Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:38, реферат
Цель работы - изучение и оценка отечественного и зарубежного опыта сертификации систем качества и применение его в акционерном обществе. Задачи, которые были поставлены в данной работе:
- исследовать сущность управления качеством продукции;
- показать совершенствование нормативной базы по применению требований международных стандартов на предприятиях Российской Федерации;
- изучить основополагающие принципы сертификации систем управления качеством продукции.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие качества продукции, функции управления качеством продукции (УКП), оценка УПК………………………………………………….5
1.1 Основные функции управления качеством продукции……………...6
1.2 Оценка уровня качества………………………………………………..8
2. Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом ………………………………………………………………………….13
2.1 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в УПК………………………………16
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….21
- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
- экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
- экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление эксплуатацию или потребление продукции.
Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции. Технический уровень относительная характеристика технического совершенства продукции совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли.
Соответствие
оцениваемой продукции мировому
уровню (или другим) останавливается
на основании сопоставления
· превосходит мировой уровень;
· соответствует мировому уровню;
· уступает мировому уровню.
Результаты
оценки используют при
- принятии решения о постановке продукции на производство, обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства;
- формировании предложений по экспорту и импорту.
Этапы оценки технического уровня продукции включают:
- определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки.
Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.
- формирование группы аналогов и установление значений их показателей. При оценке разрабатываемой продукции перспективные и экспериментальные образцы, поступления которых на мировой рынок прогнозируются на период выпуска оцениваемой продукции;
- при оценке выпускаемой продукции образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся, на них документации и (или) по результатам испытания.
- выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:
- аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;
- оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут совпадать. В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.
2. Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом.
В настоящее время наиболее передовой опыт в области качества продукции и применении системного подхода в УКП накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран.
На их основе детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США.
В Японии, как и повсюду, вначале, работы в области качества продукции развёртывались по более широкому использованию методов контроля качества продукции. Особое место в начальный период стали занимать статистические методы контроля.
В конце 50-х годов в Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный контроль качества, предусматривающий проведение контроля со стороны всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством.
С этого момента начало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества продукции, в полной мере японскими специалистами учитывались и учитываются: специфика продукции традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения...
В начале 60-х годов, когда в Японии были приняты Законы, предоставляющие льготные условия для производителей экспортируемых товаров, усилия экспортёров уже были направлены на достижение качества продукции общемирового уровня.
Обобщая опыт Японии по управлению качеством продукции к основным его особенностям на настоящий период времени можно отнести следующие:
- многолетнее, последовательное и целеустремлённое решение проблем качества на основе всего передового, современного, что накапливала теория и создаёт практика в этой области;
- воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожеланиям и требованиям;
- участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями установлено, что лишь 15-20 % проблем, cвязанных с качеством, возникает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80-85% - это следствие несовершенства системы управления фирмой, ответственность за функционирование которой несёт её высшее руководство;
- непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и УКП, что даёт высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы;
- эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. В настоящее время в Японии действует один миллион кружков качества, в которых участвуют около 10 миллионов человек;
- разработка и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению;
- наличие исключительно развитой системы пропаганды создания высококачественной продукции и поощрения добросовестного труда;
В США задачи повышения качества продукции рассматриваются как первоочередные. При этом большая часть воздействий по УКП носит, в основном, техническую и организационную направленность. Обеспечение качества осуществляет специализированный отдел управления качеством. Крайне серьёзное внимание в американских фирмах уделяют контролю качества продукции, который охватывает все стадии жизненного цикла продукции. При проведении такого контроля наиболее важными его сторонами являются:
- привлечение
к выполнению функций контроля
качества продукции самого
- выполнение наиболее важных операций по контролю качества специализированными службами.
При УКП службы активно изучают и анализируют издержки и затраты на обеспечение производства качественной продукции. И, не довольствуясь достигнутым уровнем качества продукции, американские фирмы расходуют в среднем 3-5% сумм реализации продукции на повышение её качества
Руководители фирм уделяют не менее 50% своего рабочего времени вопросам качества.
Одним из распространённых методов обеспечения качества продукции в американских фирмах, также как и в Японии, является метод статистического контроля качества. Для его реализации используются технические средства, автоматически осуществляющие сбор, накопление, обработку данных и выдачу результатов применения статистического метода
Большую значимость в УКП имеют вопросы изучения и прогнозирования потребностей потребителей и спроса на продукцию. Поэтому фирмы уделяют этому вопросу чрезвычайно большое внимание, улучшая в соответствии с требованиями рынка не только технические показатели качества продукции, но и экономичность.
При выпуске продукции с дефектами, в США наступает довольно строгая ответственность изготовителей, что сказывается на значительном сокращении выпуска дефектной продукции и на улучшении деятельности в области гарантийного обслуживания и сервиса.
Комплексная система управления качеством продукции (КС УПК) на фирмах США - это эффективно структурированная и хорошо отлаженная программа, направленная на внедрение комплекса мероприятий по схеме “человек - машина - информация”, обеспечивающих качество продукции, фактически отвечающее требованиям потребителя, и снижение расходов на качество, осуществлённых фирмой. Современные американские системы УКП обеспечивают не только взаимодействие всех служб, но и полное удовлетворение запросов потребителя в отношении качества, а также снижение расходов на его достижение и экономичное расходование всех видов ресурсов.
Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющие стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах, по существу, обобщён и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран, накопленный в последние десятилетия.
2.1 Основные
направления использования
В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и действующими международными стандартами необходимо пересмотреть модель действующей системы управления качеством продукции. Направленность совершенствования действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей.
При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе УКП:
- приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать “лучше и больше”.
Руководство предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой;
- повсеместно
и постоянно подкреплять выше
указанный подход проведением
новой инвестиционной и
- изготовитель
обязательно должен иметь и
осуществлять рациональную
- для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система УКП;
- улучшение
материально-технического
- управленческие
воздействия должны быть
- система УКП может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы УКП признаётся потребителем;
- создание системы
непрерывного обучения в
Информация о работе Рыночная система управления качеством продукции