Система государственной службы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения системы государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданской службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмы их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

Файлы: 1 файл

Михайлов.docx

— 146.22 Кб (Скачать файл)

Более емкое  определение предлагает профессор  Г.В Атаманчук: «государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении  целей и функций государства  посредством исполнения государственных  должностей, учрежденных в государственных  органах».3 Исполнение государственных  должностей во многом напоминает труд менеджеров, специалистов в области  общественного управления. Вместе с  тем исполнение государственных  должностей коренным образом отличается по целому ряду параметров.

Исполнение  государственных должностей представляет собой конкретное осуществление  общественных отношений, которые государственная  власть посредством Конституции, законов, правовых статусов органов закрепила  за данной должностью.

Таким образом, каждая должность имеет, во-первых, свое предназначение, содержание, формы  и методы реализации, определенные ресурсы и другие элементы, обуславливающие  ее значение для государства, общества и граждан.

Во-вторых, исполнение государственной должности  предполагает, что лицо, ее замещающее, является носителем определенного  мировоззрения, идеологии целостности  общенациональных интересов и развития государства. Поэтому должности  в государственном аппарате должны быть так прописаны, чтобы игнорирование  идеалов, ценностей и целей государства  быстро обнаруживалось бы и пресекалось.

В-третьих, исполнение государственной должности  всегда связано со знаниями, опытом, творческим поиском, способностью оказывать  влияние на других людей как непосредственно, так и через принимаемые правовые акты, управленческие решения и организационные  действия. Государственная должность  требует при ее исполнении высокой  профессиональной специальной подготовки, применения обширной информации, разнообразных  проявлений напряженной интеллектуальной деятельности.

В-четвертых, исполнение государственной должности  – это напряженный процесс, не имеющий ограничений в пространстве и во времени. Государство, его власть, аппарат, управление с его стороны  должны существовать постоянно, устойчиво, надежно и, следовательно, любые  должности должны таким же образом  исполняться. Государственное управленческое мышление по исполнению государственной  должности не может протекать  от случая к случаю, а возможно только в условиях постоянного напряжения.

В-пятых, исполнение государственной должности  всегда происходит в установленном  правовом режиме, в рамках и с  соблюдением определенных материальных и процессуальных правовых норм.

Государственная служба имеет свое место в обществе, и необходимо стремиться к тому, чтобы оно было адекватным и эффективным, системно связанным с другими  явлениями. Нельзя ни недооценивать, ни переоценивать государственную  службу. С ее помощью нельзя решить все проблемы, поскольку это всего  лишь один из социально-правовых институтов. Вместе с тем, это значимый фактор укрепления государства и усиления его влияния на общество.

 

1.3. Виды государственной службы

Согласно  Федеральному закону «О системе государственной  службы Российской Федерации» система государственной службы в современной России включает в себя следующие виды:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная  служба. ИСТОЧНИК

В свою очередь  государственная гражданская служба подразделяется на:

- федеральную государственную гражданскую службу;

- государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

С учетом принципа федеративного устройства России гражданскую службу делят  на два вида:

- федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

- государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.

Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

 

 

 

Рисунок 1 - Виды государственной службы Российской Федерации

В Федеральном  законе «О системе государственной  службы в РФ» даны определения  вышеперечисленных видов государственной  службы, а именно:

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан  по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов  и лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – вид государственной  службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов  Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной  государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов  и лиц, замещающих государственные  должности РФ.

Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная  деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных  органов субъектов Российской Федерации  и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной  гражданской службы, представляющий собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны  и безопасности государства, которым  присваиваются воинские звания.

Правоохранительная  служба – вид федеральной государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению  безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваивают специальные  звания или классные чины.

В одном  и том же федеральном государственном  органе могут быть учреждены должности  федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже  сейчас имеет место в системе  Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют  место должности федеральной  государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь  есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной  гражданской службы, и воинские должности  во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.4

Наряду  с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной  службы, установленной Федеральным  законом «О системе государственной  службы РФ», в научных и методических целях, а также для конкретизации  отдельных видовых признаков  используются и иные классификации.

Так, в  качестве одного из критериев классификации  видов государственной службы может  быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (например, аппарат палат Федерального собрания), исполнительную (аппарат Правительства  РФ) и судебную (аппарат федеральных  судов) ветви власти.

На основании  критерия, связанного с организационно с организационно-правовыми формами  федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственная  служба может классифицироваться на следующие подвиды:

- служба в федеральном министерстве и его территориальных органах;

- федеральная служба;

- федеральное агентство;

- федеральные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с утверждаемой главой государства структурой федеральных органов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная гражданская  служба

 

2.1. Должности государственной гражданской службы, их категории и группы

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности  гражданской службы.

По мнению известного специалиста в области  служебного права профессора Н. Старилова  должность обычно создается на постоянной основе, то есть для удовлетворения постоянной потребности государственной  администрации в выполнении определенных функций и решении конкретных задач. Важным условием является также  способ замещения должности (назначение, конкурс, избрание, зачисление), согласно которому служащий вводится в штат государственной службы и получает специальное звание, ранг, классный чин (квалификационный разряд). Получение  квалификационного разряда является первым этапом в служебной карьере  государственного служащего.5

Характеризуя  государственную должность, авторы учебника «Служебное право» считают, что  государственная должность –  это учрежденная в установленном  порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения  или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем  полномочий занимающего ее лица и  содержится за счет финансовых средств  государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего  данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).6

Должности федеральной государственной гражданской  службы учреждаются федеральным  законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации − законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и (или) группы.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» выделяют следующие категории должностей гражданской службы:

1) руководители  − должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также − подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники  (советники) − должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты  − должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие  специалисты − должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие  должности гражданской службы;

2) главные  должности гражданской службы;

3) ведущие  должности гражданской службы;

4) старшие  должности гражданской службы;

5) младшие  должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.7

Государственный служащий не владеет занимаемой должностью. Она принадлежит государственной  администрации. Назначение государственным  органом (должностным лицом) служащего  на должность, соответствующую его  квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т. д.), происходит в рамках, установленных  законом правил разделения классных чинов, рангов и степеней, с одной  стороны, и должностей – с другой.

Информация о работе Система государственной службы в современной России