Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:54, курсовая работа
Целью данной работы является выявление роли руководителя ДОУ с создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Поставленная цель исследования определяет задачи:
1. Изучить теоретические подходы к определению роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социального - психологического климата в коллективе.
2.Изучить основные схемы и методы диагностики социально- психологического климата в коллективе.
3.Выявить уровень благоприятного социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
4.Выработать методические рекомендации для руководителей ДОУ по созданию благоприятного социально-психологического климата в ДОУ.
Введение………………………………………..………………………………….3
I. Теоретическое обоснование роли руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе…….…..7
1.1. Понятие психологического климата в коллективе. Структура социально- психологического климата. …………………..……………………………….…7
1.2. Факторы, определяющие состояние психологического климата в коллективе. Характеристики, определяющие благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе………………………………………...10
1.3. Роль руководителя ДОУ в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе………………………………………16
Вывод по теоретической части…………………………………………………19
II.Экспериментальное выявление роли руководителя в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе…….…20
2.1. Методы диагностики социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………………..20
2.2. Описание работы……………………………………………………………24
2.3. Методические рекомендации руководителям ДОУ по созданию благоприятного социально-психологического климата……………...……….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………
Благоприятный социально-
Большая роль в этом процессе принадлежит своевременной диагностике психологического климата и безотлагательной коррекции зарождающегося неблагополучия в коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе имеет многопрофильный характер. Для расширенной диагностики следует применять комплекс методик и процедур, позволяющих наиболее полно составить картину неблагополучия в коллективе. Во время диагностики также необходимо придерживаться логической схемы исследования. Арсенал современных методик диагностики очень широк - среди них наиболее популярны различные опросники и метод социометрии. Нами была проведена методика, позволяющая выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В итоге после проведённого обследования, мы пришли к выводу, что 40% опрашиваемых рассматривают социально-психологический климат в коллективе, как благоприятный. Следующие 40 % опрашиваемых педагогов в своих ответах были противоречивы, и поэтому их восприятие социально-психологического климата в коллективе трактуется как неопределённое. И оставшиеся 20% абсолютно не удовлетворены социально-психологическим климатом в своём коллективе.
Таким образом, велика роль руководителя в создании благоприятного социально - психологического климата в коллективе. И по результатам проведённой методики нами были выработаны методические рекомендации
для руководителей ДОУ.
Необходимо стремление к созданию условий для удовлетворения у коллектива потребностей высших уровней: социальных, потребности в уважении, в самовыражении. Одним из условий развития благоприятного социально – психологического климата коллектива являются традиции, существующие в конкретном учреждении, коллективные настроения. Это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.
Постоянное введение в систему образовательного учреждения инноваций обеспечивает ее развитие, что может нарушать стабильность функционирования воспитательной системы. Традиции же способствуют сохранению здорового равновесия. Необходимо помнить, что традиции не должны быть надуманными, искусственными
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вересов Н. Н. Психология управления, учебное пособие, 2001 г.
2. Виханский О. С. Менеджмент, 3-е издание, учебник, 2003 г.,
3. Журавлев А. А. Стиль современной психологии управления М. : изд., «Экономика», 1994 г. - 322 с.
4. 2.Ильин Г.Л. Руководство и лидерство в ДОУ/Г.Л.Ильин //Управление ДОУ .-2005.-№ 3.
5. Кабаченко Т. С. Психология управления М: изд. Педагогическое общество России, 2003 г. -384 с.
6. Кричевский Р. Л., Если вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд., доп. и перераб. - 78с.
7. Куртиков Н. А Психология и социология управления. М: изд. Книжный мир, 2005 г. - 268с.
8. Лебедев В. И. Психология и управление, 1990 г.
9. Леонтьев А. Н. Психология руководителя. М. : изд. «Наука», 1996 г.
10. Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента», -М., 1995г. - 496 с.
11. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения, руководства, управления, менеджмента М: изд. Речь, 2005 г -- 304с.
12. 3.Пайс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.- 200 с.
13. Семенов А. К., Маслов Е. Л. .Психология и этика менеджмента и бизнеса, учебное пособие, 2000 г.
14. Стремякова И. Р. Моральная атмосфера управления, теоретико-методологические аспекты. - Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД. 1991 г. - 512 с.
15. (4.)ШеховцоваТ. Совместная творческая деятельность/Т.Шеховцова //Дошкольное воспитание. 2003.№ 11.