Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:39, реферат
Организационное поведение - это жизнь и деятельность, работа и общение сотрудников организации, ее отделов и других подразделений. Их взаимоотношения друг с другом, с представителями других организаций и с общественностью. У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы. Их источники находятся внутри организации и вне ее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Эффективность организации складывается из множества составляющих, среди которых узловыми являются психологические факторы, т.е. качество и состояние людей. Их взаимоотношения - тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим поведением.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина»
Губкинский институт (филиал)
Кафедра экономики, маркетинга и менеджмента
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Организационное поведение»
На тему:
«Руководство и лидерство как социально - психологическое явление»
Выполнил:
студент 4 курса
группы Б-09
Специальность 080507
Проверил: доцент
Губкин 2012
Организационное поведение - это жизнь и деятельность, работа и общение сотрудников организации, ее отделов и других подразделений. Их взаимоотношения друг с другом, с представителями других организаций и с общественностью. У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы. Их источники находятся внутри организации и вне ее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Эффективность организации складывается из множества составляющих, среди которых узловыми являются психологические факторы, т.е. качество и состояние людей. Их взаимоотношения - тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим поведением.
Говоря об отношениях людей в организации, стоит обратить особое внимание на один важный и неотъемлемый ее элемент - руководителя. Ни одна организованная группа, будь даже самая малая, не может функционировать, если в ней нет руководителя или лидера, того, кто будет составлять план действий, четко представлять поставленные цели и разрабатывать пути ее достижения. Не будь в группе руководителя, в ней воцарился бы хаос. Многие люди, которые работают в организациях, где необходимо выполнять определенные функции, по типу характера или психологическому типу не могут и не хотят принимать никаких решений. Многие привыкли, и им это даже удобно, чтобы перед ними ставили уже четко разработанную задачу и пути ее разрешения, а они просто выполняют ее по представленным пунктам. Это вовсе не говорит, что работник плохой и некомпетентный, он может быть очень добросовестным и исполнительным, но не способным принимать решения. Теперь представим, что таких «середняков» в организации достаточно много и если убрать руководителя и предоставить всем возможность принимать решения самим воцарится тот хаос, о котором упоминалось выше. Однако, наверняка в этой же группе, где убрали руководителя, найдется пара человек, которые попытаются организовать сотрудников, притом не требуя за это дополнительную плату или каких-либо поощрений. Эта попытка восстановить порядок будет диктоваться им собственным характером и поведением, которое в научной литературе именуется как «лидерское поведение». Лидер - это человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других участников группы по достижении групповых целей.
Тема руководства и лидерства как социально-психологического явления является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых на уровне любой организации. Для того, чтобы добиться желаемых результатов, каждый руководитель должен знать на какие процессы и явления в организации оказывать особое влияние и каким сторонам человеческих отношений уделить должное внимание. Лидер так же необходим в группе, как «двигатель» процесса. Руководитель и лидер могут отличаться по многим характеристикам, поэтому их рассматривают чаще всего как отдельные категории организации. Руководство и лидерство принято рассматривать как социально-психологическое явление, социальное потому, что путем руководства оказывается влияние на многие сферы социальной жизни работников, а психологическое – как влияние этих двух элементов на психологическом уровне на всех членов организации.
Цель работы: Рассмотреть руководство
и лидерство как социально-
Задачи:
Как видно из вышесказанного, изучение поведения работников, руководителей, рабочих групп и отдельных личностей лежит в основе предмета организационного поведения. Именно изучение общегрупповой психологии помогло многим руководителям добиться высоких результатов в своей работе, а ученым, которые активно изучают поведение групп начиная с 60-х годов, выявить неоспоримые доказательства важности удовлетворения человеческих потребностей в рабочей группе, и более глубокого понимания природы человека как части общественной и трудовой группы.
В определенные должности
и взаимоотношения с людьми, диктуемые
организационным процессом, вступают
люди с различным опытом прошлого,
с индивидуальными интересами, устремлениями
и личными целями. Чтобы сплотить
сотрудников и организацию в целом в эффективную рабочую
команду, менеджер должен успешно овладеть
такой сферой управленческой деятельности,
как руководство. Руководство является
сложной функцией, цель которой — побудить
людей работать эффективно и с желанием.
Руководя подчиненными, менеджер может
давать задания, показывать, как выполнять
работу, отдавать распоряжения, оценивать
труд работников и исправлять их ошибки.
Руководство состоит из двух взаимосвязанных
процессов. Во-первых, оно включает в себя
мотивацию, т. е. создание у работников
стимулов трудиться с полной отдачей.
Во-вторых, руководство включает в себя
наставничество, заключающееся в том,
что когда руководитель знакомит работника
с его обязанностями, показывает ему определенные
приемы выполнения работы, а также демонстрируя
свое личное отношение и подход к труду
и т. д.
