Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 00:10, курсовая работа
Что такое персональный менеджмент? На этот вопрос есть несколько ответов. Кто-то скажет, что это управление времен, и будет отчасти прав. С другой стороны это умение управлять своими эмоциями и действиями. Некоторые включают сюда технику личной работы (рациональное чтение, умение вести телефонные переговоры и т.д.). Сложно выбрать какое-то одно определение. Да это и не нужно. Вопрос «Что такое персональный менеджмент?» следует конкретизировать - «Что такое персональный менеджмент для вас?». Вот на такой вопрос уже вполне можно дать ответ, если знать какие проблемы можно решить с помощью инструментов персонального менеджмента.
Общее состояние трудового потенциала следует расценивать как положительное. У персонала есть свои преимущества, например, достаточно высокий уровень образования. Но имеется много недостатков, на которые руководству стоит обратить внимание:
1. Высокий уровень увольнений сотрудников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины и как следствие высокий уровень текучести персонала.
2. Преобладание сотрудников предпенсионного возраста и низкая доля молодых специалистов, обладающих прогрессивным образованием;
3. И, наконец, одна из самых опасных: большинство сотрудников организации увольняются на первом году работы, не успев полностью адаптироваться и приспособиться к организации.
С 2012 г. в компании в соответствии со стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года реализуется единая кадровая политика, направленная на повышение эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач холдинга.
Одно из направлений данной политики – это работа над профессиональным развитием персонала, то есть его карьерного роста внутри организации. Высокая эффективность работы подразделения может быть обеспечена только при правильном подборе и расстановке руководителей и специалистов, для этого создается единый кадровый резерв холдинга, который в свою очередь состоит из стратегического резерва, резерва корпоративного развития, базового и молодежного резерва.
Холдинг ОАО «РЖД» отличается от других организаций закрытостью кадровой политики, поэтому профессиональное развитие специалистов имеет важное значение для его деятельности. Разработана нормативная база, она включает в себя следующие документы:
а) положение «О профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовской подготовке молодежи»;
б) концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2012–2015 годы);
в) положение «О реализации единой политики холдинга «Российские железные дороги» в области управления персоналом»;
г) типовое положение «О Центре оценки, мониторинга персонала и молодежной политики»;
д) положение «О формировании единого кадрового резерва ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ»;
е) целевая программа «Молодежь холдинга «Российские железные дороги»;
ж) план переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и оказания консультационных услуг ОАО «РЖД» в 2013 году;
з) «Условия соревнования трудовых коллективов и работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2013 год».
Несмотря на разработанный перечень документов, на сегодняшний день многие из них они носят формальный характер, так как не все действуют и применяются на практике.
При изучении данных положений можно сделать вывод о том, что основными функциональными задачами организации являются:
а) расширение профориентационной работы, повышение престижности работы в холдинге и привлечение персонала;
б) системное взаимодействие с университетскими комплексами железнодорожного транспорта;
в) совершенствование адаптации новых сотрудников;
г) определение перспективной потребности в персонале;
д) укомплектованность штата;
е) работа с кадровым резервом;
ж) движение сотрудников;
з) качественный состав сотрудников;
и) рациональное использование кадрового потенциала.
Работа с подбором кадров начинается с профориентации школьников, то есть повышение престижности работы на РЖД среди учеников. С целью привлечения перспективной молодежи проводиться агитационная работа среди учащихся 10–11 классов школ. На встречах с учащимися, руководители рассказывали о производственной деятельности предприятия, перспективах развития отрасли. Учащимся была предоставлена информация об условиях приема и обучения в ВУЗах железнодорожного транспорта, порядке заключения договоров, организации практики студентов, гарантиях трудоустройства после окончания обучения, о предоставлении льгот для молодых специалистов, обучающихся по договору с дирекцией, возможностях карьерного роста и продолжения обучения.
Следующим этапом профессионального развития в организации является целевая подготовка будущих специалистов в ВУЗах и техникумах железной дороги, для непосредственно работающего персонала предусмотрены программы обучения с отрывом от производства и безотрывное. Данные программы позволяют специалистам проходить обучение и курсы повышения квалификации в свободное от работы время, а также предоставляет возможность обучаться в престижных учебных центрах и за рубежом.
