Автономная некоммерческая
образовательная организация
высшего профессионального
образования
(АНОО ВПО «ВЭПИ»)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
Специальность «Управление
персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Руководитель и его
деловые качества
Выполнил (а):
Студент(ка) 5 курса
заочной формы обучения
________________ Ирина Владимировна Казарцева
(подпись, дата)
Научный руководитель:
канд. геогр. наук, доц.
________________ Н.И. Кузьменко
(подпись, дата)
Заведующий кафедрой:
________________ Н.И. Кузьменко
(подпись, дата)
Воронеж
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- Руководитель, деловые качества руководителя
2.1.История развития менеджмента
2.2. Понятие «Деловые качества»
сотрудника
2.3. Руководитель, его управленческие
функции
2.4. Деловые качества, определяющие
успех выполнения управленческих функций.
2.5. Другие факторы, которые
влияют на деловые качества руководителей:
- Особенности управленческой
деятельности
- Этапы развития компании
- Деловые качества руководителей
на разных уровнях управления
- Адаптивность – залог успеха руководителя.
- Современный подход к оценке
и развитию деловых качеств руководителя
- Заключение
- Список литературы
Введение
Современное развитие общества
показывает, что успешная деятельность
организации во многом зависит от умелого
и грамотного руководства. Умение эффективно
руководить, что это, наука или искусство.
Можно лишь предположить, что это некий
синтез науки и искусства управления.
Искусство управления во многом
определяется личностью менеджера и присущими
ему деловыми качествами и в силу специфики
сложившейся в мире ситуации данный вопрос
является наиболее важным, что обуславливает
актуальность данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение функций, личных
качеств руководителя, обеспечивающих
выполнение управленческой функции.
Для выполнения данной цели ставятся следующие
задачи:
* дать подробное описание функций и личных
качеств руководителя, обеспечивающих
выполнение управленческой функции;
*рассмотреть другие факторы, которые
влияют на особенности деловых качеств
руководителя;
* изучить современные аспекты работы
российских предприятий по развитию деловых
качеств руководителей.
Структура настоящей курсовой работы
определена поставленными задачами и
включает в себя введение, две главы, заключение,
список использованных источников.
В курсовой работе были использованы труды
и разработки таких специалистов, как: П.Друкер, Д. Карнеги, С. Иванова
и др.
- История развития
менеджмента
Деловая активность, предпринимательство,
управленческая деятельность возникли
одновременно с человеческим обществом.
В истории всегда были выдающиеся политические
деятели, промышленники, купцы, хозяева,
в деятельности которых до сих пор можно
находить примеры успешного управления,
ведения дел. Поэтому, при желании, историю
и бизнеса и менеджмента можно вести с
Древнего Египта и античной Греции. Однако,
исходя из соображений терминологической
ясности, чтобы говорить о менеджменте
в современном понимании, а анализ сделать
конкретным и обозримым, приходится, хотя
и с известной степенью условности, вводить
точку отсчета. Отсчет эре научного менеджмента
положило опубликование Тейлором в 1911
году книги "Принципы научного управления",
значение которой для менеджмента, может
быть, такое же, как для христианства -
Библия. Управление стало считаться самостоятельной областью исследования.
В основу методологии научного управления
был положен анализ содержания работы
и определение ее основных компонентов.
Ф. Тейлор считал, что "только путем
принудительной стандартизации методов,
принудительного использования наилучших
условий и орудий труда и принудительного
сотрудничества можно обеспечить общее
ускорение темпа работы". И уже в то
время стали озвучиваться мнения, что
руководителю, в первую очередь, необходимо
развивать деловые качества, а инженерно-техническая
подготовка должна быть на втором месте.
Эти мысли высказывал и Файоль, и Тейлор.
Файоль полагал, что чем выше должностной
ранг руководителя, тем меньше ему необходимы
технические знания и больше — организационные.
Поэтому руководителей надо учить администрированию,
а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел
к тому же выводу по иным причинам: инженеров
учат общим принципам организации, хотя
и недостаточно, но их совсем не учат управлять
людьми. Выпускникам технических вузов
нужна как минимум годичная стажировка
на предприятии, где они могли бы общаться
с теми, кем завтра должны руководить.
В настоящее время изучению
деловых качеств руководителей уделяется
все больше и больше внимания, что обусловлено
спецификой современного рынка с растущим уровнем конкуренции
и нестабильностью мировых финансовых
институтов. Сейчас перед компаниями встаёт
необходимость гибко и оперативно реагировать
на постоянные изменения во внешней среде.
Растущая глобализация рынков, развитие
информационных технологий, новые требования
к качеству обслуживания клиентов, и даже
запросы сотрудников к качеству жизни
– всё это способствует тому, что требования
к современным руководителям выходят
на новый уровень.
- Понятие «Деловые качества» сотрудника.
Прежде, чем проводить исследование
деловых качеств руководителя, необходимо
определить само понятие «Деловые качества»
Понятие «деловые качества»
относится к тем понятиям, которые в данный
момент активно используются при решении
различных hr-вопросов, но которые не имеют
при этом легального развернутого определения.
Это сильно затрудняет правоприменительную
деятельность, нарушает единообразие
судебной практики и порождает различные
толкования одних и тех же правовых норм.
Категория «деловые качества» используется
и в Трудовом кодексе РФ (например, ст. 3, 64). Причем данный термин всегда
употребляется законодателем во множественном
числе, что само по себе подразумевает
наличие определенного перечня этих самых
«качеств», хотя бы примерного. Однако
ни перечня, ни легального определения
понятия «деловые качества» на сегодняшний
день нет.
