Руководство и лидерство как социально - психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Организационное поведение - это жизнь и деятельность, работа и общение сотрудников организации, ее отделов и других подразделений. Их взаимоотношения друг с другом, с представителями других организаций и с общественностью. У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы. Их источники находятся внутри организации и вне ее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Эффективность организации складывается из множества составляющих, среди которых узловыми являются психологические факторы, т.е. качество и состояние людей. Их взаимоотношения - тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим поведением.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Качества присущие лидеру

Действительно ли человек  рождается с лидерскими задатками, или развить такие умения и  навыки может любой человек –  вопрос, который остается открытым для обсуждения. Но то, что истинного лидера отличают от других основные психологические и личностные качества, которые и делают их таковыми – это непреложный факт. Давайте изучим эти качества подробнее.                                                      Честность. Лидер должен пользоваться доверием своих последователей, и честность в этом главная его помощница. Человек, претендующий на веру других людей в его слова и поступки, никогда не станет кривить душой и выдавать желаемое  за  действительное.                                                                                        Открытость. Это качество означает возможность услышать новые идеи, даже если они не соответствуют общепринятым способам мышления. Хорошие лидеры способны выслушать и принять чужую идею, и не хуже сами могут придумать и ввести новые способы ведения дел, которые до него еще никто не пробовал вводить. Открытость приводит к взаимному уважению и доверию между ведущим и его последователями, и позволяет одним свободно высказывать новые личные идеи, а другим – услышать их. Открытый лидер не станет отстаивать преимущество своего видения путей к достижению цели; наоборот, мысли других он рассматривает, как потенциально гораздо лучшие, чем его собственные предложения. Умение открыто рассмотреть альтернативы собственному решению является важным навыком для настоящего лидера.                                                                                                                           Творческий подход к любой проблеме, который на деле является результатом способности думать иначе, чем это принято. Очень часто так бывает, что «замыленный» взгляд на вещи сдерживает поиск решения. Лидер обычно такой проблемы не испытывает. Творческая натура таких людей дает им возможность увидеть то, что другие увидеть не способны, и он ведет своих последователей в новом направлении. Чаще всего лидер говорит: «А что, если…?», и вряд ли вы от него услышите: «Я знаю, что это глупый вопрос…».                         

   Уверенность, которую ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Скорее, это возможность четко указать, как надо действовать и чего от этих действий следует ожидать. Лидер должен быть напористым, чтобы получить желаемый результат. Наряду с уверенностью приходит ответственность за четкое понимание того, что последователи ожидают от своих лидеров. Такой человек вселяет уверенность в других и объединяет все усилия команды для решения поставленной задачи.

Нельзя не упомянуть чувство юмора, отмечая личные качества любого лидера. Это жизненно важное чувство (в данном случае), ведь оно помогает снять напряжение и скуку, а также разрядить враждебность, которая может возникнуть между членами команды. Юмор является своеобразной формой власти, которая обеспечивает контроль над рабочей обстановкой. А если сказать проще, то юмор способствует установлению духа товарищества в группе.

Энтузиазм. Люди будут охотнее верить человеку, который страстно и преданно относится к своему делу. Лидер должен стать источником вдохновения и быть мотиватором для остальных. Несмотря на то, что личные обязанности руководителя могут отличаться от обязанностей других членов команды, истинного лидера все воспринимают как часть команды, работающей для достижения цели. Такой человек не боится засучить рукава и взяться за «грязную» работу.

Лидер должен действовать организованно и целенаправленно в условиях неопределенности. Люди в трудные моменты всегда смотрят на своего лидера в поисках уверенности и безопасности.

Умение мыслить  аналитически. Мало того, что хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.

Готовность  к переменам. Перемены являются одним из наиболее очевидных факторов жизни, но именно они всегда встречают наибольшее сопротивление. Эффективные лидеры, наоборот, понимают важность изменений, хотя игнорировать неизбежность перемен и сохранять вещи такими, какими они всегда были, другим кажется проще. Кроме того, лидер не только принимает, но и предвидит нововведения.

Это лишь некоторые, самые  главные личностные качества современного лидера. Они могут естественным образом  присутствовать в личности руководителя, но, тем не менее, каждую из этих характеристик можно развивать и укреплять.

Таким образом,  на  всех  уровнях  власти  лидерство  реально при  определенных условиях.  Лидер не только должен хотеть вести  людей  за  собой,  но  и  обладать  для  этого необходимыми качествами. Конечно самые важные качества настоящего лидера- это умение вести за собой людей, воплощая свои идеи, делать это открыто и не терять уверенности в правильности выбора пути.

Функции лидера

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в авторитарных. Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

Лидер как администратор. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.

Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.

Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. Определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.

Лидер как представитель  группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д.

Лидер как регулятор отношений  внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».

Лидер как источник поощрений и  наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы.

Эта функция предъявляет  высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных мер по отношению к каждому из участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие друг друга близко, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд.

Лидер как третейский судья и миротворец. Это функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т.е. кого-то поощрять, а кого-то наказывать.

Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием на то, кем они должны быть и что они должны делать.

Лидер как символ группы. Лидеры, являясь ядром групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в частно-промышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время и т.д.

Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров: «все претензии ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал», — относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление «бегством от свободы»).

Лидер как проводник  мировоззрения. Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов.

Лидер как отец. Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли отца для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.

Лидер должен соответствовать  требованиям времени,  и не только он,  но и его окружение,  которое  способно его понять и поддержать. Немало  лидеров-реформаторов не смогли проявить себя,  не встретив поддержки.  Лидер должен быть главой  своей  группы,  проводником  идеи,  которая  может  завладеть умами общества или его значительной,  ведущей части.  Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная  общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту)  создает условия для подготовки людей,  способных занять в государстве  видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать  ситуации,  и развитие управленческих навыков и качеств,  и воспитание  ответственности,  и  обучение различным стилям управления,  общения с  людьми,  умению изменять  стиль  и  приемы  руководства,  Лидер  (или  будущий лидер) должен научиться принимать решения,  избегать крайних,  безвыходных  ситуаций  либо,  напротив,  создавать   неизбежную,   но  выгодную совокупность обстоятельств.  Он должен уметь, как говорил У.  Черчилль,  извлекать пользу из  самых  невыгодных  положений.  Особое  искусство  лидера  -  обращать  в  союзников  скрытых  и  даже  явных  противников.

Лидер не    может   и   не   должен   бояться   рисковать,   ждать  гарантиро-ванного  успеха  или,  напротив,  полагаться  на   случайную  победу.  Поскольку  политика  -  цепь  неожиданностей,  ему предстоит  преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к  временным неудачам,  но постоянно быть нацеленным на движение вперед.  Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров  -  со   стратегическим   мышлением,   неординарным   видением  ситуации,  уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и  в сфере экономики.  Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые  проблемы,  и старые,  но иными методами.

Итак, главными функциями  лидера являются конструктивная- выражение  интересов общества в конкретной  программе, организационная функция  - создание   кадров   и   системы  управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических  процессов и  действий,  практических  аспектов  политической  работы.

 Руководство и лидерство, их сходства и различия

В настоящее время  можно заметить интересную тенденцию, которая состоит в том, что лидерство и руководство считают словами-синонимами. Но так ли это?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Информация о работе Руководство и лидерство как социально - психологическое явление