Шпаргалка по «Мотивация персонала»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:17, шпаргалка

Описание работы

Мотивация персонала является одной из общих функций менеджмента. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущихся сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Файлы: 1 файл

шпора Мотив. персонала 29.08.10.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)
  1. Потребности подчиненных в самовыражении:
  • обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;

поручать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач;

  • поощрять и развивать у подчиненных творческие способности, привлекать их к работе, требующей изобретательности и созидательности;
  • привлекать подчиненных к общественной деятельности в организации.

 

 

 

 

  1. Мотивы как источники активности.

 

Мотив - это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность. Мотив – преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей.

Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей, однако они относительно самостоятельны, так как потребности точно не определяют совокупность мотивов, их силу и устойчивость. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать различные мотивы

Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.

Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т.е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.

Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.

Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.

 

  1. Классификация мотивов.

 

Мотивы классифицируют по группам:

  • по связи с общественными потребностями: идейные, политические, нравственные, эстетические;
  • по источнику возникновения, обусловленности: социальные, коллективистские, деятельностные, поощрительные;
  • по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные;
  • по времени проявления: постоянные, длительные, кратковременные;
  • по проявлению в поведении: реальные (актуальные), потенциальные (неактуализированные);
  • по степени осознанности: осознанные, неосознанные;
  • по силе проявления: сильные, умеренные, слабые.

 

  1. Стимулы, их виды, характеристики и влияние на поведение личности.

 

Стимулы – это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.

Стимулами являются вознаграждение, повышение по службе, управленческое воздействие руководителя, страх, ответственность, стремление к самовыражению и многие другие. Таким образом, стимулы – это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.

Отличие стимулов от мотивов заключается в том , что стимулы характеризуют определенные блага, а мотивы – стремление человека получить их.

Стимулы:

  • общественные, индивидуальные и коллективные;
  • материальные (денежные и не денежные);
  • не материальные (социальные, моральные, творческие, социально-психологические, самоутверждения);
  • поощрение;
  • принуждение.

В основе общественного стимулирования лежат интересы общества (общегосударственные интересы), призванные поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в различных сферах общественной жизни.

Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. С развитием рыночных отношений коллективными стимулами все в большей степени становятся цены и прибыль предприятия.

Структура индивидуальных стимулов в целом совпадает со структурой материальных и нематериальных стимулов, которую рассмотрим далее. Это не случайно, поскольку интересы работника – это осознанные им потребности. Личные стимулы тесно переплетены с коллективными и общественными, что отражает взаимодействие соответствующих интересов.

Материальные стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и неденежные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к неденежным – условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др.

К нематериальным стимулам относятся воздействия , связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника.

Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников.

Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретного коллектива в частности.

Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребностей работника в творческой самореализации. К ним относятся поручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно планировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном обсуждении проблем подразделения и предприятия.

Социально-психологические стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги по работе не только являются субъектами общения, но и в общем выполняют функцию социально-психологического стимулирования, создавая соответственно благоприятный или 
негативный моральный климат в коллективе.

Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных целей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стимулы из известных, однако они проявляются только у наиболее развитых, честолюбивых, целеустремленных людей.

По способу воздействия на подчиненных стимулы подразделяют на поощрение и принуждение. Иными словами, наряду с поощрениями и поддержкой определенной деятельности стимулы могут блокировать ее. К принуждению относятся замечание, выговор, строгий выговор, лишение премий, понижение в должности, перенесение отпуска, различные формы коллективного воздействия, увольнение.

 

  1. Классификация стимулов.

 

Классифицируют стимулы по различным признакам:

  1. по субъектам интересов: общественные, коллективные, индивидуальные;
  2. по виду потребности:
  • материальные: денежные, неденежные;
  • нематериальные: социальные, моральные, творческие, социально-психологические, самоутверждения;
  1. по способу воздействия: поощрение, принуждение.

 

  1. Потребности, цели, интересы, мотивы и стимулы как объекты мотивации.

 

Потребности – то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, нов тоже время имеет индивидуальное определенное проявление у каждого человека. Наконец это то, от чего человек стремится освободиться, т.к. пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.

Потребности могут возникать, как осознано, так и не осознано. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена на всегда. Большинство потребностей всегда возобновляются периодически, хотя при этом могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Цель – это осознаваемый результат, на который направлено поведение, ожидаемый результат деятельности человека.

Интерес – это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, связанное с одной центральной потребностью. Он может быть вызван, например, различными событиями, любым частным раздражителем (слуховым, зрительным и т. д.). Интересу соответствует особый вид деятельности – ориентировочно-исследовательская, высшим уровнем которой являются научные и художественно-творческие изыскания. Такая деятельность присуща только человеку.

Мотив - это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность. Мотив – преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей.

Стимулы – это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.

Потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека.

 

  1. Сознательные и несознательные действия человека в системе мотивации.

 

По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как ее можно удовлетворить.

 

  1. Человек как индивид, субъект, личность.

 

Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон.

Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности.

С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми и т.п.

Двойственная природа  человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Говоря о члене человеческого общества с разных точек зрения мы используем различные понятия.

Индивид - употребляя это понятие, следует помнить, что мы просто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.

Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей. Например, словосочетание «яркая индивидуальность» говорит нам о наличии значительного числа специфических качеств.

Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Следовательно, в любом обществе личность может рассматриваться только с точки зрения вхождения человека в социальные структуры и социальные общности.

Человек как  субъект проявляется в разных способах организации форм активности - общении, деятельности, познании. В этом варианте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности:

  1. деятельность является реальной, и ее продукция, как правило отчуждается от человека;
  2. человек сам созидает условия своей деятельности;
  3. психическая составляющая реальной деятельности имеет структуру, включающую цели, мотивы, направленность личности.

 

  1. Мотивационные характеристики личности.

 

К мотивационным характеристикам личности относятся направленность, установки, интересы, склонности, убеждения, идеалы, ее притязания и ожидания.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от складывающихся ситуаций.

Различают три типа направленности личности, которые одновременно в той или иной степени присущи большинству людей: на взаимодействие; на задачу; на себя.

Установки личности - это обусловленная прошлым опытом готовность реагировать на воспринимаемую ситуацию; возникающее при постановке задачи неосознаваемое состояние готовности, обусловливающее направленность различных психических процессов; субъективные ориентации личностей как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные способы поведения.

Установки выполняют функции - определяют устойчивый, последовательный, целенаправленный характер осуществления деятельности, являются механизмом ее стабилизации, позволяют сохранить направленность деятельности в непрерывно изменяющихся ситуациях; освобождают человека от необходимости принимать решения и произвольно контролировать процесс деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; могут тормозить и затруднять процесс приспособления работника к новым ситуациям.

Информация о работе Шпаргалка по «Мотивация персонала»