Постоянное обучение и повышение квалификации является важнейшим составляющим любой деятельности. Сохранение высокоинтеллектуального кадрового потенциала, обладающего большим опытом работы и способностью оперативного решения сложнейших задач, является залогом и базисом для дальнейшего развития организации. От того, как обеспечены структурные подразделения квалифицированными кадрами, зависит стабильная работа производства и финансово-экономическое благополучие, а значит и интересы каждого работника.
Связующим звеном профессионального развития кадров является движение персонала, чтобы оно было объективным и эффективным необходимо правильно организовать работу с кадровым резервом. В настоящее время талантливые руководители и специалисты становятся уникальным конкурентным преимуществом компании наряду с новейшими технологиями и современным оборудованием, поэтому формирование, развитие и удержание высокопрофессиональных, эффективных и приверженных сотрудников позволяет предприятию сохранять и наращивать свой конкурентный потенциал. Формирование резерва вынесено на уровень стратегических задач РЖД.
Специалист по управлению персоналом говорит о том, что в работе с кадровым резервом на РЖД еще существуют некоторые проблемы, например, нет четких критериев, по которым кандидаты рекомендуются и зачисляются в резерв, пока он носит формальный характер, и руководители внутри своих подразделений предпочитают сами назначать специалистов на повышение. Для решения этих проблем на железной дороге проводится ряд мероприятий: издание нормативных и инструктивных документов, касающихся всего цикла работы с резервом кадров, начиная от создания системы оценки и заканчивая автоматизацией процессов формирования резерва в системе ЕКАСУТР. С целью обеспечения действенности резерва необходимо проводить зачисление в него только на основе результатов оценки кандидатов по корпоративным компетенциям, а также обоснованной и объективной оценки непосредственным руководителем. Все это создаст базу для качественного формирования резерва и перехода к индивидуальной программе развития и обучения.
Большое количество персонала старше 50 лет приводит к тому, что нововведения тяжело принимаются. Изучение зарубежного опыта показывает, что факторы, которые будут влиять на управленческую деятельность в ближайшее десятилетие, несмотря на их особенности в разных экономических системах, выражают общую тенденцию усложнения управления в современном мире. Руководители предприятий и организаций должны быть более гибкими, приспособленными к нововведениям и преодолению трудностей [6]. На первый план выходят вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров по управленческим вопросам. Организация должна направлять специалистов, которые состоят в резерве на ответственную руководящую должность, для повышения квалификации или переподготовки в области управления с отрывом от работы. Выбор сотрудников для прохождения соответствующей управленческой подготовки является важным событием для организации. Это не просто выбор и знак внимания, это признание того, что специалисты со своими деловыми качествами и организаторскими способностями достойны служебного продвижения. В западных компаниях пройти подобный отбор на обучение можно только на основе конкурса, при этом компания предоставляет возможность участвовать в нем каждому сотруднику. ОАО «РЖД» стремится к такой же высокоэффективной работе с профессиональным развитием сотрудников, но на сегодняшний день существуют некоторые сложности с ее реализацией, например, из-за масштабности компании сложно осуществлять контроль сверху донизу, нечеткое распределение ответственности среди специалистов за организацию и реализацию проектов и другие вышеперечисленные проблемы.
Результаты исследования представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Результаты исследования профессионального развития менеджера по персоналу на ОАО «РЖД».
