Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление и анализ резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.
Таким образом, для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Комплексный анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия и динамики основных технико–экономических показателей за 2007 –2009 г.г.
2. На основе проведенного анализа выявление возможных резервов снижения себестоимости и выхода из сложившегося кризиса.
3. Технико – экономическое обоснование выявленных резервов и выработка предложений для решения поставленной цели.
4. Определение путей реализации предложений по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
5. Расчет экономического эффекта от реализации выработанных предложений.

Содержание работы

Введе-ние...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы понятия себестоимости продукции……...
1.1 Сущность понятия себестоимости........................................
1.2 Себестоимость промышленной продукции и ее структура
1.3 Издержки производства. Основные направления и резервы сни-жения себестоимо-сти…………………………………………………………
Глава 2. Анализ деятельности комбината ОАО «Хлебпродукт»….
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………..........
2.2 Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………………
2.3 Основные затраты на производство продукции комбината ОАО «Хлебпродукт», включенные в себестоимость……………………………
Глава 3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции предприя-тия..
Выводы и предложе-ния………………....................................................................
Список использованной литерату-ры.......................................................................

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ КУРСОВАЯ . тема№74 (6).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Издержки производства. Основные направления и резервы снижения себестоимости

 

Главный мотив  деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.

Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Внешние - фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. Внутренние - владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую (экономическую) прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки. Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и не зависимые от величины производства.   Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия.

К постоянным издержкам  относятся плата по облигационным  займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также заработная плата высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.

Переменные  издержки непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработная плата работникам, транспорт. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки. Так как цель функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки -  это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.

Систематическое снижение издержек - основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы.

Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики:

  1. использование достижений НТП;
  2. совершенствование организации производства и труда;
  3. государственное регулирование экономических процессов.

Реализация  достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов.

Что касается совершенствования организации производства и труда, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, т.е. экономию затрат живого труда. На нынешнем этапе экономического развития экономия живого труда в сравнении с экономией общественного труда дает более весомые результаты, о чем свидетельствуют исследования экономического роста на основе использования производственной функции.

В настоящее  время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам.

Экономия, обусловливающая  фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1. Повышение  технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов.

Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

Э = (СС - СН) · АН,

где Э - экономия прямых текущих затрат

СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия

СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия

АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Одновременно  должна учитываться и переходящая  экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года.

2. Совершенствование  организации производства и труда. Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса

3. Изменение  объема и структуры продукции,  которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.

Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле:

,

где ЭП - экономия условно-постоянных расходов

ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году

Т - темп прироста товарной продукции  по сравнению с базисным годом.

Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле:

 

,

где ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений

А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году

К - коэффициент, учитывающий  величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году

Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.

Изменение номенклатуры и  ассортимента производимой продукции  является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство.

4. Улучшение  использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий.

5. Отраслевые  и прочие факторы. К ним относятся:  ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат т затрат на единицу продукции.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ деятельности комбината ОАО «Хлебпродукт»

    1. Общая характеристика предприятия

Хлебозавод  №5 был построен в 1979 году. В его состав входили кондитерский и хлебный цеха. В 1993 году к хлебозаводу присоединилось соседнее хлебоприемное предприятие, и образовался «Хлебпродукт». В 1995 году комбинат приобрёл статус ОАО «Хлебпродукт».

В настоящий  момент в состав комбината входят следующие производственные цеха: мельница, хлебный и кондитерский цеха, а также линия по производству макаронных изделий и гречневый цех.

Уставный капитал  ОАО Комбината «Хлебпродукт» составляет 126410 тыс. рублей. Высшим органом управления общества является Совет директоров.

Генеральный Директор осуществляет оперативное руководство  деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Общество располагает акциями в количестве 126410 штук наличной стоимостью 1000 рублей, которые распределяются следующим образом: 51% - у работников предприятия, 20% - у администрации города, 29% - у заинтересованных предприятий.

 В ассортиментный план ОАО Комбината  «Хлебпродукт» входят более 20 наименований хлебобулочных изделий, среди которых наибольшим спросом пользуются: хлеб пшеничный, 1с.; хлеб с отрубями, 1с.; хлеб пшеничный, 2с.; хлеб столичный, ржаной; хлеб Бородинский, ржаной.

