Роль, сущность и содержание функций управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ реализации функций управления на конкретном предприятии г.Н.Новгорода.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
Охарактеризовать процесс управления современным предприятием;
Рассмотреть классификацию функций управления;
Выделить специфику общих и конкретных функций управления;
Дать характеристику организации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА 6
1.1. Характеристика процесса управления 6
1.2. Сущность общих функций управления предприятием 8
1.3. Характеристика специфических функций управления 12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ЮНИКОМ СЕРВИС» 16
2.1. Характеристика компании 16
2.2. Реализация общих функций управления в компании 20
2.3. Реализация специфических функций управления в компании 26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИИ ООО «ЮНИКОМ СЕРВИС» 32
3.1. Основные недостатки существующей системы 32
3.2. Перечень рекомендаций 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕМОНТА В ООО «ЮНИКОМ СЕРВИС» 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В ООО «ЮНИКОМ СЕРВИС» 42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.02 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

на тему:

Роль, сущность и содержание функций управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема исследования. Настоящая работа посвящена теме анализа современных функций управления и их реализации на коммерческом предприятии.

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективности ее его деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Процесс управления любым предприятием состоит в реализации определенных функций менеджмента. При этом теоретиками и практиками этой науки было доказано, что данные функции должен выполнять каждый руководитель без исключения. От этого зависит успех или не успех того или иного бизнеса. Именно поэтому можно говорить об особой актуальности настоящего исследования.

Целью работы является анализ реализации функций управления на конкретном предприятии г.Н.Новгорода.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

  • Охарактеризовать процесс управления современным предприятием;
  • Рассмотреть классификацию функций управления;
  • Выделить специфику общих и конкретных функций управления;
  • Дать характеристику организации;
  • Рассмотреть реализацию общих функций управления в компании;
  • Рассмотреть реализацию специфических функций управления в компании;
  • Выявить недостатки данных процессов;
  • Выделить ряд рекомендаций.

Объект исследования – ООО «Юником сервис».

Предмет исследования – реализация функций управления на объекте исследования.

Методологической основой стали приемы анализа и синтеза, группировки и классификации данных, обобщения, статистические приемы и методы

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации могут быть внедрены в работу компании достаточно оперативно и не требуют существенной перестройки процесса управления на предприятии.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и проектной), заключения, списка литературы, а также приложений. Все главы последовательно связаны между собой и служат достижению поставленных задач и цели исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

1.1. Характеристика  процесса управления

 

Вопросы управления современным предприятием приобретают особую роль в настоящее время. Требования рынка оказывают влияние на деятельность всей компании в целом. Для того чтобы адекватно отвечать рыночным требованиям, руководство предприятия должно согласовывать с этими требованиями действия всех своих подразделений. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование внутренней организации управления компанией, ориентированной на требования рынка.

Разнообразие и быстрое изменение условий функционирования экономических субъектов, децентрализация управления с неизбежностью приводят к тому, что все большее количество коммерческих предприятий сталкивается с необходимостью совершенствования и  оптимизации  используемых ими процедур функционирования.

Охарактеризуем общее понятие управления предприятием.

Управление – процесс, обеспечивающий необходимое по целевому назначению протекание процессов преобразования энергии, вещества и информации, поддержание работоспособности и безаварийности функционирования объекта путем сбора и обработки информации о состоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воздействии на объект и их исполнение. 1

Втрое определение понятия «управление» относится к теории менеджмента:

Управление в широком понимании - функция некоторой системы, направленная либо на сохранения основного качества системы (потеря которого приводит к разрушению), либо на выполнение программы, обеспечивающей устойчивость функционирования системы и достижение заданной ею цели, либо на развитие системы. 2

На рис. 1.1 приведен универсальный цикл процесса управления, т.е. этапы процесса управления, которые могут быть применимы практически к любому объекту управления.


 

Рис. 1.1. Универсальный процесс управления 3

 

Как видно из Рис. 1.1 процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. [11, 156]

Реализуя процесс управления предприятием, менеджеры выполняют определенные функции.

Функции управления - назначение и виды управленческой деятельности.4

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, так как они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее популярная классификация функций управления предполагает их разделение на общие и специфические.

В целом важно отметить, что в ходе выполнения функций управления топ-менеджерам постоянно необходимо принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организуя работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы. В следующем параграфе отразим общие функции управления.

1.2. Сущность общих  функций управления предприятием

 

Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.5

В числе групп операции, встречающихся на предприятиях (технические, коммерческие, административные, финансовые, страховые, учетные операции), А. Файоль выделяет административную функцию, определяя ее как управленческую, обеспечивающую предвидение, организацию, распоряжение, координацию и контроль. Это одна из шести специфических функций, реализуемых па предприятии, при этом, если правление - это ведение предприятия к цели с использованием всех ресурсов и обеспечением действия всех шести функций, то управление, или администрирование одной из шести функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Эта функция разделена между головой и членами социального тела, как и другие функции. Но в составе ролей крупных директоров она занимает такое значительное место, что может казаться, будто роль эта исключительно административная. Теоретики отмечают, что правомерно считать, что «администрирование» является синонимом слова «управление», или «менеджмент», а «правление» - «руководство». Если Ф. Тейлор рассматривал, в основном, цеховой уровень организации производства, то А. Файоль - высший административный.

