Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 03:00, контрольная работа
Объектом исследования является рынок товаров и услуг, предметом - деятельность предприятий торговли в условиях рыночной конкуренции.
Целью курсовой работы является изучение вопросов сущности и значения рынка товаров и услуг, а также поведения предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции.
При написании курсовой работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные статьи и интернет-статьи, посвященные данной проблеме.
Введение 3
Глава 1. Рынок товаров и услуг 5
1.1. Понятие рынка 5
1.2. Рыночная конкуренция 8
1.3. Формы и виды рынков 12
1.4. Понятие товаров и услуг 20
Заключение 22
Список литературы 24
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1»
Письменная экзаменационная работа
«Рынок товаров и услуг, предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции»
Выполнил: студент группы 4ПР1
Сигов А.А.
Проверил:
______________________________
г. Пермь, 2013
Оглавление
Отправной точкой рыночной структуры является рынок товаров и услуг. Рынок товаров – это первичная форма рынка. Здесь осуществляется купля-продажа предметов потребления и средств производства. На потребительском рынке происходит обмен товаров личного потребления (пищи, одежды, обуви, автомобилей, предметов домашнего обихода и другие). Продавцами здесь являются фирмы и отдельные товаропроизводители, производящие эти товары и оказывающих услуги. Основная масса товаров реализуется через посредников. Рынок предметов потребления непосредственно отражает взаимодействие производства и потребления, спроса и предложений товаров.
Основным механизмом рынка товаров является торговля. Это такая хозяйственная деятельность, которая направлена на организацию и проведение продажи товаров. Различают оптовую (оптовую) и розничную торговлю. Оптовая торговля выступает как посредническая торговля между промышленниками и торговцами, а также между самими торговцами. В оптовой торговле происходит реализация больших партий товара. Розничная торговля – это продажа товаров непосредственно потребителям поштучно. Розничная торговля осуществляется через магазины, киоски, предприятия питания и т.д.. Цена на рынке товаров формируется как цена равновесия спроса и, предложения.
Важным составляющим элементом структуры товарного рынка является рынок услуг. Услуга – это особое потребительское благо, которое выражается в полезном эффекте, который удовлетворяет потребности человека, коллектива или общества. Особенностью услуги как товара (по сравнению с обычными товарами, с материальным благом) является то, что она полезна не как материальная вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, с деятельностью, и они не могут храниться или транспортироваться как товары – материальные блага.
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.
Рыночной конкуренцией
В зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
Объектом исследования является рынок товаров и услуг, предметом - деятельность предприятий торговли в условиях рыночной конкуренции.
Целью курсовой работы является изучение вопросов сущности и значения рынка товаров и услуг, а также поведения предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции.
При написании курсовой работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные статьи и интернет-статьи, посвященные данной проблеме.
Рынок – это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена. Товарный рынок – это особая экономическая категория, характеризующая совокупность отношений, складывающихся в сфере обмена при реализации товара. Рынок — это механизм обмена. Чем совершеннее этот механизм, тем лучше он помогает людям совершать обмен излишками материальных и нематериальных благ, тем эффективнее экономика. Можно сказать, что рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров.
Если мы назвали рынок механизмом, то логично предположить, что он состоит из каких то элементов. К основным элементам рынка относятся: товар, продавец, покупатель, сделка, цена, посредник, средства обмена.
Товар - это излишек материальных и нематериальных благ, предназначенных для обмена.
Продавец – это тот, кто обладает товаром – человек, семейное (домашнее) хозяйство, предприятие, органы власти, само государство – и желает продать его взамен на другие блага (товары).
Чтобы быть продавцом, мало обладать товаром и желать его поменять на что-либо. Нужна возможность (право) это свободно сделать. Но и этого недостаточно. Для того чтобы товар был куплен, нужен покупатель.
Покупатель — это человек, семейное (домашнее) хозяйство, предприятие, органы власти, само государство, желающие приобрести товар и предлагающие взамен другие блага (товары).
Продавцов, покупателей, а также посредников часто называют участниками рынка. Если продавец и покупатель нужных друг другу товаров встречаются и договариваются об обмене, происходит сделка.
Сделка – добровольная договоренность об условиях обмена товарами между участниками рынка. Непременным условием сделки является цена – соотношение обмена между разными товарами. Цена товара может быть выражена в количестве другого товара.
Например, крестьянин, имея излишек зерна и желая приобрести борону, готов отдать за нее 100 кг зерна. Кузнец, имея в качестве излишка борону, желает приобрести зерно. Если они встретятся и договорятся, то крестьянин продаст 100 кг зерна взамен на борону.
