Система государственной службы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения системы государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданской службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмы их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

Файлы: 1 файл

Михайлов.docx

— 146.22 Кб (Скачать файл)

Закон «О государственной гражданской службе РФ» ориентирует на принятие значительного  числа законов как общего, так  и отраслевого, регионального характера.

Является  важнейшим положение Закона о  том, что законодательство о государственной  службе состоит из Конституции РФ и других федеральных нормативных  актов, и также конституций, уставов, законов, иных нормативных актов  субъектов Российской Федерации. Стало  быть, теперь каждая республика в составе  Российской Федерации и каждая область (край) будут иметь свои законы о  государственной службе, которые  дополнят и разовьют применительно  к региональным условиям федеральный  Закон «Об основах государственной  службы Российской Федерации».[4]

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые закладывает  правовые и организационные основы государственной службы применительно  к современным условиям социального  и государственного характера.[4]

В разделе 5 Концепции реформирования системы  государственной службы РФ, разработанной  В.В. Путиным, сказано следующее:

«Нормативное  правовое регулирование системы  государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации».[5]

Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе.

Основой обеспечения целостности системы  государственной службы станут федеральные  законы о системе государственной  службы и о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование государственной  службы в отдельных государственных  органах осуществляется посредством  разработки и принятия федерального закона о дипломатической службе и федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной  службы в органах внутренних дел  Российской Федерации, органах юстиции  Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о прокуратуре, о налоговой полиции, о таможенной службе и другие.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменяются и дополняются на систематизированной  основе. Это восполнит имеющиеся  пробелы правового регулирования, в особенности в отношении  профилактики коррупции и борьбы с ней.

Законодательство  субъектов Российской Федерации  о государственной службе приводится в соответствие с федеральным законодательством.

Законодательство  Российской Федерации, в том числе трудовое законодательство, будет использоваться на основе субсидиарности по отношению к законодательству о государственной службе.»[4]

Основными законодательными актами в сфере  регулирования отношений в государственной  службе являются: Федеральный закон  от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие федеральные законы о государственной службе.

В предыдущей редакции Закона «О государственной  гражданской службе РФ» было сказано: «Правовое регулирование и организация  федеральной государственной гражданской  службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация в ведении субъекта Российской Федерации».

 

3.2. Основы правового положения государственного служащего

Далее речь пойдет о тех правах и обязанностях государственного служащего, которыми наделены все из них. Отметим, прежде всего, что государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина Российской Федерации. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащим своих служебных полномочий, например, в сфере предпринимательской деятельности.

Государственный служащий действует в пределах своих  служебных полномочий, проявляя инициативу. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должности квалифицируется законодательством  как бездействие, выход за пределы  служебных полномочий, связанный с нарушением правовых актов, как превышение власти (должностных полномочий) или использование служебных полномочий в личных целях.

Государственный служащий в случае сомнения в правильности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно  сообщить об этом своему непосредственному  руководителю, руководителю, издавшему  распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а  в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме  подтверждает распоряжение, государственный  служащий обязан его исполнить, за исключением  случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. [4]

Полномочия  государственного служащего включают его права и обязанности, которые  Закон «О государственной гражданской  службе РФ» закрепляет раздельно (ст. 14 и 15).[4]

 

3.3. Права и обязанности государственного служащего

Права государственного служащего очерчены в ст. 14 Закона «О государственной гражданской  службе РФ».

1) обеспечение  надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

2) ознакомление  с должностным регламентом и  иными документами, определяющими  его права и обязанности по  замещаемой должности гражданской  службы, критериями оценки эффективности  исполнения должностных обязанностей, показателями результативности  профессиональной служебной деятельности  и условиями должностного роста;

3) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности служебного времени,  предоставлением выходных дней  и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых  основного и дополнительных отпусков;

4) оплату  труда и другие выплаты в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации  и со служебным контрактом;

5) получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  государственного органа;

6) доступ  в установленном порядке к  сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием  таких сведений;

7) доступ  в установленном порядке в  связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные  организации;

8) ознакомление  с отзывами о его профессиональной  служебной деятельности и другими  документами до внесения их  в его личное дело, материалами  личного дела, а также на приобщение  к личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов;

9) защиту  сведений о гражданском служащем;

10) должностной  рост на конкурсной основе;

11) профессиональную  переподготовку, повышение квалификации  и стажировку в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

12) членство  в профессиональном союзе;

13) рассмотрение  индивидуальных служебных споров  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

14) проведение  по его заявлению служебной  проверки;

15) защиту  своих прав и законных интересов  на гражданской службе, включая  обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское  страхование в соответствии с  настоящим Федеральным законом  и федеральным законом о медицинском  страховании государственных служащих  Российской Федерации;

17) государственную  защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей  семьи, а также принадлежащего  ему имущества;

18) государственное  пенсионное обеспечение в соответствии  с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным  уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.»[4]

Еще раз  подчеркнем, что основные права и  обязанности государственных служащих конкретизируются в окончательном  виде в должностных инструкциях.

Обязанности государственного служащего также регламентируются законом. Основы обязанностей прописаны в статье 15[4]:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об бязательствах имущественного характера (далее − сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные  показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При  получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский  служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности  данного поручения с указанием  положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение  этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем  данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской  службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской  службы, в целях исключения конфликта  интересов в государственном  органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной  должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной  дактилоскопической регистрации в  случаях и порядке, установленных  федеральным законом.»[4]

Таким образом, государственный служащий имеет  свои права и обязанности, несоблюдение которых ведет как минимум  к смещению с должности, как максимум к уголовной ответственности.

 

Заключение

 

Значение  теории и практики государственной  службы, её системы для российской страны переоценить трудно. Государство  и общество переживают переходный период своего развития; разрушена советская  система государственной власти и управления, и пока построен лишь каркас либерально-демократической  системы. Поэтому система государственной  службы, как и в целом система  государственного управления ещё долго  будет претерпевать значительные изменения.

Хотя  проведенное исследование показало, что современная система государственной  службы весьма органична и эффективна, но ещё многое предстоит сделать, для того чтобы идеальная модель российской системы государственной  службы заработала в полную силу. Ведь такая модель не может быть выстроена  с оглядкой только на наш прошлый  опыт или только на западные образцы, потому как даже наиболее рациональные и научно обоснованные из них могут  не сработать с должным эффектом в условиях современной России.

Информация о работе Система государственной службы в современной России