Кубанский государственный
университет физической культуры, спорта
и туризма.
Реферат
По теме:
«Руководство и лидерство. Типы
руководства. Методы разрешения конфликтов.»
Выполнила:
студентка группы
13ст4
Потёмко Екатерина
Краснодар 2014
Содержание
Глава 1. Теоретический обзор
стилей и типов руководства
- Лидерство и руководство
- Факторы формирования стилей
руководства
- Типы руководства и руководителей
- Стили руководства и их особенности
Глава 2. Разрешение конфликтов
Введение
Управлять людьми всегда сложно и ответственно,
независимо от масштаба организации и
количества персонала, работающего в ней:
10, 30 или 200 человек. Разница только в том,
что начинающий руководитель еще не понимает
сути всех управленческих задач, стоящих
перед ним, и не осознает до конца всей
ответственности за принятые (или не принятые)
им решения. Со временем у руководителя
накапливается не только опыт управления,
но и масса вопросов, связанных с ними.
Чем больше человек управляет, тем больше
вопросов у него появляется. Ведь, как
и во всяком деле, управление — это и наука,
и талант.
В процессе управления людьми
руководители чаще уделяют внимание проблемам
мотивации и стимулирования, в то время
как только правильно определенный стиль
управления позволяет наиболее успешно
использовать потенциал всех сотрудников
предприятия. С помощью установленного
стиля достигается удовлетворенность
работой и производительность сотрудников.
Организация представляет собой
сложную систему и неотъемлемой ее частью
является руководство, которое координирует
ее действия, обеспечивает ее целостность,
сохранение и развитие, степень взаимодействия
с внешней средой и, в конечном итоге, достижение
поставленных целей.
Успех и эффективность организации
напрямую зависит от менеджера, который
будет направлять работу других и нести
персональную ответственность за ее результаты.
Но значительная часть людей, начинающих
заниматься профессиональной управленческой
деятельностью, не обладают необходимой
степенью грамотности в сфере управления.
Поэтому, в настоящее время особое внимание
уделяется вопросам эффективного взаимодействия
руководителя и подчиненного. В данной
работе будут рассматриваться различные
стили руководства, той области менеджмента,
которая имеет огромное значение в управлении.
Ведь от выбранного стиля руководства
будут зависеть мотивация работников,
их отношение к труду, уровень и качество
производительности, дисциплина, взаимоотношения
в коллективе и многое другое.
Глава 1. Теоретический
обзор стилей и типов руководства
- Лидерство и руководство
Лидерство и руководство — это два разных
понятия. Руководство концентрирует внимание
на том, чтобы люди делали вещи правильно,
а лидерство — на том, чтобы люди делали
правильные вещи. На практике, как правило,
не наблюдается идеального соблюдения
этих двух типов отношений в управлении.
Исследования показывают, что значительная
группа руководителей во многом обладает
лидерскими качествами. Однако обратный
вариант встречается в реальной жизни
реже.
Существует различие между формальным
лидерством — когда влияние исходит из
официального положения в организации
и естественным лидерством — когда влияние
исходит из признания другими личного
превосходства лидера. В большинстве ситуаций,
конечно, эти два вида влияния переплетаются
в большей или меньшей степени. Важно здесь
не то, что лидер обладает качествами превосходства,
а то, что его сторонники считают, будто
он обладает этими качествами. Лидерство
— это психологическая характеристика
поведения отдельных членов группы, а
руководство — это социальная характеристика
отношений в группе, и в первую очередь
с точки зрения распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства руководство
выступает как регламентированный обществом
правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия,
и лидер, и руководитель имеют дело с одним
и тем же типом проблем, связанных со стимулированием
персонала организации, нацеливанием
его на решение определенных задач, заботой
о средствах, при помощи которых эти задачи
могут быть решены.
Руководитель
— это человек, который направляет работу
других и несет персональную ответственность
за ее результаты. Хороший менеджер вносит
порядок и последовательность в выполняемую
работу. Свое взаимодействие с подчиненными
он строит больше на фактах и в рамках
установленных целей. Лидер воодушевляет
людей и вселяет энтузиазм в работников,
передавая им свое видение будущего и
помогая им адаптироваться к новому, пройти
этап изменений.
Руководители
имеют тенденцию занимать пассивную позицию
по отношению к целям. Чаще всего они по
необходимости ориентируются на кем-то
установленные цели и практически не используют
их для проведения изменений. Лидеры, наоборот,
сами устанавливают свои цели и используют
их для изменения отношения людей к делу.
