Школа научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Сложилась к концу 90-х гг. ХХ в. Основными представителями школы научного менеджмента считаются Ф. Тейлор, Х. Эмерсон и Г. Форд. Все они стремились сформулировать всеобщие принципы управления на основе анализа опыта, практики деловой и производственной деятельности. Они пытались решать те практические проблемы управления, которые вызывали наибольшие трудности руководителей предприятий, тормозили рост производительности труда в конце XIX — начале ХХ века. Основное внимание уделялось ими технико-организационным проблемам управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

 

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

 

определение целей предприятия, возможных  путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

 

классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

 

использование меры поощрения и  принуждения для стимулиро­вания  и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

 

установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных  работников на основе анализа;

 

мотивация работников в зависимости  от результатов их деятельности.

 

Учитывая, что деятельность менеджера  носит комплексный характер, представители  эмпирической школы считают, что  помимо узкой специализации в  области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными  и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.

 

Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов:

 

стремитесь к ясности своих  идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;

 

проанализируйте подлинную цель каждого  сообщения;

 

принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете  сообщение;

 

планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами;

 

обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его  форму;

 

используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них;

 

следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры;

 

устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;

 

убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения;

 

стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.

 

Рекомендаций подобного рода в  эмпирической школе чрезвычайно  много. И хотя не все из них носят  научный характер, они подчеркивают главные принципы - комплексность деятельности управляющего, степень влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации  и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распрост­ранение получила одна из рекомендаций школы - целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Дракер.

 

6. Количественная  школа.

Основным заданием количественной школы в менеджменте является обеспечение руководителей информационной базой, необходимой для принятия решений. Представители инженерных наук, статистики, математики, сделали весомый вклад в развитие количественной школы. Существенно влияет на внедрение рекомендаций данной школы и процесс компьютеризации.

 Актуальность исследования  заданий количественной школы  заключается в необходимости  изучения проблемы современного  применения подходов количественной  школы, поскольку процесс принятия  решений является составной частью работы будь какого руководителя и от правильности и своевременности его осуществления зависит результативность (эффективность) работы предприятия.

 Большинство методов и средств  количественной школы имеют такие  характеристики:

главное внимание сосредоточивается на принятии решения;

основной конечный результат анализа  должен воплощаться в виде управляющего влияния;

процесс принятия решения является главной составной частью повседневной деятельности руководителей;

использования формализированных  математических моделей, которые позволяют сформировать возможные варианты решения проблемы.

 

Наиболее известными представителями  этой школы является Д. Марч, Г. Смои, Г. Акофф, Д. Вудворд, Д. Тпсон, Н. Лоуре.

 Представители количественной  школы считали управление как определенно логический процесс, который можно отобразить с помощью соответствующих математических моделей и на основе этого обеспечить принятие оптимальных управленческих решений. Фактически исследования теоретиков этой школы направлены на разработку количественных методов обоснования управленческих решений (исследование операций).

 

7. Системный  и ситуационный подход ( современная  управленческая парадигма).

В системном  подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Теория систем была впервые применена  в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

• Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем  смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые  вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими  системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны.

 

Открытые и закрытые системы. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется  взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это  объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая  система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что  все организации являются открытыми  системами. Выживание любой организации  зависит от внешнего мира.

 

Подсистемы. Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Понимание того, что организации  представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых  подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась  практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Сейчас широко распространена точка  зрения, что внешние силы могут  быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

 

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.

 

Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход, разработанный  в конце 60-х годов, не считает, что  концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы  науки управления неверны. Системный  подход, с которым ситуационный тесно  связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационный подход и процесс  управления

Ситуационный подход пытается увязать  конкретные приемы и концепции с  определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей  организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального и группового  поведения, системного анализа,  методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций  и методик имеет свои сильны  и слабые стороны, или сравнительные  характеристики в случае, когда  они применяются к конкретной  ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь  правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы наименьший отрицательный  эффект и таили бы меньше  всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Ситуационные переменные. Успех  или неуспех ситуационного подхода  в значительной степени зависит  от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.

Информация о работе Школа научного менеджмента