Согласно Файолю, деятельность промышленных предприятий может быть разделена на шесть групп:6

  1. Техническая деятельность (производство, выделка и обработка).

  1. Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

  1. Финансовая активность (поиск и использование капитала).

  1. Деятельность, направленная на обеспечение безопасности.

  1. Бухгалтерский учет.

  1. Управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).

Вне зависимости от того, просто или сложно, велико или мало предприятие, в его деятельности всегда присутствуют все шесть названных типов активности или основных функций.

Очевидно, для непромышленных, некоммерческих организаций значение пунктов 1-5 может быть не столь велико. Тем не менее, эти пять элементов деятельности и в дополнение к ним управленческая деятельность, будут иметь свое значение для организации любого типа. Файоль отличал управление от так называемого «руководства». Он писал:

«Управление - деятельность, в осуществлении которой принимают участие руководители и работники корпорации. Управленческая функция отлична от других пяти главных функций. Ее не следует путать с руководством. Руководить – значит, вести предприятие к намеченной цели, пытаясь оптимальным образом использовать все имеющиеся резервы и обеспечивать стабильность шести основных функций. Управление же - одна из шести функций, стабильность которых должна обеспечиваться руководством».

Таким образом, Файоль выделял пять основных элементов управления: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

Согласно Файолю, планирование (попытка предвидения будущего организации и определение мер, потребных для перехода в это состояние) является существеннейшим элементом управления. Основой этого процесса является разработка формального плана действий.7

Такой план должен основываться на ресурсах организации, типе и значении совершаемой работы и возможных будущих тенденциях. Файоль считал разработку плана работ одной из труднейших и важнейших задач, стоящих перед руководством, в решении которой должна принимать активное участие вся организация. Идеальный план работ должен сочетать в себе цельность (т. е. общий план должен поддерживаться частными планами отдельных организационных структур), непрерывность (планируемые действия должны рассматриваться как элементы непрерывного плана развития), гибкость (возможность учета непредвиденных обстоятельств) и, наконец, точность (он должен быть, по возможности, максимально точным). Принципам планирования Файоля соответствовала и его теория прогнозирования, требовавшая подготовки однодневных, недельных, месячных, годичных, пяти- и десятилетних прогнозов, которые должны были корректироваться с учетом реально существующих обстоятельств. Акцент Файоля на планировании и прогнозировании был уникальным для своего времени. Он сохраняет свою актуальность и поныне.

Вторым элементом управления, по Файолю, является организация, посредством которой предприятие получает все необходимое для своего функционирования: сырье, инструмент, капитал и персонал. Он обращает особое внимание на ее организационную структуру и полагает, что форма, принимаемая организацией, зависит от количества сотрудников. По мере роста и усложнения организации, растет и количество присущих ей функций. Аналогичным образом, возрастание количества работников вызывает потребность в увеличении числа контрольных уровней. Все это приводит его к хорошо известной модели организационной пирамиды или, как называет ее сам Файоль, скалярной цепи. 8

Третий элемент - распорядительство, имеющее целью добиться от работников оптимальной отдачи в интересах всего предприятия. Успех управления зависит от сочетания личных качеств и знания общих принципов управления. Руководителю необходимо помнить о следующих правилах: лучше узнать подчиненных, борьба с некомпетентностью, принимать участие во все детали соглашений, заключаемых компанией с сотрудниками, подавать хороший пример, проводить периодические проверки организации, проводить совещания, призванные задавать направление развития и основные приоритеты компании, не увлекаться деталями, стремиться к установлению в коллективе атмосферы единения работников.

Координация - четвертый элемент Файоля, призванный обеспечить оптимальную гармонизацию различных видов деятельности организации. Координация используется для того, чтобы облегчить работу организации и сделать ее функционирование более успешным. Этот элемент призван сбалансировать различные аспекты деятельности организации так, чтобы соблюдалась, например, пропорциональность расходов и доходов, сбыта и производства, закупок оборудования и производственных нужд, запасов товаров и потребления. Файоль предлагал проводить для этого еженедельные совещаний руководителей отделов.9

Последний элемент - контроль, призванный обеспечить соответствие всего происходящего в организации принятому плану, принципам и действующим инструкциям. Целью контроля становится нахождение слабых сторон и ошибок, позволяющее исправлять и предотвращать их. Контроль затрагивает все - продукты, людей и рабочие операции. Контроль стимулирует процесс обратной связи, благодаря наличию которого организация адаптируется к изменяющимся обстоятельствам и постоянно обновляется. Осуществлять контроль должно не только руководство; этим должны заниматься беспристрастные контролеры, не связанные отношениями подчинения с контролируемыми работниками.

Любая концепция ценна в том случае, когда ее можно применить в реально действующей организации. Заслуга Файоля заключается в том, что все приведенные принципы управления предприятием были основаны на его практической  работе. Точка зрения, в соответствии с которой руководители высокого уровня (и как следствие все прочие руководители) должны проходить соответствующую подготовку, сегодня не вызывает возражений. 10

Информация о работе Роль, сущность и содержание функций управления