Официально
назначенный руководитель подразделения
обладает преимуществами в завоевании
лидирующих позиций в группе, поэтому
он чаще, чем кто-либо другой, становится
лидером. Однако необходимо помнить, что
быть руководителем не означает автоматически
считаться лидером, так как лидерство
в значительной мере базируется на неформальной
основе.
Кроме
того, поведение формального руководителя
зависит от того, стремится ли он продвигаться
выше по служебной лестнице или удовлетворен
своим настоящим положением и особенно
не стремится к продвижению. В первом случае
руководитель, отождествляя себя с более
крупными группами организации, нежели
с группой подчиненных, может считать,
что эмоциональная привязанность к рабочей
группе может стать тормозом на его пути.
Приверженность руководителя своей группе
может войти в противоречие с его личными
амбициями и оказаться в конфликте с его
приверженностью руководящей группе организации.
Во втором — он полностью отождествляет
себя со своими подчиненными и стремится
сделать все от него зависящее, чтобы защитить
их интересы.
Руководители
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои отношения
с ними соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в формальном процессе
принятия и реализации решений. Это во
многом происходит оттого, что менеджеры
видят себя определенной частью организации
или членами особого социального института.
Лидеры подбирают и держат людей, которые
понимают и разделяют их взгляды и идеи,
отражаемые в лидерском видении. Лидеры
учитывают потребности работников, воспринимаемые
ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры
склонны к использованию эмоций и интуиции
и всегда готовы вызвать у своих последователей
сильные чувства типа любви и ненависти.
Лидеры не связывают уважение к себе с
принадлежностью к определенной организации.
Руководители
обеспечивают достижение целей подчиненными,
контролируя их поведение и реагируя на
каждое отклонение от плана. Лидеры строят
свои отношения с подчиненными на доверии,
мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают
доверие в основу групповой, совместной
работы.
Используя
свой профессионализм, различные способности
и умения, руководители концентрируют
свои усилия в области принятия решений.
Они пытаются сузить набор путей решения
проблемы. Решения часто принимаются на
основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот,
предпринимают постоянные попытки разработки
новых и неоднозначных решений проблемы.
А самое главное, после того, как проблема
ими решена, лидеры берут на себя риск
и бремя выявления новых проблем, особенно
в тех случаях, когда существуют значительные
возможности для получения соответствующего
вознаграждения.
1.2 Факторы формирования
стилей руководства
Стиль руководства – это система
методов воздействия руководителя на
подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся
особенности взаимодействия руководителя
с коллективом, формирующихся под влиянием
как объективных и субъективных условий
управления, так и индивидуально-психологических
особенностей личности руководителя.
Главной характеристикой эффективности
руководства является стиль управления,
который применяет в своей работе менеджер.
Стиль руководства связан с определением
типичной для руководителя системы деятельности,
используемой им в работе с людьми, которая
проявляется в отношении к людям, в подготовке,
принятии и реализации решений, в организации
труда коллектива.
Во многом стиль руководства
определяется индивидуальными особенностями
руководителя, что составляет субъективный
элемент стиля: уровень профессиональной
подготовки, особенности характера и темперамента,
нравственные ценности, коммуникативные
способности, поведенческие аспекты. Но
также существуют объективные элементы
стиля. К ним относятся: специфика конкретной
сферы деятельности, социально-психологические
черты подчиненных, уровень иерархии управления,
способы и приемы управления, используемые
вышестоящими руководителями.
Стиль руководителя может меняться
в зависимости от сложившихся особенностей
и потребностей коллектива, а стиль работы
подчиненных от интеллекта и культуры
руководителя. Таким образом, субъективные
и объективные элементы стиля интегрируют
друг с другом и образуют уникальный и
неповторимый стиль руководства.
Анализ теоретических и практических
исследований позволяет выявить основные
элементы, формирующие тот или иной стиль
управления руководителя:
- Распределение полномочий;
- Установление ответственности;
- Характер процесса принятия
управленческих решений;
- Используемые методы руководства;
- Осуществление контроля за
деятельностью подчиненных;
- Отношение к самостоятельности
и инициативности подчиненных;
- Уровень сотрудничества и
доверия между руководством и подчиненными;
- Отношение к нововведениям;
- Заинтересованность в образовательном
и профессиональном росте подчиненных.
Руководитель каждой организации
применяет только свой уникальный стиль.
