Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:55, реферат
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Менеджмент".
1. Сущность стратегического менеджмента и стратегические решения
Стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Сущность стратегического менеджмента во многом определяется таким понятием как ориентация на будущее. В связи с этим для менеджеров очень важным является умение определять цели, к которым должно стремиться предприятие.
Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. Стратегические решения ориентируются на будущее, сопряжены с неопределенностью и связаны с вовлечением дополнительных ресурсов. Они рассчитаны на долгосрочные и предельно серьезные последствия. Примерами таких решений могут быть реконструкция предприятия, внедрение новой продукции, прогрессивных технологий, изменение организационной структуры, выход на зарубежные рынки, слияние с другими предприятиями и пр.
Стратегическое управление
— разработка и реализация действий,
ведущих к долгосрочному
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
1. Планирование стратегии.
2. Организация выполнения стратегических планов.
3. Координация действий по реализации стратегических задач.
4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
5. Контроль за процессом выполнения стратегии.
Особенности стратегических решений:
2. Сравнение
стратегического и
Стратегическое управление – это такое управление организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, гибко реагирует и проводит своевременное изменение в организации, отвечает вызову со стороны внешнего окружения.
Оперативное управление - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Сравнение стратегического и оперативного управления
Признаки |
Стратегическое управление |
Оперативное |
1. иерархические ступени |
В основном на уровне высшего руководства |
Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления |
2. неопределенность |
Существенно выше |
Меньше |
3. вид проблем |
Большинство проблем не структурировано |
Относительно хорошо структурированы |
4. временной горизонт |
Акцент на долгосрочные, а также средние и краткосрочные аспекты |
Акцент на среднесрочные и краткосрочные аспекты |
5. информация |
В первую очередь из внешней среды |
В первую очередь из самого предприятия (внутренней среды) |
6. альтернатива планов |
Спектр альтернатив широк |
Спектр ограничен |
7. охват |
Концентрация на отдельных важных позициях |
Охватываются все функциональные области и интегрирует их |
8. степень детализации |
Не высокая |
Относительно большая |
9. основные контролируемые величины |
Потенциал успеха (рост доли рынка) |
Прибыль, рентабельность, ликвидность |
Различия между
Цели стратегического управления |
Цели оперативного управления |
Ставятся высшему руководству |
Ставятся управлению среднего или низшего звена |
Являются долгосрочными |
Являются средними и краткосрочными |
Являются широкими |
Являются специфическими |
Имеют отношение ко всей организации в целом |
Имеют отношение к деятельности одной структуры организации |
Являются общими без детализации |
Являются детально проработанными |
Определяют политику организации |
Следуют принятой политики организации |
Связаны с главными целями организации |
Реализуют соответствие с главными целями организации |
3. История возникновения стратегического менеджмента
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
Термин «стратегический менеджмент» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Альфред Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс сконцентрировал свое внимание как исследователя на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно, для процедур разработки стратегии роста крупных компаний. Кроме того, книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия» многими исследователями признается в качестве первой монографии, целиком посвященной проблемам стратегического планирования.
Огромным прорывом
в теории стратегического
В конце 80-х годов взошла звезда Генри Минцберга, лидера современных исследователей в области стратегического планирования и управления, президента Общества Стратегического Менеджмента . Особо нашумела его книга «Взлеты и падения стратегического планирования», изданная в 1994 году, в которой Г. Минцберг сделал вывод о том, что стратегия не может быть спланирована, поскольку планирование относится к анализу, а стратегия по своей сущности является синтезом.
К середине 1990-х годов, когда начался экономический рост в большинстве промышленно развитых стран, появлялись новые, свежие идеи, связанные со стратегическим развитием фирмы, развитие и пополнение которых происходит и на сегодняшний момент.
4. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
Взаимосвязь и
взаимопроникновение между конц
Можно сказать, что маркетинг – это специфическая часть стратегического управления. В целях обеспечения конкурентоспособности компании и как следствие ее продукта, маркетинг должен предшествовать стратегическому менеджменту и стать важнейшей частью его философии.
Концепция стратегического маркетинга возникла вскоре после внедрения в практику управления предприятием концепции стратегического менеджмента . Обе концепции отражают усложнение процесса управления предприятием в условиях динамичной, непредсказуемой, подверженной неожиданным изменениям внешней среды.
Взаимоотношение стратегического менеджмента и стратегического маркетинга можно рассматривать и как отдельные, и как смежные сферы. Маркетинг можно рассматривать и как функцию менеджмента и как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание изменений в макроэкономической среде, внешних факторов и выработку адекватной реакции на них в виде индикативных управленческий решений. Менеджмент включает в себя маркетинг как подход, возникший в связи с формированием рынка покупателя. В то же время маркетинг включает в себя менеджмент как активный управляющий компонент, наряду с рыночными исследованиями. Именно поэтому современный менеджмент и маркетинг взаимно проникают, дополняют и развивают друг друга.
Маркетинг решает следующие первоочередные задачи:
-прогнозирует потребности и спрос;
-проводит макро и
микросегментацию рынка,
-участвует в формировании миссии компании;
-формирует нормативы
конкурентоспособности
Стратегический менеджмент – это (кратко): 1)анализ внутренней и внешней среды; 2)определение миссии и целей; 3)выполнение, оценка и контроль выполнения стратегий.
5. Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
Вклад маркетинга в развитие индустриально-экономической парадигмы
Рентабельность отрасли или стратегической группы предприятий играет первостепенную роль при принятии решения о выборе рынка. Здесь прежде всего имеются в виду рынки с высокой степенью насыщенности, сложными барьерами на пути проникновения на них, сильно выраженной дифференциацией продукции и малой гибкостью спроса. При ближайшем рассмотрении становится ясным, что при выборе рынка особенно значимы условия, которые ожидаются в будущем, а не те, которые господствовали в прошлом. Наряду с аспектами предложения и конкуренции на развитие рыночной структуры влияют факторы спроса.
Анализ и прогнозирование
качественного и
Устойчивость различий в уровнях рентабельности отдельных отраслей и стратегических групп объясняется в рамках индустриально-экономической парадигмы факторами, препятствующими переходу других предприятий в выгодную отрасль или стратегическую группу. Такими факторами являются, например, барьеры вступления для отрасли и барьеры мобильности для стратегических групп. Под барьерами вступления понимаются издержки, которые должен нести новичок и от которых свободны предприятия, уже закрепившиеся в отрасли. Барьеры мобильности - это препятствия, связанные с переходом фирмы из одной стратегической группы в отрасли, где она уже работает, в другую.
Среди барьеров вступления
в отрасль различают структурны
Что касается устойчивых различий в уровнях рентабельности среди стратегических групп предприятий, то они объясняются наличием барьеров мобильности и их сложностью. В специальной литературе отмечаются три типа барьеров мобильности - рыночные факторы, рамочные условия создания стоимости в отрасли, структурные характеристики предприятий.