Шпаргалка по «Мотивация персонала»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:17, шпаргалка

Описание работы

Мотивация персонала является одной из общих функций менеджмента. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущихся сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Файлы: 1 файл

шпора Мотив. персонала 29.08.10.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

«Мотивация персонала»

вопрос-ответ к экзамену

  1. Понятие и классификация мотивации.

 

Мотивация персонала является одной из общих функций менеджмента. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущихся сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или не осознано совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредованно очень сложной системой взаимодействий. В результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность ориентированную на достижение определенных целей.

Виды мотивации:

  1. В зависимости от основных групп потребностей выделяют:
  • материальную мотивацию – стремление к достатку, более высокому уровню жизни;
  • трудовая мотивация – порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда;
  • статусная мотивация – является внутренней движущей силой поведения человека связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально-значимых сферах организации.
  1. По используемым способам:
  • нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования и т.п.;
  • принудительная мотивация – основывается на использовании власти и угрозе не удовлетворения потребностей работника в случае не выполнения им соответствующих требований;
  • стимулирование – воздействие не на личность, как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенным действиям.
  1. По источникам мотивов:
  • внутренняя – проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх;
  • внешняя – воздействие на субъект происходит извне, например, через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.
  1. По направленности на достижение целей организации различают мотивации:
  • положительная – материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, повышение ответственности, поручение особо важной работы и т. п.
  • Отрицательная – материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности.

 

  1. Понятие мотива, стимула, потребности.

 

Потребности – то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, нов тоже время имеет индивидуальное определенное проявление у каждого человека. Наконец это то, от чего человек стремится освободиться, т.к. пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.

Потребности могут возникать, как осознано, так и не осознано. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена на всегда. Большинство потребностей всегда возобновляются периодически, хотя при этом могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив – то. что вызывает определенные действия человека.

Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный характер", зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия др. возникших параллельно с ним мотивов.

Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, как будет осуществлено действие.

Мотив – это преимущественно осознанные внутренние побуждения личности к деятельности связанной с удовлетворением определенных потребностей, осознаваемые причины выбора действий и поступков человека.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или "носителей раздражения" вызывающих действие определенных мотивов.

В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия др. людей и т.п.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Стимулирование – одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование.

Стимулирование – это влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.

Стимулы:

  • индивидуальные и коллективные;
  • материальные (денежные и не денежные);
  • не материальные (социальные, моральные, социально-психологические);
  • поощрение;
  • принуждение.

 

  1. Потребности как основа мотивации, их виды и свойства.

 

Потребности являются источником активности личности. Именно они побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Человек испытывает потребность тогда, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Они являются мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности.

По происхождению потребности бывают естественными и культурными.

В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).

Вторичные – психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Различают такие вторичные потребности, которые проявляются в той или иной степени у большинства людей:

        • доминантность – стремление контролировать, влиять, направлять поведение словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;
        • агрессия – стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить;
        • поиск дружественных связей – стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;
        • автономия – бегство от всяческих ограничений, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации;
        • пассивное повиновение – стремление к пассивному подчинению силе, ожидание совета, помощи;
        • потребность в уважении со стороны других;
        • потребность в достижении – желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле;
        • потребность быть в центре внимания – желание завоевать внимание других, удивлять их личными достижениями и качествами;
        • потребность в игре – стремление к развлечениям, предпочтение игры другой деятельности;
        • эгоизм – стремление ставить свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;
        • социальность – игнорирование собственных интересов во имя интересов группы, благородство, уступчивость;
        • потребность в самозащите – стремление к отстаиванию своих прав, защите имиджа;
        • потребность в порядке – тенденция к упорядочиванию, аккуратности, точности;
        • потребность избегания опасности – желание исключить опасность, стремление к осторожности, уклонению от борьбы;
        • потребность в преодолении поражений – желание компенсировать прошлые неудачи, потери.

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных – от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.

По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как ее можно удовлетворить.

По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.

По отнесенности потребностей к внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

Несмотря на разнообразие потребности, имеют общие свойства:

  • они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;
  • им присуще многообразие и способность к развитию;
  • большинство из них цикличны, т.е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удовлетворить раз и навсегда);

большинство своих потребностей удовлетворяют только с помощью определенных предметов.

 

  1. Классификация потребностей.

 

Потребности людей классифицируют по различным признакам:

  • по происхождению: естественные и культурные;
  • по природе: первичные и вторичные;
  • по характеру предмета: материальные и духовные;
  • по степени важности для человека: доминирующие и второстепенные;
  • по степени осознания человеком: осознанные и не осознанные;
  • по отнесенности ко внутренней или внешней сфере развития: индивидуальны, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

 

  1. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы.

 

Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность, они являются источником активности личности.

Основные методы, с помощью которых менеджеры могут удовлетворить потребности подчиненных во время трудового процесса:

  1. Физиологические потребности:
  • предоставлять работникам невысокую оплату труда, обеспечивающую выживание;
  • предлагать людям хорошие условия работы с точки зрения освещенности, уровня шума, температуры и т. п.
  1. Потребности в безопасности и защищенности:
  • создать ясную и надежную систему социального страхования;
  • применять четкие и справедливые правила регулирования деятельности работников;
  • оплачивать труд выше прожиточного минимума;
  • не привлекать подчиненных к принятию рискованных решений и совершению рискованных действий;
  • обеспечивать гарантии стабильной работы, медицинского обслуживания, получения пенсий;

обеспечивать возможности обучения и образования для создания стабильности в работе.

  1. Потребности в причастности и принадлежности:
  • использовать элементы фирменного стиля и корпоративной культуры (униформа, знамя, гимн фирмы, ритуалы, традиции, обряды);
  • предоставлять сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться;
  • создавать на рабочих местах дух единого коллектива, команды;
  • конструктивно работать с возникшими неформальными группами, не препятствовать их существованию, если они не наносят организации ущерба;
  • создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок;
  • периодически напоминать сотрудникам, особенно занимающим невысокие должности, что руководство и коллеги их ценят.
  1. Потребности в уважении и признании:
  • предлагать подчиненным более содержательную, интересную, ответственную работу;
  • относиться к сотрудникам и подчиненным с уважением;
  • высоко оценивать проявленную инициативу, творческое отношение к делу, использовать различные формы выражения признания заслуг подчиненных;
  • привлекать подчиненных к формулированию целей организации и выработке решений, прислушиваться к их мнению;
  • делегировать подчиненным дополнительные задачи и полномочия;
  • способствовать продвижению подчиненных по служебной лестнице, обеспечивать возможности обучения и переподготовки, которые повышают уровень их профессионализма;
  • обеспечивать достойные, комфортные условия на работе, адекватную оплату труда, внешние символы служебного статуса (названия должностей, титулы, звания).

Информация о работе Шпаргалка по «Мотивация персонала»