. Вот почему мы хотим, чтобы наши менеджеры всегда были готовы практически и эффективно использовать эти ресурсы, были готовы рисковать. Воля, способность к риску должны сочетаться с умением планировать, смотреть вперед. Планирование не исключает риска, как это многим кажется. Хорошее планирование вооружает тех, кто способен рисковать. Да, мы хотим самых лучших, делающих крупные ставки, менеджеров.
Четвертое требование -- чувствительность и подвижность. Это подлинно великое качество руководителя, которое должно «работать» постоянно. Чувствовать окружение, возникающие нужды, время, события -- это значит уважать мнение других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям. Некоторые люди так никогда и не приобретают этого качества, другие могут обладать им и затем потерять его, но никто не может осуществлять руководство без этого качества.
Пятое и последнее требование -- высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом. Именно это отличает сегодня лучших людей в «Дженерал моторз» Уткин Э. А. Курс менеджмента. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - С. 27..
В 1987 г. на русском языке вышла книга японского автора Тоёхиро Хоно «Стратегия и структура японских предприятий». В разделе «Качества управления, которые необходимы менеджерам высшего уровня» представлены мнения 41 президента промышленных фирм. Главными качествами они считают: широкий взгляд, способность предвидеть перспективу, инициативность, настойчивость и способность рисковать, целенаправленность в работе, желание учиться, умение свободно и четко ставить перед подчиненными цели, беспристрастность, умение максимально использовать возможности подчиненных, личное обаяние, способность сплотить группу, здоровье.
Промышленные лидеры нашего столетия уже работают в тех компаниях, которые они позднее возглавят. Сегодня проблема в том, чтобы удержать их в фирме и заставить проявить свои организаторские возможности. Как это сделать? «Не так уж и сложно!» -- считают нынешние руководители. Во-первых, надо разработать программу подготовки управляющих высшего звена. Во-вторых, не следует бояться возлагать на них большую ответственность, в том числе и финансовую. Не стоит строго карать за промахи, лучше показывать верный путь решения проблемы. В-третьих, целесообразно включать на какое-то время молодых управляющих в состав корпорационных комитетов по стратегическому планированию с тем, чтобы они могли получать представление о деятельности фирмы. Наконец, заинтересовать их материально.
Из отношения руководителя к самому себе прежде всего следует выделить необходимость быть примером для подчиненных. Руководитель должен быть в одежде зеркалом простоты, в образовании -- зеркалом бдительности и прилежания, в поступках -- зеркалом умеренности и искусности, в речах -- зеркалом разговора и молчания, в частной и общественной жизни -- зеркалом благоразумия.
Нельзя забывать, что, если люди усомнятся в нравственных качествах руководителя, если они перестанут верить его словам, если станут подозревать его в нечестности, никакой речи об авторитете быть не может. Личность руководителя будет вызывать насмешки, умело руководить коллективом, добиваться высоких результатов в работе он не сможет.
Быть примером для подчиненных очень непросто, но вполне возможно. Люди стремятся походить на нравственный идеал -- эмоционально окрашенный, внутренне принятый образ руководителя, который становится регулятором поведения подчиненного Станкин М. Внутренние пружины поведения (направленность личности руководителя) // Управление персоналом. - 1999. - № 5. - С. 9. .