 

    1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности

предприятия

 

Проанализировав данные таблицы 1, приведенной ниже, можно сделать вывод, что выпуск продукции в натуральном выражении в 2009 году по сравнению с 2007 годом снизился примерно на 20%, так как спрос на продукцию уменьшился, однако из-за повышения цен балансовая прибыль увеличилась почти на 40%.

 

Таблица 1 - Технико-экономические показатели предприятия

ОАО «Хлебпродукт»

Показатели

2007

2008

2009

Выпуск продукции в  натуральном выражении, т.

В том числе:

Хлеба и хлебобулочных  изделий, т.

Кондитерских изделий, т.

Отрубей, т.

8827

5765

125

2937

8485

5536

89,1

2860

7270,3

5035,6

64,7

2170

Стоимость фактически выпущенной продукции,т.р.

В том числе:

Хлеба и хлебобулочных  изделий, т.р.

Кондитерских изделий, т.р.

Отрубей, т.р.

 

15286

12936

2017

333

 

15137

13189

1661

287

 

19554

17159,2

1881,3

513,5

Среднегодовая стоимость  ОПФ, т.р.

12510

12209

11859

Объем производства, т.р.

21116

19074

20810,8

Себестоимость товарной продукции, т.р.

15695

14509

19129

Объем товарной продукции  реализованной, т.р.

21123

19072

20773

Затраты на 1 рубль выпущенной продукции.

0,74

0,76

0,92

Балансовая прибыль, т.р.

1642

1104

2296

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, т.р.

33027

19013

18409,5

Рентабельность, %

3,6

3,5

3,2

Фондоотдача, %

2,29

2,05

1,75

Чистая прибыль, т.р.

1191

1104

1645


 

Анализ итогов деятельности предприятия показал, что в целом по сравнению с 2007 годом показатели работы предприятия ухудшились. На это указывает снижение рентабельности предприятия.

После введения в эксплуатацию новой мельницы и 2007 году комбинату удалось уменьшить себестоимость выпускаемой продукции более, чем на 7%. Однако вследствие дальнейшего экономического кризиса предприятию не удалось сохранить данную ситуацию под контролем.

После 27 августа 2008 года положение на рынке хлебобулочных изделий кардинально изменилось. Из-за подорожания муки резко подскочила себестоимость продукции, и это привело к тому, что большинство мини пекарен закрылось.

Затраты на 1 рубль  выпускаемой продукции увеличились  на 21%, соответственно увеличилась себестоимость более чем на 30%, рентабельность производства уменьшилась на 8%.

 

2.3 Основные затраты на производство продукции комбината ОАО «Хлебопродукт», включенные в себестоимость

 

Себестоимость продукции складывается из суммы  всех затрат потраченных на ее производство. Снижение затрат способствует уменьшению цены а продукт. Затраты включаемые в себестоимость продукции весьма разнообразны и оказывают разное влияние.

Затраты на сырье и материалы  являются основными элементами себестоимости продукции.

Таблица 2- Динамика изменения оптовых цен на сырье  для 

кондитерского цеха

N

Наименование сырья.

Оптовые цены. руб.

2007

2008

2009

1

Дрожжи

3,89

4,54995

6,03385

2

Масло

 растительное

5,05645

5,05729

15,5485

3

Масло

 сливочное

18,1848

45,283

43,76

4

Маргарин

6,03179

12,8193

19,8549

5

Сахар

2,54493

6,53717

7,657

6

Повидло

яблочное

8,01404

12,756

14,7445

7

Вино

10,84

12,9

13,86

8

Коньяк

34,8648

34,8668

35,679

9

Яйцо

0,4973

1,37139

1,54215

10

Молоко сгущенное

6,97577

7,07

7,45

11

Мед натуральный

17

16,0169

44,4883

12

Орех арахис

8,31471

10,76

16,06

13

Сода пищевая

3,16927

3,00713

5,97068

14

Соль

0,59368

0,75123

1,43288

15

Эссенция

7,765

8,66619

9,087

16

Аромат

92,0533

92,048

93,87

17

Желатин

105

105

106,67

18

Какао

29,413

29,0563

33,83

19

Лимонная

 кислота

12,6442

12,6442

12,6444

20

Уксусная 

кислота

24,3955

22,3512

34,9674

21

Ванилин

125

130,89

150,24

Информация о работе Себестоимость продукции