Шпаргалка по "Планирование на предприятие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Планирование на предприятие".

Файлы: 1 файл

ВОПР и ОТВ по ПЛ.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

4) план реализации продукции.

При подготовке программы производства необходимо руководствоваться следующими вопросами:

1) какова стратегия предприятия  на перспективу;

2) какова специализация отрасли  данного производства;

3) каковы рынки сбыта продукции, выпускаемой на предприятии.

Контроль выполнения производственной программы – это по большому счету  контроль выполнения всего бизнес-плана  предприятия. В связи с этим после  утверждения программы необходимо не только доведение ее до производственных служб, но и оперативный контроль ее исполнения.

 

16. Бизнес-план предприятия как  инструмент планирования

 

Бизнес-план – это план предприятия на будущее. Он отражает цели и перспективы предприятия. В нем содержатся оценка, анализ и прогноз рынка сбыта, слабых и сильных сторон производства.

Бизнес-план может составляться как  отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия  в целом. Он имеет огромную ценность для определения эффективности  производства и часто служит основанием для принятия инвесторами решения относительно финансирования.

Совсем недавно для получения  кредита предприятиям достаточно было представить лишь пару страниц технико-экономического обоснования, которые фактически не являлись решающими при принятии решений о предоставлении кредита, сейчас же все больше российских банков требуют бизнес-план, на который и опираются при рассмотрении организаций в качестве кредитозаемщика.

Бизнес-план выступает главным  инструментом планирования, ведь на основании  его формируются все остальные виды планов. Он дает представление о состоянии дел на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем.

В настоящее время многие предприятия  считают бизнес-план основным элементом  управления производством, для чего нанимают высококвалифицированных специалистов. Ведь грамотно составленный бизнес-план не только отражает экономическую ситуацию на предприятии, но и прогнозирует развитие или деградацию, а также помогает привлечь внешнее финансирование.

Бизнес-план помогает:

1) получать ясную картину финансового  состояния предприятия;

2) принимать важные управленческие  решения;

3) получать представление о рынке  сбыта и системе маркетинга;

4) предвидеть и избегать трудности  в процессе деятельности;

5) ставить конкретные задачи;

6) расширять производство;

7) привлекать внешнее финансирование  при недостатке собственных ресурсов.

Таким образом, бизнес-план представляет собой информативную базу для  принятия решений управленческого  характера по подъему эффективности деятельности предприятия и получения максимальной прибыли. Бизнес-план включает в себя прогноз выручки предприятия, себестоимости по изготовлению продукции, оказанию услуг, финансового результата, налоговых платежей; позволяет определить возможность увеличения кадрового состава и т. д.

Что касается инвестиционных проектов, бизнес-план отражает сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продажах, производстве и о финансовых перспективах. Бизнес-план инвестиционного проекта  позволяет руководству как  можно более выгодно представить картину финансового состояния предприятия инвесторам для привлечения дополнительного финансирования. В создании бизнес-плана должны участвовать все службы предприятия.

Для достижения наибольшей точности каждый отдел должен представить информацию по тому участку работы, за который он отвечает. Только тогда бизнес-план может стать основным элементом при принятии управленческих решений.

 

17. Планирование прибыли предприятия

 

Прибыль представляет собой основу деятельности любого предприятия. Каждая организация, будь то сфера услуг или производство, стремится максимально увеличить финансовый результат. В связи с этим планирование прибыли занимает одно из важнейших мест в системе планирования.

Прибыль планируется по видам:

1) от продажи продукции и товаров;

2) от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера;

3) от реализации основных средств;

4) от реализации другого имущества  и имущественных прав;

5) от оплаты выполненных работ  и оказанных услуг и т.д.;

6) от внереализационных операций. Планирование прибыли осуществляется по следующим методам.

1. Метод прямого счета (самый  распространенный метод), когда финансовый  результат исчисляется как разница  между выручкой предприятия (без  учета НДС) и полной себестоимостью  за соответствующий период.

