Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление и анализ резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.
Таким образом, для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Комплексный анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия и динамики основных технико–экономических показателей за 2007 –2009 г.г.
2. На основе проведенного анализа выявление возможных резервов снижения себестоимости и выхода из сложившегося кризиса.
3. Технико – экономическое обоснование выявленных резервов и выработка предложений для решения поставленной цели.
4. Определение путей реализации предложений по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
5. Расчет экономического эффекта от реализации выработанных предложений.
Введе-ние...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы понятия себестоимости продукции……...
1.1 Сущность понятия себестоимости........................................
1.2 Себестоимость промышленной продукции и ее структура
1.3 Издержки производства. Основные направления и резервы сни-жения себестоимо-сти…………………………………………………………
Глава 2. Анализ деятельности комбината ОАО «Хлебпродукт»….
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………..........
2.2 Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………………
2.3 Основные затраты на производство продукции комбината ОАО «Хлебпродукт», включенные в себестоимость……………………………
Глава 3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции предприя-тия..
Выводы и предложе-ния………………....................................................................
Список использованной литерату-ры.......................................................................
1.3 Издержки производства. Основные направления и резервы снижения себестоимости
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.
Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Внешние - фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. Внутренние - владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую (экономическую) прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки. Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и не зависимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия.
К постоянным издержкам относятся плата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также заработная плата высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.
Переменные издержки непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработная плата работникам, транспорт. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки. Так как цель функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки - это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.
Систематическое снижение издержек - основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы.
Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики:
Реализация достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов.
Что касается совершенствования организации производства и труда, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, т.е. экономию затрат живого труда. На нынешнем этапе экономического развития экономия живого труда в сравнении с экономией общественного труда дает более весомые результаты, о чем свидетельствуют исследования экономического роста на основе использования производственной функции.
В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам.
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:
1. Повышение
технического уровня
Экономия от
осуществления мероприятий
Э = (СС - СН) · АН,
где Э - экономия прямых текущих затрат
СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия
СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия
АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.
Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года.
2. Совершенствование
организации производства и
3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.
Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле:
где ЭП - экономия условно-постоянных расходов
ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году
Т - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом.
Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле:
где ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений
А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году
К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство.
4. Улучшение
использования природных
5. Отраслевые
и прочие факторы. К ним
Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат т затрат на единицу продукции.
Глава 2.Анализ деятельности комбината ОАО «Хлебпродукт»
Хлебозавод №5 был построен в 1979 году. В его состав входили кондитерский и хлебный цеха. В 1993 году к хлебозаводу присоединилось соседнее хлебоприемное предприятие, и образовался «Хлебпродукт». В 1995 году комбинат приобрёл статус ОАО «Хлебпродукт».
В настоящий момент в состав комбината входят следующие производственные цеха: мельница, хлебный и кондитерский цеха, а также линия по производству макаронных изделий и гречневый цех.
Уставный капитал ОАО Комбината «Хлебпродукт» составляет 126410 тыс. рублей. Высшим органом управления общества является Совет директоров.
Генеральный Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Общество располагает акциями в количестве 126410 штук наличной стоимостью 1000 рублей, которые распределяются следующим образом: 51% - у работников предприятия, 20% - у администрации города, 29% - у заинтересованных предприятий.
В ассортиментный план ОАО Комбината «Хлебпродукт» входят более 20 наименований хлебобулочных изделий, среди которых наибольшим спросом пользуются: хлеб пшеничный, 1с.; хлеб с отрубями, 1с.; хлеб пшеничный, 2с.; хлеб столичный, ржаной; хлеб Бородинский, ржаной.
предприятия
Проанализировав данные таблицы 1, приведенной ниже, можно сделать вывод, что выпуск продукции в натуральном выражении в 2009 году по сравнению с 2007 годом снизился примерно на 20%, так как спрос на продукцию уменьшился, однако из-за повышения цен балансовая прибыль увеличилась почти на 40%.