Некоторую определенность в
этот вопрос попытался внести Пленум Верховного Суда РФ своим
постановлением от 17.03.04 № 2 «О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление от 17.03.04
№ 2), сформулировав для удобства использования
понятие деловых качеств.
Согласно п. 10 Постановления от 17.03.04 № 2 под деловыми качествами работника
следует, в частности, понимать способности
физического лица выполнять определенную
трудовую функцию с учетом имеющихся у
него профессионально-квалификационных
качеств (например, определенной профессии,
специальности, квалификации), личностных
качеств работника (состояние здоровья,
наличие определенного уровня образования,
опыт работы по данной специальности,
в данной отрасли).
Вместе с тем в HR-среде при рассмотрении
деловых качеств сотрудника акцент делается
на его умение, способности. И употребляя
термин «деловые качества» HR прежде всего
указывают на особенности личности, обеспечивающие
эффективное выполнение рабочих задач.
В качестве примера, подтвержающего,
что деловые качества включают в себя
способности личности, можно рассмотреть
обычных выпускников любого факультета
любого вуза. При равных условиях обучения,
единой программе обучения, одинаковом
стаже (его отсутствие) через определенное
время каждый из студентов оказывается
на разных уровнях управления: кто-то остается
рядовым специалистом, кто-то становится
руководителем.
Таким образом, я предлагаю
определить деловые качества, как те личностные
способности, которые выделяют профессионала
среди представителей своей же сферы деятельности.
То есть речь идет об определенных универсальных
качествах руководителя, вне зависимости
от конкретной сферы деятельности, благодаря
которым он становится эффективнее остальных.
Таким образом, далее, мы будем
рассматривать деловые качества, которые
необходимы менеджеру для выполнения
его управленческих функций, при этом,
стоит отметить, что за рамками моего исследования
остаются профессиональные знания, деловые
качества, которые необходимы каждому
сотруднику любой организации (в том числе
и менеджеру), черты характера и т.д. (см.
таб. 1)
Базовые деловые качества,
которые необходимы каждому сотруднику |
Управленческие деловые качества |
Профессиональные
знания |
Опыт, стаж, возраст,
образование и др. характеристики |
Ответственность
Ориентация на результат… |
Качества, которые необходимы
для эффективности выполнения управленческих
функций |
Бухгалтерский учет
Налоговый Кодекс… |
- |
- Руководитель,
его управленческие функции
Прежде чем изучать
деловые качества менеджеров, необходимо
«сверить» понятия, т.е. определить, кто
такой руководитель и какие основные функции
выполняет.
Существует несколько
определений понятия «Руководитель»:
Руководитель - лицо,
которое в силу закона, иных нормативных
правовых актов или учредительных документов
организации осуществляет управление
этой организацией либо выполняет функции
ее единоличного исполнительного органа.
Руководитель - работник,
принимающий решения по важнейшим вопросам
деятельности аппарата управления с целью
обеспечения эффективного труда производственного
коллектива.
Как видно из вышеприведенных
определений, основная цель руководителя
–управление организацией для достижения
результатов.
Под управленческой функцией
(лат. functio - исполнение, деятельность, совершение)
следует понимать «совокупность однородных
повторяющихся задач, которые необходимо
решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности
системы, ее перевода из одного состояния
в другое, более полно отвечающее предъявляемым
требованиям».
Наиболее яркое и точное определение
управленческой функции, на мой взгляд,
дал Питер Друкер: Управление - это особый
вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную, целенаправленную
и производительную группу.
Несомненно, управленческие
функции определяются характером деятельности
руководителей, обусловленных особенностями
стоящих перед коллективами задач и сложившимися
условиями (обстановкой). А поскольку вариантность
задач практически безгранична и условия
весьма разнообразны, то перечень управленческих
функций (действий), в сущности, не имеет
предела.
Вместе с этим процесс управления
состоит из 4-х основных функций: планирования,
организации, мотивации и контроля. Таким
образом, планирование, организация, мотивация
и контроль представляют собой четыре
основные функции менеджера.
Рассмотрим каждую из них несколько
подробнее.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Функция планирования предполагает
решение о том, какими должны быть цели
организации и что должны делать члены
организации, чтобы достичь этих целей.
По сути своей функция планирования отвечает
на три следующие основные вопроса:
Где мы находимся в настоящее время?
Куда хотим двигаться?
Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования руководство
стремится установить основные направления
усилий и принятия решений, которые обеспечат
единство цели для всех членов организации.
Другими словами, планирование - это один
из способов, с помощью которого руководство
обеспечивает единое направление усилий
всех членов организации к достижению
ее общих целей. Планирование в организации
не представляет собой отдельного одноразового
события, во-первых, потому что большинство
предприятий стремятся продлить существование
как можно дольше, а во-вторых, существует
постоянные изменения во внешней среде,
а также неопределенность в будущем. Поэтому
планы необходимо пересматривать, чтобы
они согласовывались с реальностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Организовывать - значит создавать
некую структуру. Существует много элементов,
которые необходимо структурировать,
чтобы организация могла выполнять свои
планы и тем самым достигать своей цели.
Одним из этих элементов является работа,
конкретные задания организации. Поскольку
работы выполняют люди, другим важным
аспектом функции организации является
определение, кто именно должен выполнять
каждое конкретное задание из большого
количества таких заданий, существующих
в рамках организации, включая и работу
по управлению. Руководитель подбирает
людей для конкретной работы, делегируя
отдельным людям задания и полномочия
или права использовать ресурсы организации.
Эти субъекты делегирования принимают
на себя ответственность за успешное выполнение
своих обязанностей.