Рынок товаров и услуг, предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 03:00, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является рынок товаров и услуг, предметом - деятельность предприятий торговли в условиях рыночной конкуренции.
Целью курсовой работы является изучение вопросов сущности и значения рынка товаров и услуг, а также поведения предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции.
При написании курсовой работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные статьи и интернет-статьи, посвященные данной проблеме.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынок товаров и услуг 5
1.1. Понятие рынка 5
1.2. Рыночная конкуренция 8
1.3. Формы и виды рынков 12
1.4. Понятие товаров и услуг 20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Litsey_redaktsia_2.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

Государственное образовательное  учреждение начального профессионального  образования

 

 

 «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная  экзаменационная работа

«Рынок товаров и услуг, предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции»

 

 

 

 

                           

 

Выполнил: студент группы 4ПР1

Сигов А.А.

 

Проверил:

 

_________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь, 2013

 


 

Оглавление

 

 

 
Введение

 

Отправной точкой рыночной структуры является рынок товаров и услуг. Рынок товаров – это первичная форма рынка. Здесь осуществляется купля-продажа предметов потребления и средств производства. На потребительском рынке происходит обмен товаров личного потребления (пищи, одежды, обуви, автомобилей, предметов домашнего обихода и другие). Продавцами здесь являются фирмы и отдельные товаропроизводители, производящие эти товары и оказывающих услуги. Основная масса товаров реализуется через посредников. Рынок предметов потребления непосредственно отражает взаимодействие производства и потребления, спроса и предложений товаров.

Основным механизмом рынка товаров является торговля. Это такая хозяйственная деятельность, которая направлена ​​на организацию и проведение продажи товаров. Различают оптовую (оптовую) и розничную торговлю. Оптовая торговля выступает как посредническая торговля между промышленниками и торговцами, а также между самими торговцами. В оптовой торговле происходит реализация больших партий товара. Розничная торговля – это продажа товаров непосредственно потребителям поштучно. Розничная торговля осуществляется через магазины, киоски, предприятия питания и т.д.. Цена на рынке товаров формируется как цена равновесия спроса и, предложения.

Важным составляющим элементом структуры товарного  рынка является рынок услуг. Услуга – это особое потребительское  благо, которое выражается в полезном эффекте, который удовлетворяет потребности человека, коллектива или общества. Особенностью услуги как товара (по сравнению с обычными товарами, с материальным благом) является то, что она полезна не как материальная вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, с деятельностью, и они не могут храниться или транспортироваться как товары – материальные блага.

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип  рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

В отличие от часто  встречающегося представления о  том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся на доступных сегментах рынка.

В зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.

Объектом исследования является рынок товаров и услуг, предметом - деятельность предприятий  торговли в условиях рыночной конкуренции.

Целью курсовой работы является изучение вопросов сущности и значения рынка товаров и услуг, а также поведения предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции.

При написании курсовой работы были изучены монографическая  и учебная литература, журнальные статьи и интернет-статьи, посвященные данной проблеме.

 

Глава 1. Рынок  товаров и услуг

1.1. Понятие рынка

 

Рынок – это одна из экономических  категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного  обмена. Товарный рынок – это особая экономическая категория, характеризующая совокупность отношений, складывающихся в сфере обмена при реализации товара. Рынок — это механизм обмена. Чем совершеннее этот механизм, тем лучше он помогает людям совершать обмен излишками материальных и нематериальных благ, тем эффективнее экономика. Можно сказать, что рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров.

Если мы назвали рынок механизмом, то логично предположить, что он состоит из каких то элементов. К основным элементам рынка относятся: товар,  продавец, покупатель,  сделка, цена, посредник, средства обмена.

Товар - это излишек материальных и нематериальных благ, предназначенных для обмена.

Продавец – это тот, кто обладает товаром – человек, семейное (домашнее) хозяйство, предприятие, органы власти, само государство – и желает продать его взамен на другие блага (товары).

Чтобы быть продавцом, мало обладать товаром и желать его поменять на что-либо. Нужна возможность (право) это свободно сделать. Но и этого недостаточно. Для того чтобы товар был куплен, нужен покупатель.

Покупатель — это человек, семейное (домашнее) хозяйство, предприятие, органы власти, само государство, желающие приобрести товар и предлагающие взамен другие блага (товары).

Продавцов, покупателей, а также посредников часто называют участниками рынка. Если продавец и покупатель нужных друг другу товаров встречаются и договариваются об обмене, происходит сделка.

 

Сделка – добровольная договоренность об условиях обмена товарами между участниками рынка. Непременным условием сделки является цена – соотношение обмена между разными товарами. Цена товара может быть выражена в количестве другого товара.

Например, крестьянин, имея излишек  зерна и желая приобрести борону, готов отдать за нее 100 кг зерна. Кузнец, имея в качестве излишка борону, желает приобрести зерно. Если они встретятся и договорятся, то крестьянин продаст 100 кг зерна взамен на борону.

