Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:54, курсовая работа
Целью данной работы является выявление роли руководителя ДОУ с создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Поставленная цель исследования определяет задачи:
1. Изучить теоретические подходы к определению роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социального - психологического климата в коллективе.
2.Изучить основные схемы и методы диагностики социально- психологического климата в коллективе.
3.Выявить уровень благоприятного социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
4.Выработать методические рекомендации для руководителей ДОУ по созданию благоприятного социально-психологического климата в ДОУ.
Введение………………………………………..………………………………….3
I. Теоретическое обоснование роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе…….…..7
1.1. Понятие психологического климата в коллективе. Структура социально- психологического климата. …………………..……………………………….…7
1.2. Факторы, определяющие состояние психологического климата в коллективе. Характеристики, определяющие благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе………………………………………...10
1.3. Роль руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе………………………………………16
Вывод по теоретической части…………………………………………………19
II.Экспериментальное выявление роли руководителя в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе…….…20
2.1. Методы диагностики социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………………..20
2.2. Описание работы……………………………………………………………24
2.3. Методические рекомендации руководителям ДОУ по созданию благоприятного социально-психологического климата……………...……….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………
Роль руководителя в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе
Оглавление
Введение………………………………………..……………
I. Теоретическое обоснование
1.1. Понятие психологического климата в коллективе. Структура социально- психологического климата. …………………..……………………………….…7
1.2. Факторы, определяющие состояние психологического климата в коллективе. Характеристики, определяющие благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе………………………………………...10
1.3. Роль руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе………………………………………16
Вывод по теоретической части……………………………
II.Экспериментальное
2.1. Методы диагностики
социально-психологического
2.2. Описание работы……………………………………………………………
2.3. Методические рекомендации руководителям ДОУ по созданию благоприятного социально-психологического климата……………...……….26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
В условиях современной жизни
постоянно растет интерес –
и не только среди социальных
психологов, социологов, но и практических
работников к явлению, которое
получило название социально-
Формирование здорового
Ильин Г.Л. считает, что психологический климат является фактором, через который преломляется, опосредуется любая деятельность коллектива. При этом преобладающий настрой людей определяет не только меру включенности каждого в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. [4 с.200]
Естественно, что влияние психологической атмосферы на личность может быть двояким как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Одним из более очевидных проявлений благоприятной атмосферы, способствующей продуктивности совместной деятельности, является внимание, расположение, симпатии человека к человеку. Другим свойством здорового климата коллектива является настроение духовного подъема, жизнерадостности.
Особую роль среди всех других
факторов формирования социально-психологического
климата в коллективе играют
отношения руководства и
Здоровый психологический
Характеризуя степень научной разработанности проблемы роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.
Практическая значимость состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.
Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе определяют научную новизну данной работы.
Объект исследования – процесс создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, а соответственно предмет – роль руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Целью данной работы является
выявление роли руководителя
ДОУ с создании благоприятного
социально-психологического
Поставленная цель исследования определяет задачи:
1. Изучить теоретические подходы к определению роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социального - психологического климата в коллективе.
2.Изучить основные схемы и методы диагностики социально- психологического климата в коллективе.
3.Выявить уровень благоприятного социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
4.Выработать методические рекомендации для руководителей ДОУ по созданию благоприятного социально-психологического климата в ДОУ.
При проведении исследования по данной теме были использованы следующие методы исследования:
- контент - анализ научно
– теоретической и психолого-
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
- анкетирование педагогов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.
I. Теоретическое
обоснование роли руководителя
ДОУ в создании благоприятного
социально-психологического
1.1. Понятие психологического климата в коллективе. Структура социально- психологического климата.
Социально- психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и сётепень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива. В психологии часто употребляются схожие категории: "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологическая атмосфера коллектива". Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.
Психологический климат (ПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т. д. [15, с. 106]
Таким образом, психологический климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Существенным элементом в общей концепции психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально- психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу. [10, с. 136] В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
Социально- психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата. [10, с. 140]
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой - сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. [3]
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.
1.2. Факторы,
определяющие состояние
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на психологический климат. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на психологический климат. Остановимся на их характеристике более подробно.
Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий.
Локальная макросреда, т. е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т. д. [7]
1).Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе.
2).Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного ПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т. д.