Шпаргалки по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

редакция.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

Модель Ицхака Адизеса

Развивая идеи Ларри  Грейнера, Ицхак Адизес (англ. Itzhak Adizes)  предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер.  Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Адизес выделил десять этапов  которые проходит организация в процессе своей жизнедеятельности:

Этап 1. "Выживание". Этот начальный этап сводится к тому, что основатель организации собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его "идею", принимают ее и соглашаются гласно (или негласно) рискнуть и попробовать воплотить "идею" в жизнь.

Этап 2. "Младенчество". На данном этапе организация не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям. Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей.

Этап 3. "Детство". ("давай-давай") Организация начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия, в том числе и главное — недостаток ликвидности. Люди осознают, что "идея" начала работать и может быть экономически эффективной. На основании этого меняется представление людей о будущем организации - видение будущего расширяется и охватывает практически безграничные горизонты. В организации до сих пор нет ни четкой структуры, ни порядка субординации, ни прописанных функциональных обязанностей.

Этап 4. "Юность". Организация очень сильно меняется на этом этапе. Самое значимое событие в ее жизни заключается в том, что основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. Возникает потребность в изменении структуры организации и делегировании полномочий. В организации появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: "старого костяка" и "новых специалистов".

Этап 5. "Расцвет". На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Ценится умение предвидеть будущее. Нередко на этой стадии организация открывает несколько дочерних предприятий, которые будут проходить все стадии развития с самого начала.

Этап 6. "Стабилизация". Это первая стадия старения организации, когда организация постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия на существующих. Организация не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса.

Этап 7. "Аристократизм". Организация владеет значительными финансовыми средствами, которые расходуются на укрепление существующей системы контроля и обустройство собственной деятельности. Появляются негласные формальные правила, связанные в первую очередь со стилем одежды и прочими традициями. Организация старается "купить" инновационность, новые продукты и идеи, приобретая или поглощая другие организации, находящиеся на более ранних стадиях развития.

Этап 8. "Ранняя бюрократизация". Организация постепенно погружается в ряд сложных и, порой, неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя структуру. Постепенно внутренняя волокита все сильнее отдаляет организацию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.

Этап 9. "Поздняя бюрократизация". Организация полностью сосредоточивается на себе, на внутренних неразрешимых проблемах, пытаясь соблюсти все процедуры, процессы и предписания в надежде, что это поможет в их решении. В организации царят направленные на достижение результата структуры, которые все сильнее запутывают внутреннюю организацию. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью, которая требует от работников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.

Этап 10. "Смерть". Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами организации. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели.

Комментарий к  моделе И. Адизеса. (для общего понимания - можно удалить)

Хотя Адизес, так же как и Грейнер, практически не рассматривает изменений которые должны происходить в стиле управления компанией, в требованиях к персоналу, в корпоративной культуре ( он лишь упоминает о конфликте двух культур: "старого костяка" и "новых специалистов"), не учитываеи влияние внешних факторов на становление и развитие организации, модель Адизеса уже дает весьма ощутимые практические результаты.

Помимо более детального (чем в модели Грейнера) описания процессов развития  организации, модель Адизеса так же показывает как происходит старение и объясняет почему большие и успешные организации "погибают".  Автор выделяет два важных параметра жизнедеятельности организации — гибкость и контролируемость (управляемость). Молодые организации очень гибкие и подвижные, но слабоконтролируемые. Когда организация взрослеет, соотношение изменяется: контролируемость возрастает, а гибкость уменьшается]. Адизес так же уделяет большое внимание анализу кризисов и причин их вызывающих. Так он условно разбивает кризисы  на две категории: 1 - болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью компании и которые трудно избежать (как детские инфекционные болезни у любого живого организма); 2 - организационные патологии, или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно компания уже не может.

Модель Адизеса бала очень востребована у американского бизнеса, а сам Ицхак Адизес в настоящее время является один из ведущих мировых экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности.

 

Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз:

  1. зарождение изделия на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Доля затрат фирмы на эту стадию считается ее наукоемкостью и служит основной характеристикой инновационности и стратегической перспективности фирмы;
  2. производство изделия;
  3. реализация изделия. Изделия (продукты) поступают на рынок, они превращаются в товар, начинается жизненный цикл товара;
  4. потребление и выполнение фирмой сервисных услуг - обслуживание потребителей.

 

5. Организация как юридическое лицо. Организационно-правовые формы и их характеристика.

Юридическим лицом признается организация, которая обладает следующими признаками:

а) имеет обособленное имущество 

б) отвечает имуществом по всем обязательствам этим имуществом;

в) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

г) может нести обязанности;

д) может быть истцом и  отвечать в суде;

е) имеет самостоятельный  баланс или смету (ст.48 ГК РФ).

Коммерческая организация - организация, преследующая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В соответствии с вышесказанным  мы можем дать следующее определение  юридическому лицу:

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.48ГК РФ).