Методы исследования |
Достоинства |
Недостатки |
Анализ документов | ||
положение «О профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовской подготовке молодежи» |
а) обеспеченность организации молодыми специалистами; б) четкое определение задач; в) формирование плана профессиональной ориентации |
а) нет обозначения ответственных исполнителей |
положение «О реализации единой политики холдинга «Российские железные дороги» в области управления персоналом» |
а) анализ и оценка текущего состояние; б) определение угроз развития холдинга; в) определение задач и направлений развития; г) определение задач по блокам деятельности организации; д) определение социально-экономического эффекта от проекта |
а) сложность контроля (слишком большая организация) |
Продолжение таблицы 2.1 | ||
типовое положение «О Центре оценки, мониторинга персонала и молодежной политики» |
а) определена область применения б) обозначены кураторы и исполнители программы; в) определены виды оценки и мониторинга персонала; г) обозначены основные термины; д) определены принципы реализации программы |
|
положение «О формировании единого кадрового резерва ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ» |
а) определение видов кадрового резерва; б) определение формирования единого кадрового резерва; в) определение численности и периода нахождения работников в резерве; г) обучение сотрудников, находящихся в резерве |
а) на практике формальный подход к формированию резерва; б) нет назначения ответственных исполнителей |
целевая программа «Молодежь холдинга «Российские железные дороги» |
а) обеспечение вовлеченности молодых специалистов в деятельность организации; б) определение кураторов и сполнителей программы; в) определение четких сроков; г) определение основных задач; д) обозначение ожидаемых результатов |
а) определено только позитивное влияние внешней и внутренней среды на реализацию программы |
Окончание таблицы 2.1 | ||
план переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и оказания консультационных услуг ОАО «РЖД» в 2013 году |
а) четкое определение сроков; б) определение исполнителей; в) назначение ответственного за реализацию проекта; г) обучение и развитие сотрудников |
|
«Условия соревнования трудовых коллективов и работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2013 год» |
а) обеспечение вовлеченности молодых специалистов в деятельность организации; |
|
Опрос персонала | ||
Анкетирование |
а) быстрый и удобный метод сбора информации; б) возможность собрать максимальное количество анкет (мнений); в) информацию легко систематизировать |
а) субъективные ответы на вопросы анкеты; б) невозможность охватить всю картину целиком (требует большого количества вопросов и времени на ответы); |
Интервьюирование |
а) предоставляет полную информацию; б) предоставляет возможность коррекции плана во время проведения; в) дает возможность наблюдать за психологической реакцией |
а) занимает много времени; б) полученную информацию сложно систематизировать; в) влияние личности респондента |
В результате проведенного исследования были выявлены следующие недостатки в технологии продвижения менеджера по персоналу на ОАО «РЖД»:
а) формальное составление кадрового резерва;
б) не назначены ответственные специалисты за создание и ведение кадрового резерва;
в) слабая информированность сотрудников о возможностях карьерного роста;
г) единоличное принятие решений о повешении или переводе сотрудников;
д) отсутствует объективной оценки кандидатов при внесении их в резерв.
В связи с этим мы предлагаем следующие мероприятия улучшения технологии профессионального продвижения менеджера:
а) редактирование положения «О формировании единого кадрового резерва ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ»;
б) разработка положения «Об оценке кандидатов на руководящие должности»;
в) разработка системы информирования сотрудников о возможностях карьерного роста и зачислении в кадровый резерв организации.
Далее мы более подробно рассмотрим цель и содержание проведения каждого мероприятия.
Редактирование положения «О формировании единого кадрового резерва ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ» необходимо для того, чтобы назначить ответственных исполнителей и кураторов данной программы с учетом их занимаемой должности, знаний умений и навыков.
Разработка положения «Об оценке кандидатов на руководящие должности» необходима для выявления наиболее перспективных и эффективных сотрудников.
Непосредственно оценка персонала должно включать в себя следующие пункты:
а) интервью с кандидатами в резерв с целью выявления их мотивации;
б) интервью с непосредственным руководителем возможного резервиста для выявления его оценки кандидата и составления мнения о нем;
в) анализ личных документальных данных (автобиография сотрудника, личная карточка, трудовая книжка, прошлые результату аттестации, оценки, информация о прошедшем обучении, планы личного развития). Цель такого анализа: собрать информацию по динамике его результатов труда, по уровню образования сотрудника, по стратегии его развития;
г) оценка управленческих способностей кандидата. Основная цель – это выявление потенциала к управленческой деятельности, поиск «успешного руководителя». Мы предлагаем использовать одну из двух методик: тест «По оценке общей способности к управленческой деятельности» (ОСУД) Кудряшовой Л.Д. или «методику 360 градусов»;
д) оценка потенциала сотрудника. На этом этапе нам необходимо определить круг интересов работника, выявить его карьерные предпочтения, определение соответствия качеств работника требованиям планируемой должности и установить потребность в обучении. Для изучения потенциала сотрудника предлагаем использовать следующие методы: деловые тесты, позволяющие выявить компетентность, знание профессиональных вопросов, интервью, для получения информации профессиональных целях и ценностей сотрудника, решение кейсов, презентация проектов.
Информация о работе Роль персонального менеджмента в подготовке менеджера по персоналу