Роли менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы «Роли менеджера» - управление предприятием - это непрерывный процесс воздействия на ресурсы данного предприятия для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Но чтобы принять обоснованное решение, недостаточно обладать высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от индивидуальных способностей руководителя, его умение работать с людьми, личные инициативы и интуиции.
Объект - роли менеджера в управлении организацией.
Предмет - исследования ролей менеджера в управлении организацией.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты роли менеджера в организации.
Понятие и содержание роли менеджера.........................................................5
Функции менеджера.........................................................................................8
Особенности и развитие менеджера.............................................................11
Глава 2. Роль менеджера в управлении организацией.
2.1. Важнейшие качества руководителя в организации....................................15
2.2. Производственный менеджер и процесс управления. Сравнение с зарубежной практикой..........................................................................................18
2.3. Основные требования, предъявляемые к менеджеру на предприятии.....22
Глава 3 Исследование деятельности менеджера и его роли на примере предприятия
3.1. Характеристика предприятия ООО «Стройкомплект»...............................24
3.2 Анализ деятельности менеджера в управлении на предприятии ООО «Стройкомплект»..................................................................................................26
3.3 Основные требования, предъявляемые к менеджеру на предприятии ООО «Стройкомплект»...................................................................................................29
Заключение...........................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................33

Файлы: 1 файл

Roli_menedzhmera.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 Планирование - это  вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов  организации и ее составных  частей. Планы содержат перечень  того, что должно быть сделано,  определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей.

Организация - вторая функция  управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение, всем необходимым  для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.;

Мотивация - это процесс  побуждения себя и других к деятельности, для достижения личных целей или  целей организации.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.8

Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и  учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим  слушать других и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы - это значит сотрудничество, а не запугивание. Хороший менеджер всегда стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Виды деятельности менеджера

 • работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

 • служение целям  организации, подчинение вышестоящим  инстанциям;

 • изучение спроса  и предложений на рынке; 

 • планирование  деятельности организации; 

 • коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);

 • поиск и использование  необходимых средств и ресурсов  для наилучшего достижения основных  целей организации; 

 • разработка бизнес-плана  и контроль над его реализацией;

 • руководство  (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы  подчиненных; 

 • контроль за  исполнением данного задания; 

 • участие в  процессе приема, подбора и помощь  в профессионально-квалификационном  росте работников;

 • проведение переговоров,  бесед с клиентами; 

 • проведение презентаций.9

 

1.3. Особенности и развитие менеджера.

 

Для успешного менеджера  необходимы многие качества. Но основа - это способность к развитию. Развитие - это постепенное увеличение количества задач, которые менеджер может решать качественно, без посторонней помощи. Если руководитель со временем не увеличивает количество этих задач, то это может означать, что его развитие остановилось.

Можно определить причины результативности работы и вывести некую формулу для успешного менеджера:

 Образование. Фундаментальные  знания позволяют заглянуть внутрь  процессов, происходящих на предприятии.

 Управленческий потенциал.  Должен быть лидер, работающий  по современным технологиям, разрабатывающий  свои методики, проекты и программы. Также важна компетенция. Чтобы контролировать ситуацию, руководитель должен досконально знать каждый участок своего предприятия. Иначе процесс управления может свестись к некомпетентным распоряжениям.

 Маркетинг. Каждый  руководитель, работающий на динамичных рынках, должен знать базовые законы рынка, уметь отличать торговую марку от бренда.

 Опыт прямых продаж.

 Личностные качества (высокие этические нормы, интеллигентность, ум, честность, открытость).

 Самомотивация. Каждый  человек знает и умеет гораздо больше того, что делает.10

Залог успешной работы в  современной организации, в том  числе успешного восхождения  по корпоративным ступеням, - совокупность качеств, которая в последние  годы обозначается как «эмоциональный интеллект». Умение общаться, говорить с людьми, понимать настроение и интересы присутствующих, мотивировать - все эти качества обладают обманчивой, кажущейся простотой и вместе с тем они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки. Успешные руководители по сравнению с неуспешными тратят меньше времени на контроль исполнения (25% против 53%), больше занимаются развитием команды и согласованностью работы (34% против 18%) и максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%).11

Различие между предпринимателем как собственником и менеджером как наемным сотрудником: предприниматель  в ходе работы рискует всем своим  имуществом, а менеджер лишь своим  заработком. Объединяет их то, что оба  они руководят коллективом в  условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.

 Для успешной работы  менеджер должен обладать высокой профессиональной подготовкой. Регулярная аттестация менеджера позволяет поддерживать его профессиональный уровень, оказывает также не последнее влияние на конкурентоспособность организации в целом и ее продукцию в частности.

 Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы управленческого аппарата. В результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.

 Особое внимание  при оценке деятельности менеджера  следует уделить внутренней атмосфере  организации и качеству внешних  связей, так как затраты на  их организацию нельзя определить  в денежном выражении, и в  большей степени они зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека.

