Руководство и лидерство как социально - психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Организационное поведение - это жизнь и деятельность, работа и общение сотрудников организации, ее отделов и других подразделений. Их взаимоотношения друг с другом, с представителями других организаций и с общественностью. У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы. Их источники находятся внутри организации и вне ее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Эффективность организации складывается из множества составляющих, среди которых узловыми являются психологические факторы, т.е. качество и состояние людей. Их взаимоотношения - тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим поведением.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, “минимумом контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

 

Уровень развития

сотрудника,    коллектива

Форма управленческого  поведения

Низкий уровень: “Не  хотят работать, не умеют работать” (низкая квалификация, недобро-совестные работники)

“Авторитарное указывание”

четкие указания что  и как делать, инструктаж

постоянный контроль работы

        когда необходимо - наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы

Средний уровень:  “Хотят работать, но еще не умеют работать” (недостаточно опыта, хотя обладают опреде-ленными базовыми на-выками и старательны, добросовестны)

“Популяризация”

1) указания, инструктаж  в популярной форма (наставничество, совет, рекомендации, дается возможность и самостоятельность проявить)

2) регулярный контроль  работы

3) уважительное, доброжелательное  отно-шение

4) интенсивное общение (оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы)

5) когда необходимо - приказывайте

6) вознаграждайте позитивное  поведение, когда необходимо –  наказывайте

 

Хороший уровень: “Хотят и умеют  рабо-тать” (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы). Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим

 

“Участие в управлении”

1) проводите консультации с сотрудниками  по отдельным проблемам советуйтесь  с ними

2) поощряйте инициативу подчиненных,  высказывание ими своих замечаний,  предложений

3) предоставляйте больше ответственности

4) ограничивайте прямые указания  и контроль

5) создавайте системы самоконтроля  сотрудников

6) ставьте цели, не уточняя способ  их достижения

7) широко общайтесь

8) вознаграждайте активность, инициативу, хорошую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работу

Высокий уровень: “Хотят и умеют работать творчески” (экстра спе-цииалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники)

“Передача полномочий”

1) ставьте проблему, проясняйте  цели и достигайте согласия по отношению к ним

2) предоставьте необходимые  права, пол-номочия сотруднику  для самостоятельного решения  проблемы

3) избегайте вмешательства  в дела

4) самоуправление и  самоконтроль у сотрудников

5) если вас просят, оказывайте поддержку

6) серьезно реагируйте на просьбы


 

Типы руководителей  и критерии эффективности руководства

В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей:

1) Консервативно-интуитивный  тип;

2) Консервативно-аналитический тип;

3) Новаторско-интуитивный;

4) Новаторско-аналитический  тип.

В преуспевающих японских фирмах наиболее популярен и эффективен Новаторско-аналитический стиль, который способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.

Критерием эффективности  руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет  зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

Результатом эффективной  работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач. Задача руководителя - эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально-психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов.

Характеристика  лидерства и власть в организации

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в  школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства  (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип  лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь  между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Когда в далеком 1517 г.  Мартин Лютер  прибил на портале  церкви  в  Виттенберге   свои   знаменитые   95   тезисов   о   злоупотреблениях  католической иерархии и церковных  властей,  он точно  отразил  в  них  настроение  отчаявшегося  от  нужды  и  преследований  народа.  Лютер  оказался подлинным лидером.  Идея религиозной и политической  реформы  овладела  умами  и  всколыхнула  Германию,  а за ней и другие страны.  Лидер предлагает обществу свою программу и по  существу  вырабатывает  ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов.  Когда  в 1917 г.,  через  400  лет,  в  другую  эпоху  великих  исторических  перемен,  в  России  у власти оказалось Временное правительство,  его  глава А.  Ф.  Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы  чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером. Этот яркий пример лидерства наводит на мысль, что мало быть целеустремленным, активным и интеллектуальным человеком, чтобы люди доверились тебе и пошли за тобой. Способность организовать себя и окружающих, показать своим сподвижникам, что именно это им необходимо и эта задача наиболее важна на данный момент времени.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.

Талант руководства  людьми основывается на целом комплексе  социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру —  это признание его высоких  достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия  лидеров на массу зависит от свойств  последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются  структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство - это не новый  стиль  руководства,  а  способ  организации  власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех  или  большинства  его  социальных  слоев.  Такое  общество   возникло  сравнительно  недавно  либо  еще  только  складывается,  и то пока не  везде.  Но это перспектива и необходимость истории и политики.  Члены  гражданского   общества  -  мыслящие  участники  политической  жизни,  поэтому они  имеют  возможность  сознательно  выбирать  себе  лидера.  Поведение  же  лидера  должно  убеждать  их  в том,  что его действия  правильны  и   выгодны,   а   не   продиктованы   своекорыстием   или  властолюбием.  Общество  со  своей  стороны  не  может манипулировать  лидером.  Социальное  и  политическое  партнерство,   взаимопонимание  лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Обязательное условие  лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней  и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют.

Итак, лидерство  -  одно   из   проявлений власти,   отличительное  свойство  политической  деятельности,  право  выдвигать  руководителя,  который  ее  осуществляет.  Это  явление  присуще  и   другим   видам  деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Информация о работе Руководство и лидерство как социально - психологическое явление