2. Аналитический метод, сущность  которого заключается в анализе  влияния на финансовый результат  различных факторов. Метод осуществляется  в три последовательных этапа:

1) определение рентабельности путем  деления прибыли за отчетный  период на себестоимость продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной  продукции в рассчитываемом периоде  по себестоимости отчетного года  и нахождение прибыли на товарную  продукцию на основе базовой  рентабельности; 3) учет влияния различных  факторов на плановую прибыль: понижение себестоимости продукции, рост ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д. 3. Метод совмещенного расчета, при котором совмещаются первый и второй способы, а именно: стоимость товарной продукции определяется методом прямого счета, а воздействие на прибыль, изменение себестоимости, качества продукции определяются с помощью аналитического метода.

Планирование прибыли предприятия  происходит путем определения выручки  от реализации продукции и себестоимости  ее изготовления, а также определением величины операционных и внереализационных доходов и расходов. Таким образом, планирование прибыли – это конечный результат бизнес-плана предприятия. Одним из факторов, определяющих эффективность производства, является показатель рентабельности. В справочнике экономиста установлено, что рентабельность является относительным показателем эффективности производства, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженные в процентах. Расчет коэффициента рентабельности производится по формуле: прибыль предприятия, деленная на затраченные средства (выручка от реализации, активы предприятия).

Таким образом, планирование прибыли  и расчет показателя рентабельности представляют собой процесс определения  прогноза деятельности предприятия и эффективности этого прогноза.

 

18. Налоговое планирование

 

Взаимоотношения государства и  налогоплательщиков нельзя оставить без  внимания, так как на сегодняшний  день эта проблема остро стоит  и скорее всего будет актуальной еще очень долго. Чем жестче налоговое законодательство, тем теснее связь между налоговым планированием и теневой экономикой. В целом налоговое планирование должно создать систему управления, при которой будут сглажены (а возможно) и ликвидированы риски, связанные с современной системой налогообложения.

Любая деятельность связана с налогами, вот почему любой руководитель пытается манипулировать ими, следовательно, налоговое  планирование должно стать обязательным инструментом системы менеджмента.

Проблема налогового планирования – одна из немногих серьезнейших проблем финансовой науки, когда практические действия опережают создание теоретической базы, вследствие чего наблюдается отсутствие единства понимания данного термина. Проблема налогового планирования рассматривается лишь с позиций практических рекомендаций бухгалтерам, экономистам, финансистам, рассматривающих возможности снижения налоговых отчислений.

Налоговое планирование выполняет  функцию организации налогообложения  на предприятии с целью получения максимальной прибыли при минимизированных затратах. Налоговое планирование – это часть системы финансового планирования, один из ее элементов.

Еще одной функцией налогового планирования является оптимизация налогообложения, разработка механизмов платежей в бюджет, анализ управленческих решений, которые влияют на налоговые платежи. Прогнозирование платежей в бюджет приводит к повышению эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Основополагающими принципами налогового планирования являются следующие:

1) соответствие всех применяемых  способов и методов действующему  законодательству;

2) соблюдение принципа экономии (разумного расходования ресурсов) при разработке оптимизации налоговых  платежей;

3) индивидуальный подход ко всем  видам деятельности и особенностям конкретного налогоплательщика;

4) систематичность и наличие  нескольких вариантов при применении  методов оптимизации налогообложения  на предприятии.

Налоговое планирование осуществляет:

1) анализ деятельности предприятия  в финансово-хозяйственном аспекте;

2) анализ действующего законодательства;

3) изучение конкретных проблем  каждого налогоплательщика для  выявления схем и методов по  оптимизации налогообложения;

4) анализ методов оптимизации  налогообложения, используемых конкурентами и партнерами, для применения наиболее эффективных схем на собственном предприятии;

5) применение наиболее результативных  схем и методов налогообложения  компании.

 

19. Понятие «бюджет»

 

Понятие «бюджет» в современных  условиях получило широкое распространение. Сегодня оно стало очень знакомым и близким понятием. Это связано с тем, что функция бюджета чрезвычайно полезна для контроля над деятельностью предприятия, для избежания непредвиденных ситуаций, для понимания того, на какой стадии развития находится компания.

Процесс бюджетирования осуществляет функцию достижения поставленных целей  и задач посредством планирования и распределения имеющихся в  распоряжении предприятия ресурсов (в натуральных и финансовых показателях). Кроме того, процесс бюджетирования выступает как инструмент анализа управленческих решений, осуществляет контроль их исполнения, оценивает результативность и целевое использование активов компании.