 Оценка деятельности  менеджера может производиться его вышестоящим начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными с использованием тестов, деловых игр, собеседования и анализа выполненной работы. Источники оценки работы включают статистические и фактические материалы, отчеты, приказы, экспертные оценки и прогнозы.

Для успешной работы менеджера  наиболее важными становятся выработка  и принятие решений, планирование, организация  работы, мотивирование сотрудников, контроль за ходом выполнения работ, руководство как отдельными сотрудниками, так и работой команды, навыки общения. Для руководителей высшего звена успех все в большей степени зависит от интуиции, гибкости, оперативности, разносторонности, цельности и других личностных качеств, которые проявляются в реализации и развитии корпоративной политики. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль менеджера в управлении  организацией.

 

2.1. Важнейшие  качества руководителя в организации.

 

    Руководитель  является ведущим и организующим  звеном в социальных системах управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое заметно уже в самой терминологии. Руководитель – это «ведущий за руку», лидер (от английского leader- ведущий). В тоже время эти занятия существенно различаются, так руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группах, хотя иногда эти две формы управления соединяются в одном лице. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками  зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава. Одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя. Руководитель-это лицо, наделенное правом принятия решений  и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий. Личность руководителя, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами составляющими его индивидуальное своеобразие. Человек всегда приносит свои индивидуальные качества в процессы трудовой деятельности группового взаимодействия.         Управленческая деятельность требует от руководителя организаторских, коммутативных, научно-познавательных, конструктивных и других способностей. Для руководителя просто необходимы специфические особенности личности, которые важны для успешного выполнения управленческой деятельности, это специальные умения, знания, компетентность, информированность.13

Некоторые исследователи  называют более 200 необходимых  руководителю качеств. Эти качества большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

     К профессиональным  относят те, которые характеризуют  любого грамотного специалиста.  Обладание ими является лишь  предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.

   Такими  качествами  являются:

высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности

  • в соответствующей сфере деятельности и смежных с ней;
  • широта взглядов, эрудиция;
  • стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими,
  • их обучение;
  • умение рационально использовать время, планировать свою работу.

     Личностные  качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

    • высокие моральные стандарты;
    • физическое и психологическое здоровье;
    • внутренняя и внешняя культура;
    • честность;
    • справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
    • оптимизм, уверенность в себе.

     Но  обладание  ими - тоже всего лишь предпосылка   успешного руководства, ибо руководителем  делают человека не профессиональные  или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

      - умение  организовать деятельность подчиненных,  обеспечить ее всем необходимым,  ставить и распределять задания,  координировать и контролировать  их выполнение, требовательность;

      - доминантность,  честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

      -контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе  людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

      -инициативность, оперативность  в решении проблем, способность  сконцентрироваться на главном;

      -умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

      -стремление к  преобразованиям, нововведениям,  готовность идти на риск и  увлекать за собой подчиненных.

     Требования  к руководителям  в отношении этих качеств на  различных уровнях управления неодинаковы.14

 

 

 

 

 

 

2.2. Производственный  менеджер и процесс управления. Сравнение с зарубежной практикой.

 

Для успеха экономических  реформ, осуществляемых в России, крайне важны изменения в различных  сферах управления. Идет смена социально-экономической  системы; возникают новые требования к управлению предприятиями, выдвигаемые рыночными отношениями.

Современный этап переходной экономики  России характеризуется ростом предпринимательской  активности и переходом к разнообразным  формам собственности; происходят, хотя и медленно, изменения в технологической базе производства.

Переход к эффективному управлению не только необходим, но и возможен. Говоря об общих условиях в производстве и социально-экономической сфере, существующих в странах со зрелой рыночной экономикой, можно выделить ряд направлений и концепций, в соответствии с которыми развивается наука и практика управления.

Российские предприятия стали  больше уделять внимание организации  производства, формированию структур, обеспечивающих четкое разделение работ, контроль выполнения и стимулирование исполнителей по результат труда.

Управление современными российскими  предприятиями сталкивается со многими  проблемами. Ряд их низ связан с  изменениями в характере отношений  между реальными собственниками предприятий и управляющими (менеджерами). Вместо одного собственника предприятия получили сразу нескольких. Существенно расширился круг задач, которые требуется решать и за которые нужно отвечать перед новыми собственниками менеджерам предприятий. Эти задачи охватывают не только организацию и управление персоналом (хотя это не потеряло своего значения), но и включает определение номенклатуры и объемов выпуска продукции с учетом потребностей и возможностей рынка, поиск и привлечение ресурсов (прежде всего, финансовых), обеспечение реализации продукции, проведение своевременных расчетов с поставщиками и потребителями, повышение качества и конкурентоспособности продукции и др. Чтобы управлять предприятием, менеджеры должны иметь четко обозначенные цели. Ведь далеко не каждое предприятие в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию.

Информация о работе Роли менеджера