Учитывая большое количество факторов
и условий, его стиль приобретает конкретную
направленность и содержание. Рассмотрев
вышеперечисленные факторы, можно сделать
вывод о том, что стиль – это, прежде всего
социальное явление, так как в него заложены
и убеждения руководителя, и поведение
подчиненных, и морально-психологическая
атмосфера организации.
1.3 Типы руководства
и руководителей
Под воздействием менеджера
возникает нечто большее, чем его индивидуальный
отпечаток в управлении — формируется
стиль руководства предприятием в целом
("Каков поп, таков и приход"). Различают
следующие типы руководства предприятием.
Первый - диктатура. В этом случае,
как высший руководитель предприятия,
так и все нижестоящие начальники чувствуют
себя полновластными хозяевами своих
подчиненных. Все решения формируются
"наверху" и спускаются "вниз"
без обсуждения. Главная задача подчиненных
при этом — уловить руководящее указание
и вовремя доложить о его исполнении. Такой
стиль характерен, когда во главе предприятия
стоит плохо подготовленный и интеллектуально
слабый руководитель, которого больше
всего устраивает принцип: "Я начальник
— ты дурак". Этому типу обычно сопутствует
культ руководителя, "вождизм". Наша
страна, в том числе и ее экономика, очень
пострадали от подобного стиля руководства.
Не зря сложившаяся система управления
получила название "командно-административной".
Вместе с тем бывают исключительные
ситуации, в которых диктаторский, авторитарный
тип руководства может оказаться привлекательным.
Например, в чрезвычайных обстоятельствах,
когда на размышления и обсуждения нет
времени.
Второй тип руководства — либеральная
автократия. В этом случае начальник иногда
снисходит и выборочно выслушивает мнения
подчиненных (обычно избранных и приближенных
к особе руководителя). При выработке решений
частично учитывается мнение низов. Данный
тип руководства на фоне абсолютной деспотии
выглядит весьма привлекательно, однако
он несет в себе большую часть пороков
самодержавия, в том числе главный — почти
полное отсутствие обратной связи.
Третий тип руководства — демократический
централизм. Руководитель выслушивает
предложения подчиненных, но принимает
решения единолично, основываясь на мнении
большинства, после чего решение становится
обязательным для всех, в том числе и для
несогласных с ним. Мнение меньшинства
при этом обычно игнорируется. Данный
тип руководства — шаг вперед по сравнению
с диктаторским, авторитарным. Однако
и он подавляет инициативу, смелые новаторские
предложения отбрасываются как не собравшие
большинства голосов (смелые новации,
как правило, поначалу рождаются в головах
меньшинства).
Четвертый тип — последовательно
демократический. В этом случае решения
готовятся коллегиально. Каждый член коллектива
независимо от его положения на иерархической
лестнице имеет одинаковое право голоса.
По принципиальным вопросам права меньшинства
обеспечиваются путем соблюдения принципа
консенсуса (общего согласия) за счет взаимных
уступок, компромиссов. Уместно привести
по этому поводу следующее малоизвестное
высказывание, принадлежащее Льву Толстому:
"Для того, чтобы приказание было наверняка
исполнено, надо, чтобы человек выразил
такое приказание, которое могло бы быть
исполнено". Руководитель выступает
здесь в качестве координатора. Данный
тип руководства характеризуется наиболее
развитой и полной обратной связью, что
помогает избежать многих ошибок управления.
1.4 Стили руководства
и их особенности
Слово «стиль» греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а позднее
употреблялось в значении «почерк». Отсюда
можно считать, что стиль руководства
– своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Стиль руководства можно
рассматривать как частную форму стиля
вообще. Учение о стилях в психологии относительно
молодое, поэтому не существует общепринятого
определения стиля. Самое общее определение
стиля делает акцент на способе взаимодействия
личности с миром – как предметным, так
и социальным. Можно связать стиль с конкретными
формами жизнедеятельности, при этом он
станет атрибутом личности в этой конкретной
деятельности. А. В. Либин определяет стиль
как устойчивый и интегральный паттерн
индивидуально-личностных проявлений
человека через предпочитаемую форму
взаимодействия с социальной и предметной
средой. Общим для существующих представлений
о стиле является акцент на устойчивости
и целостности поведения и деятельности
человека в определенных условиях среды.
Руководство и управление – это особые
формы профессиональной деятельности,
которые требуют адаптации социально-психологических
свойств субъектов этих форм деятельности.
В связи с этим очевидна возможность формирования
стилей в профессиональной управленческой
деятельности как устойчивых и интегральных
систем личностно-детерминированных способов
управления и руководства.