Обычно управление обеспечивается одним из двух самых распространенных способов: непосредственное руководство подчиненными или включение промежуточной ступени управления и руководство коллективом через своих заместителей. Первый способ управления базируется на принципе единоначалия, согласно которому исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. В этом случае начальник единолично отвечает за все стороны деятельности коллектива и обязан один выполнять весь комплекс управленческих работ. Если исполнителей много и они выполняют работу различного типа, то управлять ими становится сложно.
Второй способ управления значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеется несколько заместителей и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Этот способ управления соответствует иерархической структуре управления. Особенно эффективна эта структура управления в том случае, если для производственного процесса характерна специализация по нескольким направлениям, что требует и специализации руководителей этих видов работ. Именно этот способ управления используется в системе образования: вуз, руководитель-ректор, у которого несколько заместителей-проректоров, и далее по иерархии системы управления.
Одним из важнейших
элементов управления являются методы
Управления, с помощью которых
реализуются функции управления
По характеру воздействия на объект управления принято разделять методы прямого, непосредственного, воздействия в виде администрирования и методы непрямого, опосредованного, воздействия: материальное и моральное стимулирование. В качестве примера можно привести метод распоряжений, проявляющийся в выпуске приказов, планов, инструкций, других документов, которые называются актами управления. В таком виде метод распоряжений можно отнести к категории административных методов, основанных на подчинении законам, правопорядку, старшим должностным лицам, реализующим властную функцию, и предполагающих обязательность исполнения.
Вообще, в каждом конкретном случае выбор метода управления должен определяться особенностями субъекта и объекта управления. Как правило, в практике используется соответствующая комбинация методов, которая обеспечивает комплексность воздействия.
Основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов управления составляют принципы управления. К наиболее общим принципам управления относят: 1) социальную направленность; 2) законность в управленческой деятельности; 3) объективность и гласность; 4) системность, комплексность.
Социальная направленность состоит в необходимости действий процессов управления, выработки и реализации управленческих решений, а также учета интересов всего общества и отдельных социальных групп. Принцип законности в управленческой деятельности заключается в том, что она регулируется нормами права и любые акты управления должны опираться на требования закона вне зависимости от практической необходимости, местных условий, интересов дела.
Принцип
объективности и гласности треб
Принцип системности предполагает, что субъект управления при выборе методов и форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении системы управления, ограниченного пределами ее функционирования и развития.
Принцип комплексности в управлении заключается в том, что в каждом достаточно сложном
явлении необходимо анализировать все его аспекты: технологические, экономические,
социальные, идеологические,
1. Закон неопределенности отклика в виде зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических установок. Разные люди и даже один и тот же человек в разное время по-разному могут реагировать на одинаковые воздействия.
2. Закон неполной адекватности отображения человека человеком, суть которого заключается в том, что ни один человек не может постичь другого с необходимой степенью достоверности для принятия объективного и адекватного решения относительно этого другого. Закон неполной адекватности объясняется сложностью природы и сущности человека, непрерывно меняющегося в соответствии с возрастной динамикой.
3. Закон неадекватности самооценки состоит в трудности формирования у личности адекватной самооценки, в связи с противоречиями в системе объективных внешних оценок и тем, что психика человека представляет собой соотношение осознаваемого уровня (логико-вербальные операции) и неосознаваемого и плохо осознаваемого уровней (эмоционально-чувственная сфера и интуиция).
4. Закон искажения смысла управленческой информации заключается в том, что любая такая информация (директивы, постановления, распоряжения, инструкции) имеет тенденцию к изменению смысла в процесс движения по иерархической лестнице управления. Наиболее вероятные причины этого — неопределенные возможности трактовки и различия в образовании, интеллектуальном развитии, психическом состоянии коммуникатора, отправителя информации, и реципиента, ее получателя. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.
5.Закон самосохранения имеет отношение к содержанию ведущего мотива социального поведения субъекта управленческой деятельности как сохранения личного социального статуса, личной состоятельности и чувства собственного достоинства, которые прямо определяются активностью системы психологической защиты.
6. Закон компенсации заключается в том, что при высоком уровне мотивации к выполнению определенной работы или высоких требованиях среды к человеку недостаток каких-либо способностей для успешного выполнения конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками.
Рассмотренные законы управленческой деятельности усложняют процесс управления и руководства, придавая им индивидуальный характер, определяя то, что называют стилем профессиональной деятельности, который складывается в результате накопления личного опыта и зависит от конкретных условий деятельности
Взаимоотношения руководителя с подчиненных, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Выделяют следующие стили управления.
Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат (“подхалимы”, “козлы отпущения”, интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Информация о работе Руководство и лидерство как социально - психологическое явление