Классификация организационно-правовых форм организаций

Товарищество – объединение физических или юридических лиц для совместной экономической деятельности. Выделяют: полное - субсидиарная ответственность, прибыль и убытки пропорционально паям, коммандитное (на вере) – риск в пределах внесенных сумм.

Общество – объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности. Выделяют: акционерные общества ( уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу: открытое закрытое общество), общество с ограниченной ответственностью ( уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества), общество с дополнительной ответственностью (уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества).

Совместное  предприятие (СП) – предприятие с долевым участием иностранных инвесторов, одна из наиболее эффективных форм международного экономического сотрудничества. При создании СП происходит объединение капиталов двух и более партнеров из различных стран для совместного ведения деятельности.

Транснациональная корпорация – фирма, корпорация, компания, осуществляющие основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий.

Картель – форма договорного объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий о квотировании, об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта, обмене лицензиями, стандартизации продукции, обмене опытом управления. Цель создания картеля – увеличение прибыли посредством регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении, аутсайдеров. Синдикат – крупное объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий.

Консорциум – добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программ, осуществления крупного (капиталоемкого) проекта. В консорциум могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера.

Трест – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединение материальных ресурсов и капитала которых проведено на условиях «Положения о ФПГ и порядке их создания». Головной организацией в ФПГ может быть как производственная структура, так и банк, финансовая компания.

Холдинговые компании - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других организаций (предприятий). Холдинг — это компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью.

Корпорация – совокупность юридических или физических лиц, объединенных для какой-либо деятельности и образующих субъект права – юридическое лицо. Корпорация может служить формой профессионального объединения граждан одной профессии или области деятельности.

 

6. Проблемы и критерии выбора ОПФ для создаваемых организаций.

Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при: 

  • создании нового предприятия; 
  • преобразовании существующего.

Существуют следующие  законодательные ограничения в выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: 

  • минимальный / максимальный размер капитала, количество учредителей и участников; 
  • ограничения в выборе организационно-правовых форм для некоторых видов деятельности (в финансовой сфере банки, страховые компании могут быть организованы только в форме акционерного общества); 
  • характер целей (виды деятельности, которые могут быть выполнены только в рамках некоммерческих или государственных предприятий). 

Экономические критерии выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:  
Выбирая ту или иную организационно-правовую форму предпринимателю предстоит сделать выбор:  

  • между индивидуальным предпринимательством и предпринимательством в рамках организации; 
  • между статусом юридического и физического лица.  
    Этот выбор предопределяет: 
  • гарантии прав и обязательств; 
  • издержки управления и ошибки управления фирмой (кто представляет фирму за ее пределами, кто решает текущие проблемы фирмы, кто долговременные; насколько легок доступ к управлению, кто несет риск за неправильные решения, каковы возможности использования формализованных процедур бизнеса); 
  • характер ответственности (участие в прибылях и убытках, наличие неявных издержек); 
  • ликвидность вложенных инвестиций (риски и потери вложенных инвестиций); 
  • финансовые источники (доступность финансовых источников, неформальный рынок капитала); 
  • гибкость и продолжительность жизненного цикла фирмы (разные цели фирмы; непродолжительный проект); 
  • виды совместного финансирования – (консорциум; фирма с длительным жизненным циклом); 
  • конфиденциальность бизнеса (риски, связанные с потерей коммерческой тайной и издержки, связанные с необходимостью представления отчетов о деятельности фирмы). 

Проблема выбора организационно-правовой формы предпринимательства. 
Как показывает практика наиболее предпочтительными и наиболее распространенными организационно-правовыми (ОПФ) формами в малом и среднем предпринимательстве являются: 
- индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИП БОЮЛ); 
- закрытое акционерное общество (ЗАО); 
- общество с ограниченной ответственностью (ООО); 
Немаловажным фактором, который необходимо учитывать при выборе ОПФ создаваемого предприятия, является уставной капитал. Для ООО и ЗФО на момент создания уставной капитал должен составлять не менее 100 МРОТ (10 000 руб.). 
Если располагать собственными силами и небольшим начальным капиталом работать в сфере торговли или услуг для населения, привлекая к работе небольшое количество работников (например: мастерская по ремонту одежды или обуви, маленький магазин, парикмахерская), то в этом случае лучше регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Упрощенный порядок государственной регистрации на всех этапах, упрощенная система ведения бухгалтерского учета и отчетности, возможность применения упрощенной системы налогообложения - все это позволит больше времени уделять непосредственно работе. К тому же, в случае имущественных споров денежные средства и личное имущество гражданина-предпринимателя могут быть взысканы только по решению суда. 
Как отмечалось выше, в первую очередь индивидуальный предприниматель несет полную материальную (имущественную) ответственность по всем обязательствам (долгам), возникающим у него в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Информация о работе Шпаргалки по "Менеджменту"