Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка
1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.
15. Социофакторы и этика в менеджменте. Концепция корпоративной социальной ответственности, основные подходы к ее реализации.
Эффективность менеджмента во многом связана с проявлением социофакторов и этикой менеджмента.
Работа в организации, в коллективе содержит как способствующие, так и сдерживающие социальные факторы.
К способствующим факторам относится социальная фасилитация — улучшение деятельности в присутствии других.
К сдерживающим факторам относится социальное торможение — ухудшение деятельности в присутствии других.
Негативное влияние оказывает на деятельность организации оказывают и социальные предубеждения — отрицательные установки в отношении определенных социальных групп, содержащие негативные эмоции и враждебные предубеждения. Серьезное значение в организации имеют и социальные стереотипы — когнитивные схемы, создающиеся в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, тендерных, возрастных и т.д.
В основе позитивного влияния социофакторов В менеджменте лежат вопросы этики (от греч. ethos — обычай, нрав), представляющие собой учение о морали и нравственности. Этические нормы выступают вечным и одним из главных регулято ров в деловых отношениях, поскольку в них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков.
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности[1]) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороныобщественной сферы
Подходов к реализации КСО может быть несколько. Котлер, например, выделяет шесть типов корпоративных социальных инициатив:
1)
продвижение социально
2)
корпоративный социальный
3) благотворительный маркетинг;
4) корпоративная филантропия;
5) волонтерская работа на благо территориального сообщества;
6)
социально ответственные
Пример инициативы, нацеленной на продвижение социально значимой проблемы — кампания «В едином сладком вихре» (One Sweet Whirled), проводимая Ben & Jerry’s совместно с группой Дэйва Мэттьюза и SaveOurEnvironment.org с целью привлечь внимание широкой общественности к проблеме глобального потепления. При этом информация подается так3, что суть проблемы становится понятной даже детям, которые тоже могут приобщиться к ее решению
Инициативы из категории «корпоративный социальный маркетинг» нацелены на изменение общественного поведения. Так, компания Home Depot, крупнейший американский розничный продавец товаров для дома, реализует программу экономног Реализуя инициативу «благотворительный маркетинг», компании обязуются принимать участие в решении социально значимых проблем, делая соответствующие взносы или перечисляя определенные проценты от объема продаж. Так, кампания Avon «Вместе против рака молочной железы» о использования воды.
Суть корпоративной филантропиив том, что компания делает взносы непосредственно в поддержку благотворительной организации или программы (это могут быть денежные средства, товары или услуги). Смысл волонтерской работы сводится к тому, что компания поддерживает и поощряет усилия сотрудников, партнеров или франчайзи по оказанию помощи местным общественным организациям или жителям регионов, в которых работает компания. , наконец, последний из выделяемых Котлером тип корпоративных социальных инициатив — это социально ответственные подходы к ведению бизнеса. Некоторые компании, внедряя экологические инициативы, существенно снизили свои операционные затраты.
Управление качеством
1. Современная
система качества в
Системы менеджмента качества нужны для признания продукции предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Наличие системы качества, подтвержденное сертификатом, является гарантом дееспособности предприятия.
Внедрённая и действующая система менеджмента качества ISO 9001 помогает минимизировать затраты и потери; обеспечивает минимально возможную себестоимость и, регулируя ценовую политику, обеспечивает рентабельность.
Система менеджмента качества ISO 9001 подразумевает:
• построение эффективной организационной структуры, оптимизацию нормы управляемости и количества уровней управления;
• повышение мобильности и реактивности структуры на изменения внешней среды, рынка и запросов потребителей,
• эффективное делегирование полномочий и ответственности,
• правильный и эффективный подбор персонала и структуризацию его деятельности на основе разработки базовых регламентов и должных обязанностей,
• повышение ответственности и эффективности работы персонала,
• построение эффективной системы мотивации (стимулирования) персонала за счет разработки ключевых показателей эффективности и критериев оценки сотрудников,
• уменьшение "персоналозависимости" и связанных с этим издержек, а также рисков потери управляемости и снижения качества процессов,
• построение эффективной системы регламентации на основе разработки процессных и структурных регламентирующих документов,
• высвобождение времени руководителей для решения задач развития и инноваций.
Международный стандарт ISO 9001 подходит для всех организаций вне зависимости от сферы деятельности. Он был разработан таким образом, чтобы внедрение системы менеджмента качества осуществлялось в рамках всей организации, а не для отдельных видов деятельности в рамках отдела или подразделения.
2. Основные понятия менеджмента качества. Методология TQM. Стандартизация
Менеджмент качества - это скоординированная и взаимосвязанная деятельность по управлению, выстроенная таким образом, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу организации.
Управление организацией, применительно к качеству, означает, что вся деятельность подчиняется установленным целям по качеству, и для достижения этих целей в организации разработана система планов, есть необходимые ресурсы, выполняются действия по достижению поставленных целей.
Менеджмент качества включает в себя четыре основных составляющих:
§ контроль качества;
§ обеспечение качества;
§ планирование качества;
§ улучшение качества.
§ Контроль качества - это деятельность по оценке соответствия объекта контроля установленным требованиям. Деятельность по оценке может включать в себя измерения, испытания, наблюдения, мониторинг, проверку, калибровку и пр. мероприятия, результатом которых является сравнение значений наблюдаемых характеристик с заданными.
§ Обеспечение качества представляет собой систематическую (регулярную) деятельность, за счет которой можно выполнить установленные требования. Она включает в себя работы по производству, управлению, материальному обеспечению, техническому обслуживанию и пр.
§ Планирование качества – это действия, предусматривающие определение необходимых характеристик объекта и установление их целевых значений. Менеджмент качества называет такие действия постановкой целей в области качества. Также, в планирование качества входит определение процессов и ресурсов, необходимых для достижения целей.
§ Улучшение качества заключается в реализации действий, за счет которых можно повысить возможности организации выполнить требования, предъявляемые к объекту. Под понятием «объект» менеджмент качества рассматривает продукцию, процессы, систему управления и организацию в целом.
Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и надкачеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
• качества продукции
• качества организации процессов
• уровня квалификации персонала
— позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.
Качество определяется следующими категориями:
• степень реализации требований клиентов
• значения финансовых показателей компании
• уровень удовлетворенности служащих компании своей работой
Стандартизация — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, также деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Организационное поведение и управление изменениями
1.Личность и организация. Вхождение человека в организацию, модель взаимодействия. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Причины, пути устранения ролевых конфликтов
Организация - спланированная и скоординированная деятельность двух или более людей, действующих на определенных нормативных основаниях, в условиях разделения труда, и стремящихся к достижению общей цели. Самые распространенные типы организации - формальные и неформальные.
Вхождение человека в организацию
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу. Во-первых, - это адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения. Во-вторых, - это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, - это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное "место" для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.
-
Обучение при вхождении в
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные, поведенческие и нормативные характеристики которых должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются следующие:
• миссия и основные цели организации;
• допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
• имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация;
• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;
• обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
• поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя роль.
Возможны два принципиально различных процесса обучения. Первый - это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и ценностей.
-
Влияние организации на
Для того чтобы удержать входящего в организацию человека, могут быть применены разные приемы. В частности, это могут быть меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты, обещания в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы, предоставление за счет организации возможностей обучения и развития, предоставление на льготных условиях жилья и многое другое.