Кузнец, в свою очередь, продаст борону и купит 100 кг зерна. В этом примере цена 1 бороны равна 100 кг зерна, а цена 1 кг зерна равна 1/100 бороны. Определение цены одного товара через соотношение с другим товаром неудобно. Люди редко меняют один товар на другой. Обычно они меняют товар на деньги. Почему? Продемонстрируем это, немного усложнив пример простым увеличением количества продавцов и покупателей (табл. 1).
Таблица 1
Легко заметить, что в приведенном примере каждый человек выступает одновременно и продавцом и покупателем. Для того чтобы указанные в таблице участники рынка обменялись своими товарами, нужно множество условий. Например, они должны встретиться друг с другом в одно время в одном и том же месте, договориться о соотношении обмена (цене). Учитывая наличие миллионов продавцов и покупателей, можно сделать вывод, что это очень сложная задача.
Все значительно упростилось бы, если бы покупатели на рынке обладали каким-то количеством товара, востребованного всеми продавцами. И таким товаром являются деньги. Крестьянин продаст зерно мельнику осенью за деньги и отложит их на покупку бороны до весны. Мельник сделает из зерна муку и продаст ее за деньги пекарю и т. д.
Если в качестве эквивалента обмена участники рынка используют деньги, мы можем уточнить определения продавца и покупателя, данные ранее.
Продавец – участник рынка, обладающий товаром и желающий продать его в обмен на деньги.
Покупатель – участник рынка, обладающий деньгами и желающий в обмен на них купить товар.
Деньги – универсальное средство обмена, которое предоставляет возможность планировать по времени продажу излишнего товара и покупку нужного.
Современному человеку нужны сотни различных товаров, которые он потребляет для обеспечения своей жизни и деятельности. Как правило, мы понятия не имеем о том, где находится их производитель. Посредники покупают товар у разных производителей в больших количествах и затем продают его либо более мелкими партиями, либо поштучно. Люди сталкиваются с посредниками ежедневно. Простейший пример посредника – магазины, продающие самые разнообразные товары конечным потребителям. Продажа товара конечному потребителю называется розничной.
Продажа товара большими партиями не конечному потребителю, а посреднику называется оптовой. Оптовой продажей занимаются заводы и фабрики, непосредственно производящие товар, а также оптовые продавцы (оптовые базы, фирмы и т. д.). В современном мире путь товара от производителя до потребителя может лежать через нескольких посредников, работающих на разных рынках.
Конкуренция - это процесс соперничества между всеми участниками рыночного процесса в сфере производства товаров и (или) оказания услуг за материальные или иные выгоды и преимущества посредством завоевания интереса потребителей к производимым товарам и (или) оказываемым услугам.
В основе определения лежит понятие соперничества. В условиях конфликта каждый участник использует стратегию и тактику для достижения более выгодного положения, что связано с перераспределением в рамках системы каких-либо материальных средств или ресурсов при соблюдении «закона сохранения энергии». Также конфликт связан с непосредственным воздействием участников друг на друга, так как участники занимают противоположное положение. В условиях конкуренции же, участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, производя товар с более высоким потребительскими свойствами при этом не увеличивая его ценовую характеристику. Цель этой деятельности - сохранить свое положение на рынке. Причем в условиях совершенной конкуренции перераспределение рынка вообще не происходит, так как ни один из участников на этот рынок не влияет, но соперничество имеет место. Конкуренты не воздействуют друг на друга непосредственно и имеют одинаковые цели.
В условиях конкуренции
каждый участник использует свою стратегию
и тактику для достижения каких-либо
своих внутренних целей. Это для
рыночной экономики имеет основополагающ
С одной стороны, рыночная
конкуренция – наивысшее благо
для рынка, поскольку является важным
механизмом экономических связей между
производителями и
С другой стороны, не стоит забывать и о негативных последствиях. Конкуренция требует затрат энергии, времени, расхода ресурсов. Неспособность использовать более экономичную технологию производства означает устранение фирм конкурентами. Растущая возможность выбора среди товаров и фирм оборачивается ростом проблем сбыта. Рыночная конкуренция может приводить к диспропорциям между спросом и предложением, к замедлению технического прогресса, к жестокости по отношению к соперникам, влечет за собой банкротство, безработицу, появление подделок, уменьшение рыночных долей существующих конкурентов при появлении на рынке новых компаний, принижение возможностей конкурента, качества его продукции.
Информация о работе Рынок товаров и услуг, предприятия торговли в условиях рыночной конкуренции