Бюджетирование – это тот инструмент планирования, который не только позволяет предвидеть развитие предприятия в будущем, но и контролирует исполнение (добросовестное и качественное) поставленных целей.

Основной проблемой бюджетирования, как и планирования, является неопределенность и, как следствие, страх невозможности  прогнозирования.

Но это именно тот важнейший стимул, который и толкает к процессу планирования, заставляет осмыслить и оценить его необходимость.

Идея бюджета заключается в  создании структуры доходов и  расходов, планировании их в рамках этой структуры, сопоставлении планируемых данных с фактическими.

Одним из достоинств бюджета является его наглядность, облегчающая понимание  его любым пользователем, даже не искушенным в вопросах финансового  планирования.

Стоит отметить, что понятие «бюджет» для различных предприятий различно. Теоретически определение остается незыблемым, но практически, если рассматривать крупное и среднее или мелкое предприятие, то видна разница в понимании процесса бюджетирования. Дело в том, что в крупных компаниях бюджет имеет контрольную функцию, так как механизм деятельности громоздкий и требует особого внимания.

Руководству крупного предприятия  бюджет необходим для понимания  финансово-хозяйственной ситуации, для достижения целей, поставленных акционерами. С помощью него и  осуществляется непосредственно сам  контроль. Надо заметить, что отклонение от бюджета в крупных компаниях серьезно карается. Если же говорить о средних и мелких компаниях, то в связи с облегченной структурой и наличием одного-двух органов власти бюджет отождествляется с самим процессом бюджетирования, решения принимаются оперативно. Иногда достаточно интуитивного предвидения, которое оказывается близким к действительности, т. е. возможно даже отсутствие такого документа, как бюджет, но это не значит, что бюджетирование здесь не применяется, просто оно выражается в управленческой функции контроля и планирования.

 

20. Виды бюджетов

 

С позиций количественных оценок планирование деятельности предприятия представляет собой так называемый генеральный  бюджет, который состоит из взаимосвязанных  операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты имеют значение для планирования текущей деятельности, а также контроля исполнения, часто используются руководителями структурных подразделений. Что касается финансовых бюджетов, то они предназначены для руководителей высшего звена, а также для руководителей финансовых служб.

Непосредственно сам процесс в  среднесрочной и краткосрочной  перспективах и называется процессом бюджетирования.

Формирование бюджета осуществляется финансовой службой предприятия, выполняющей контрольную функцию наряду с руководством, однако необходимо заметить, что в подготовке бюджета задействуются и другие структурные подразделения, которые впоследствии отвечают за его исполнение.

Конечно, не все виды бюджетов входят в компетенцию финансистов, однако последние должны знать содержание каждого бюджета.

Теория выделяет следующие виды бюджетов.

1 . Операционные:

1) бюджет продаж;

2) бюджет производства;

3) бюджет прямых затрат сырья  и материалов;

4) бюджет прямых затрат труда;

5) бюджет переменных накладных расходов;

6) бюджет запасов сырья, готовой  продукции;

7) бюджет управленческих и коммерческих  расходов;

8) бюджет себестоимости реализованной  продукции.

2. Финансовые:

1) бюджет формирования и распределения  финансовых ресурсов (прогнозный баланс);

2) бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях  и убытках);

3) бюджет денежных средств (прогноз  движения денежных средств).

Оба блока бюджетов взаимосвязаны, данные каждого должны соответствовать  друг другу. Более того, данные финансовых бюджетов вытекают из блока операционных, которые выступают в общей системе бюджетирования как исходная информация для финансового планирования.

Кроме вышеуказанных, выделяют также  инвестиционные бюджеты. Очень часто  руководители компаний сталкиваются с проблемами выделения инвестиционной программы, а именно – строительство новых зданий, сооружений, приобретение нового оборудования, техники. В этом случае правомерно использование инвестиционного бюджета. Цель его заключается в детализации инвестиционной программы, т. е. выделении той информации, которую можно не увидеть в бюджете движения денежных средств. Инвестиционный бюджет отражает: конкретные объекты инвестиций с указанием точных параметров, источники финансирования. Иными словами, по результатам анализа бюджета инвестиций руководителю или любому уполномоченному им лицу должно стать понятно, во что, когда и за счет каких источников предприятие планирует совершать инвестиции в рассматриваемом периоде.

Информация о работе Шпаргалка по "Планирование на предприятие"