Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:17, шпаргалка
Мотивация персонала является одной из общих функций менеджмента. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущихся сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
«Мотивация персонала»
вопрос-ответ к экзамену
Мотивация персонала является одной из общих функций менеджмента. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущихся сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или не осознано совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредованно очень сложной системой взаимодействий. В результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность ориентированную на достижение определенных целей.
Виды мотивации:
Потребности – то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, нов тоже время имеет индивидуальное определенное проявление у каждого человека. Наконец это то, от чего человек стремится освободиться, т.к. пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.
Потребности могут возникать, как осознано, так и не осознано. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена на всегда. Большинство потребностей всегда возобновляются периодически, хотя при этом могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив – то. что вызывает определенные действия человека.
Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный характер", зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия др. возникших параллельно с ним мотивов.
Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, как будет осуществлено действие.
Мотив – это преимущественно осознанные внутренние побуждения личности к деятельности связанной с удовлетворением определенных потребностей, осознаваемые причины выбора действий и поступков человека.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или "носителей раздражения" вызывающих действие определенных мотивов.
В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия др. людей и т.п.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Стимулирование – одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование.
Стимулирование – это влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.
Стимулы:
Потребности являются источником активности личности. Именно они побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Человек испытывает потребность тогда, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Они являются мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности.
По происхождению потребности бывают естественными и культурными.
В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.
Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.
К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.
По природе различают потребности первичные и вторичные.
Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).
Вторичные – психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.
Различают такие вторичные потребности, которые проявляются в той или иной степени у большинства людей:
По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.
В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных – от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).
Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.
Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.
По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как ее можно удовлетворить.
По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.
По отнесенности потребностей к внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).
Несмотря на разнообразие потребности, имеют общие свойства:
большинство своих потребностей удовлетворяют только с помощью определенных предметов.
Потребности людей классифицируют по различным признакам:
Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность, они являются источником активности личности.
Основные методы, с помощью которых менеджеры могут удовлетворить потребности подчиненных во время трудового процесса:
обеспечивать возможности обучения и образования для создания стабильности в работе.