Таблица 1 - Технико-экономические показатели предприятия
ОАО «Хлебпродукт»
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Выпуск продукции в натуральном выражении, т. В том числе: Хлеба и хлебобулочных изделий, т. Кондитерских изделий, т. Отрубей, т. |
8827 5765 125 2937 |
8485 5536 89,1 2860 |
7270,3 5035,6 64,7 2170 |
Стоимость фактически выпущенной продукции,т.р. В том числе: Хлеба и хлебобулочных изделий, т.р. Кондитерских изделий, т.р. Отрубей, т.р. |
15286 12936 2017 333 |
15137 13189 1661 287 |
19554 17159,2 1881,3 513,5 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, т.р. |
12510 |
12209 |
11859 |
Объем производства, т.р. |
21116 |
19074 |
20810,8 |
Себестоимость товарной продукции, т.р. |
15695 |
14509 |
19129 |
Объем товарной продукции реализованной, т.р. |
21123 |
19072 |
20773 |
Затраты на 1 рубль выпущенной продукции. |
0,74 |
0,76 |
0,92 |
Балансовая прибыль, т.р. |
1642 |
1104 |
2296 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, т.р. |
33027 |
19013 |
18409,5 |
Рентабельность, % |
3,6 |
3,5 |
3,2 |
Фондоотдача, % |
2,29 |
2,05 |
1,75 |
Чистая прибыль, т.р. |
1191 |
1104 |
1645 |
Анализ итогов деятельности предприятия показал, что в целом по сравнению с 2007 годом показатели работы предприятия ухудшились. На это указывает снижение рентабельности предприятия.
После введения в эксплуатацию новой мельницы и 2007 году комбинату удалось уменьшить себестоимость выпускаемой продукции более, чем на 7%. Однако вследствие дальнейшего экономического кризиса предприятию не удалось сохранить данную ситуацию под контролем.
После 27 августа 2008 года положение на рынке хлебобулочных изделий кардинально изменилось. Из-за подорожания муки резко подскочила себестоимость продукции, и это привело к тому, что большинство мини пекарен закрылось.
Затраты на 1 рубль
выпускаемой продукции
2.3 Основные затраты на производство продукции комбината ОАО «Хлебопродукт», включенные в себестоимость
Себестоимость продукции складывается из суммы всех затрат потраченных на ее производство. Снижение затрат способствует уменьшению цены а продукт. Затраты включаемые в себестоимость продукции весьма разнообразны и оказывают разное влияние.
Таблица 2- Динамика изменения оптовых цен на сырье для
кондитерского цеха
N |
Наименование сырья. |
Оптовые цены. руб. | ||
2007 |
2008 |
2009 | ||
1 |
Дрожжи |
3,89 |
4,54995 |
6,03385 |
2 |
Масло растительное |
5,05645 |
5,05729 |
15,5485 |
3 |
Масло сливочное |
18,1848 |
45,283 |
43,76 |
4 |
Маргарин |
6,03179 |
12,8193 |
19,8549 |
5 |
Сахар |
2,54493 |
6,53717 |
7,657 |
6 |
Повидло яблочное |
8,01404 |
12,756 |
14,7445 |
7 |
Вино |
10,84 |
12,9 |
13,86 |
8 |
Коньяк |
34,8648 |
34,8668 |
35,679 |
9 |
Яйцо |
0,4973 |
1,37139 |
1,54215 |
10 |
Молоко сгущенное |
6,97577 |
7,07 |
7,45 |
11 |
Мед натуральный |
17 |
16,0169 |
44,4883 |
12 |
Орех арахис |
8,31471 |
10,76 |
16,06 |
13 |
Сода пищевая |
3,16927 |
3,00713 |
5,97068 |
14 |
Соль |
0,59368 |
0,75123 |
1,43288 |
15 |
Эссенция |
7,765 |
8,66619 |
9,087 |
16 |
Аромат |
92,0533 |
92,048 |
93,87 |
17 |
Желатин |
105 |
105 |
106,67 |
18 |
Какао |
29,413 |
29,0563 |
33,83 |
19 |
Лимонная кислота |
12,6442 |
12,6442 |
12,6444 |
20 |
Уксусная кислота |
24,3955 |
22,3512 |
34,9674 |
21 |
Ванилин |
125 |
130,89 |
150,24 |