Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:17, шпаргалка
Мотивация персонала является одной из общих функций менеджмента. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущихся сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
поручать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач;
Мотив - это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность. Мотив – преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей.
Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей, однако они относительно самостоятельны, так как потребности точно не определяют совокупность мотивов, их силу и устойчивость. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать различные мотивы
Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.
Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т.е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.
Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.
Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.
Мотивы классифицируют по группам:
Стимулы – это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.
Стимулами являются вознаграждение, повышение по службе, управленческое воздействие руководителя, страх, ответственность, стремление к самовыражению и многие другие. Таким образом, стимулы – это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.
Отличие стимулов от мотивов заключается в том , что стимулы характеризуют определенные блага, а мотивы – стремление человека получить их.
Стимулы:
В основе общественного стимулирования лежат интересы общества (общегосударственные интересы), призванные поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в различных сферах общественной жизни.
Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. С развитием рыночных отношений коллективными стимулами все в большей степени становятся цены и прибыль предприятия.
Структура индивидуальных стимулов в целом совпадает со структурой материальных и нематериальных стимулов, которую рассмотрим далее. Это не случайно, поскольку интересы работника – это осознанные им потребности. Личные стимулы тесно переплетены с коллективными и общественными, что отражает взаимодействие соответствующих интересов.
Материальные стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и неденежные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к неденежным – условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др.
К нематериальным стимулам относятся воздействия , связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника.
Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников.
Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретного коллектива в частности.
Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребностей работника в творческой самореализации. К ним относятся поручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно планировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном обсуждении проблем подразделения и предприятия.
Социально-психологические стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги
по работе не только являются субъектами
общения, но и в общем выполняют функцию
социально-психологического стимулирования,
создавая соответственно благоприятный
или
негативный моральный климат в коллективе.
Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных целей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стимулы из известных, однако они проявляются только у наиболее развитых, честолюбивых, целеустремленных людей.
По способу воздействия на подчиненных стимулы подразделяют на поощрение и принуждение. Иными словами, наряду с поощрениями и поддержкой определенной деятельности стимулы могут блокировать ее. К принуждению относятся замечание, выговор, строгий выговор, лишение премий, понижение в должности, перенесение отпуска, различные формы коллективного воздействия, увольнение.
Классифицируют стимулы по различным признакам:
Потребности – то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, нов тоже время имеет индивидуальное определенное проявление у каждого человека. Наконец это то, от чего человек стремится освободиться, т.к. пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.
Потребности могут возникать, как осознано, так и не осознано. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена на всегда. Большинство потребностей всегда возобновляются периодически, хотя при этом могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Цель – это осознаваемый результат, на который направлено поведение, ожидаемый результат деятельности человека.
Интерес – это
когнитивно-мотивационное состояние познавательного
характера, связанное с одной центральной
потребностью. Он может быть вызван, например,
различными событиями, любым частным раздражителем
(слуховым, зрительным и т. д.). Интересу
соответствует особый вид деятельности
– ориентировочно-
Мотив - это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность. Мотив – преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей.
Стимулы – это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.
Потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека.
По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как ее можно удовлетворить.
Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон.
Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности.
С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми и т.п.
Двойственная природа человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Говоря о члене человеческого общества с разных точек зрения мы используем различные понятия.
Индивид - употребляя это понятие, следует помнить, что мы просто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.
Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей. Например, словосочетание «яркая индивидуальность» говорит нам о наличии значительного числа специфических качеств.
Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Следовательно, в любом обществе личность может рассматриваться только с точки зрения вхождения человека в социальные структуры и социальные общности.
Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности - общении, деятельности, познании. В этом варианте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности:
К мотивационным характеристикам личности относятся направленность, установки, интересы, склонности, убеждения, идеалы, ее притязания и ожидания.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от складывающихся ситуаций.
Различают три типа направленности личности, которые одновременно в той или иной степени присущи большинству людей: на взаимодействие; на задачу; на себя.
Установки личности - это обусловленная прошлым опытом готовность реагировать на воспринимаемую ситуацию; возникающее при постановке задачи неосознаваемое состояние готовности, обусловливающее направленность различных психических процессов; субъективные ориентации личностей как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные способы поведения.
Установки выполняют функции - определяют устойчивый, последовательный, целенаправленный характер осуществления деятельности, являются механизмом ее стабилизации, позволяют сохранить направленность деятельности в непрерывно изменяющихся ситуациях; освобождают человека от необходимости принимать решения и произвольно контролировать процесс деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; могут тормозить и затруднять процесс приспособления работника к новым ситуациям.