Кузнец, в свою очередь, продаст  борону и купит 100 кг зерна. В этом примере цена 1 бороны равна 100 кг зерна, а цена 1 кг зерна равна 1/100 бороны. Определение цены одного товара через соотношение с другим товаром неудобно. Люди редко меняют один товар на другой. Обычно они меняют товар на деньги. Почему? Продемонстрируем это, немного усложнив пример простым увеличением количества продавцов и покупателей (табл. 1).

Таблица 1

Легко заметить, что в  приведенном примере каждый человек  выступает одновременно и продавцом  и покупателем. Для того чтобы  указанные в таблице участники  рынка обменялись своими товарами, нужно множество условий. Например, они должны встретиться друг с другом в одно время в одном и том же месте, договориться о соотношении обмена (цене). Учитывая наличие миллионов продавцов и покупателей, можно сделать вывод, что это очень сложная задача.

Все значительно упростилось  бы, если бы покупатели на рынке обладали каким-то количеством товара, востребованного всеми продавцами. И таким товаром являются деньги. Крестьянин продаст зерно мельнику осенью за деньги и отложит их на покупку бороны до весны. Мельник сделает из зерна муку и продаст ее за деньги пекарю и т. д.

Если в качестве эквивалента  обмена участники рынка используют деньги, мы можем уточнить определения  продавца и покупателя, данные ранее.

Продавец – участник рынка, обладающий товаром и желающий продать его в обмен на деньги.

Покупатель – участник рынка, обладающий деньгами и желающий в обмен на них купить товар.

Деньги – универсальное  средство обмена, которое предоставляет  возможность планировать по времени  продажу излишнего товара и покупку  нужного.

Современному человеку нужны сотни различных товаров, которые он потребляет для обеспечения своей жизни и деятельности. Как правило, мы понятия не имеем о том, где находится их производитель. Посредники покупают товар у разных производителей в больших количествах и затем продают его либо более мелкими партиями, либо поштучно. Люди сталкиваются с посредниками ежедневно. Простейший пример посредника – магазины, продающие самые разнообразные товары конечным потребителям. Продажа товара конечному потребителю называется розничной.

Продажа товара большими партиями не конечному потребителю, а посреднику называется оптовой. Оптовой продажей занимаются заводы и фабрики, непосредственно производящие товар, а также оптовые продавцы (оптовые базы, фирмы и т. д.). В современном мире путь товара от производителя до потребителя может лежать через нескольких посредников, работающих на разных рынках.

 

1.2. Рыночная конкуренция

 

 

Конкуренция - это процесс соперничества между всеми участниками рыночного процесса в сфере производства товаров и (или) оказания услуг за материальные или иные выгоды и преимущества посредством завоевания интереса потребителей к производимым товарам и (или) оказываемым услугам.

В основе определения  лежит понятие соперничества. В  условиях конфликта каждый участник использует стратегию и тактику для достижения более выгодного положения, что связано с перераспределением в рамках системы каких-либо материальных средств или ресурсов при соблюдении «закона сохранения энергии». Также конфликт связан с непосредственным воздействием участников друг на друга, так как участники занимают противоположное положение. В условиях конкуренции же, участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, производя товар с более высоким потребительскими свойствами при этом не увеличивая его ценовую характеристику. Цель этой деятельности - сохранить свое положение на рынке. Причем в условиях совершенной конкуренции перераспределение рынка вообще не происходит, так как ни один из участников на этот рынок не влияет, но соперничество имеет место. Конкуренты не воздействуют друг на друга непосредственно и имеют одинаковые цели.

В условиях конкуренции  каждый участник использует свою стратегию  и тактику для достижения каких-либо своих внутренних целей. Это для  рыночной экономики имеет основополагающее значение. Конкуренция выполняет не только роль мотора экономики, двигателя прогресса и роста эффективности производства, но и выступает регулятором хозяйственных процессов, а также способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.

С одной стороны, рыночная конкуренция – наивысшее благо  для рынка, поскольку является важным механизмом экономических связей между  производителями и потребителями. Если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы снижают цены. Если же на рынок доставлено меньше товаров, то покупатели соревнуются за продавца, способствуя росту цен. Конкуренция даже между двумя предприятиями дает эффективный для общества результат – наиболее низкую из возможных цен и наибольший из возможных объем продаж. Она стимулирует повышение качества товара, заставляет снижать затраты, дает стимул к самосовершенствованию персонала. То есть рыночная конкуренция способствует повышению эффективности целой экономической системы.

С другой стороны, не стоит  забывать и о негативных последствиях. Конкуренция требует затрат энергии, времени, расхода ресурсов. Неспособность  использовать более экономичную  технологию производства означает устранение фирм конкурентами. Растущая возможность выбора среди товаров и фирм оборачивается ростом проблем сбыта. Рыночная конкуренция может приводить к диспропорциям между спросом и предложением, к замедлению технического прогресса, к жестокости по отношению к соперникам, влечет за собой банкротство, безработицу, появление подделок, уменьшение рыночных долей существующих конкурентов при появлении на рынке новых компаний, принижение возможностей конкурента, качества его продукции.

Фактор конкурентоспособности  – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

При оценке возможностей предприятия в сравнении с  конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные  возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д.

Информация о работе Рынок товаров и услуг, предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции