Система государственной службы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения системы государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданской службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмы их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

Файлы: 1 файл

Михайлов.docx

— 146.22 Кб (Скачать файл)

Система должностей способствует профессионализации и повышению уровня компетентности его служащих. Она нацеливает служащих на приобретение определенных знаний, навыков, выполнение конкретной работы, замещение определенного служебного места в структуре государственного органа, приобретение служебных и  личных прав.

 

 

2.2. Порядок прохождения государственной гражданской службы

Важным  направлением реформирования государственной  службы является создание условий для  должностного (служебного) роста государственных  служащих. За период службы у многих служащих, замещающих должности гражданской  службы, происходит неоднократная последовательная смена должностей с момента поступления  на службу и кончая увольнением с  нее.

Прохождение государственной службы представляет собой важнейший элемент института  государственной службы, так кА на этом временном отрезке и реализуется  правовой статус государственного служащего.

Прохождение гражданской службы – деятельность по комплектованию политических и административных государственных должностей – включает а себя последовательную смену государственными служащими должностей в государственной  администрации (ее структурных подразделениях), изменение многих фактических данных, характеризующих государственно-служебное  правовое положение служащих (персональные классные чины, воинские и специальные  звания, почетные звания, ученые степени  и звания, конкретные особенности  выполнения служебных обязанностей, механизм и виды ответственности  и т.д.). Каждый государственный служащий имеет индивидуальный должностной (служебный) путь (карьеру). Поэтому  прохождение службы на практике всегда также индивидуально.8

Профессор Б.В. Лытов рассматривает различные  аспекты прохождения государственной  службы:

  1. общественный аспект отражает социальный смысл и назначение прохождения госслужбы в плане осуществления государственными служащими функций государства и конституционных установлений по защите прав и свобод граждан;
  2. организационный аспект заключает в себе начала организации прохождения государственной службы;
  3. правовой аспект имеет своим содержанием правовое обеспечение прохождения госслужбы;
  4. личностный аспект выражается в возможности реализации служащими в процессе службы своих способностей и получения их адекватной оценки;
  5. технологический аспект представляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение служащими государственной службы.9

Прохождение государственной гражданской службы с юридической точки зрения объединяет правовые нормы, устанавливающие следующие  вопросы:

- замещение  государственных должностей;

- специальная  профессиональная подготовка сотрудников  различных государственных органов;

- совместительство;

- реальное  выполнение служащими своих должностных  обязанностей и реализации прав;

- порядок  присвоения квалификационных разрядов, специальных званий;

- поощрение  служащих и привлечение их  к ответственности (к различным  видам юридической ответственности);

- аттестация  государственных служащих, продвижение  (перемещение) по службе, условия  службы;

- социально-правовая  защита (гарантии, льготы, компенсации)  государственных служащих;

- основания  и способы прекращения государственной  службы.

Период  прохождения службы подразделяется на ряд этапов, каждый из которых  соответствует уровню квалификации работника органа управления, опыту  его служебной деятельности, способностям профессионально решать стоящие  перед ним задачи. Выделяют следующие  этапы прохождения госслужбы.

Адаптационный этап – он носит ярко выраженный приспособительный характер и свойственен  служащим, вновь принятым на службу, или в период освоения ими новой  должности; что требует от руководителей  государственных органов, кадровых служб, опытных служащих оказания всемерной  помощи новичкам в их профессиональном становлении, применения по отношению  к ним различных форм наставничества, не сковывая, впрочем, их инициативу, способность  самостоятельно решать возникающие  служебные задачи.

Этап  высокопрофессионального исполнения государственной должности. Для  этого этапа характерно глубокое знание служащим особенностей своей  должности, ее функций, технологий исполнения, высокий уровень профессионализма в выполнении служебных обязанностей.

Применительно к этой категории государственных  служащих, составляющих основу кадрового  состава госслужбы, необходимо применять  различные формы стимулирования их служебной деятельности, своевременно перемещать по горизонтали и вертикали, обеспечивать им возможность переподготовки и повышения квалификации, именно прежде всего из них формировать  кадровый резерв, помогать расти в  профессиональном отношении, что и  позволит получить максимальную отдачу от честного и добросовестного выполнения ими служебного долга.

Инновационный этап прохождения службы присущ служащим, которые обладают повышенным уровнем  интеллектуального развития, нестандартным  подходом к решению служебных  задач, поиском и внедрением различного рода новшеств в управленческую деятельность, процесс принятия и реализации решений, что способствует коренным, качественным изменениям в объекте управления, значительно повышает коэффициент  его полезного действия.

Этап  завершения прохождения службы.

Процессы  прохождения государственной службы регулируются федеральным законодательством, законами субъектов российской федерации, другими нормативно-правовыми актами. Ими определяются порядок приема на государственную гражданскую  службу, прохождения испытательного срока, особенности условий службы, порядок проведения аттестации служащих, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.10

Между актом  поступления на службу и увольнением  с нее возможны различные перемещения  государственного служащего по службе. Они могут быть связаны с различными обстоятельствами – должностной (служебный) или профессиональный рост, обновление или ротация кадров, перемещение  на равнозначную должность, при необходимости  замещения другой должности, по состоянию  здоровья, в связи с возрастом, семейными обстоятельствами, при  поступлении на учебу, понижении  в должности и так далее.

Каждое  перемещение оформляется приказом соответствующего руководителя (должностного лица) с указанием основания перемещения.

В системе  государственного управления в России сложился и действует определенный порядок продвижения по службе, основанный на способностях работника, полученной им подготовки, стаже и других факторах. Порядок продвижения и критерии весьма различаются в зависимости  от условий найма, вида работы, занимаемой должности.

Чаще  всего продвижение основано на стаже  работы. Однако в последние годы наблюдается сдвиг в подходе  от стажа к качеству труда. В этой связи все больше распространяются методы оценки качества на основе экзаменов, рейтингов, эффективности и отчетов  о прошлой деятельности служащего.

Так, создание отлаженного механизма карьерного роста, основанного на совокупности таких факторов, как опыт работы, профессиональные навыки и соответствие занимаемой должности, создает мощный стимул для улучшения работы гражданских  служащих, для повышения эффективности  государственного управления.11

 

2.3. Уровни государственной службы

«Система  управления государственной службой  создается на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации  и на уровне государственного органа.»[4] Исходя из данной цитаты уровнями государственной  службы являются:

· федеральный  уровень

· уровень  субъекта Федерации

· уровень  государственного органа

Таким образом, реализуется следующая схема  управления: основное законодательство принимается на уровне Федерации, дополнения и корректировки в него вносятся на региональном и местном уровнях. В связи с этим происходит адаптация  федерального законодательства и установленных  на федеральном уровне принципов  деятельности государственных служб  к местным требованиям. Но есть одно условия в проведении данных корректировок − дополнения и адаптация не должны противоречить принятому на федеральном уровне законодательству.

Организация государственной службы, согласно пункту 2 статьи 4, находится в ведении  Федеральных органов.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации (далее - государственные  органы);

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Нормативно-правовые основы прохождения государственной службы в России

 

3.1. Организационно-правовые основы государственной службы РФ

Государство, организуя и формируя свою государственную  службу, использует в этих целях, прежде всего, закон, право. Законодательство о службе − непременное условие и правовая основа всей ее организации и деятельности. Характерным для развития законодательства о службе многих государств является наличие законодательных актов двоякого рода: акты, регулирующие только отношения по службе и всецело отводимые для этой цели. Это, как правило, законы о государственной службе; другую группу составляют акты по иным вопросам государственной деятельности, в которых регулирование отношений по службе проводится частично, в связи с основным вопросом, например, положения о министерствах и других органах государства, законы о судебной системе, о прокуратуре и т.д., в которых кадровые вопросы решаются в своей основе, с последующей детализацией в специальных правовых актах.

Сказанное характерно и для развития законодательства о службе Российского государства. Принципиальное упорядочение отношений  в сфере государственной службы обычно связывают с реформами  Петра 1, в частности, с принятым им Табелью о рангах, установившем 14 классов для чиновников на государственной службе, − их звания, оплату труда, порядок прохождения службы. Впоследствии были приняты и многие другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 года, который вобрал в себя многие нормы предшествовавших актов о государственной службе и который действовал вплоть до 1917 года.

Советское государство на протяжении всей своей  истории правовому регулированию  государственной службы уделяло  крайне незначительное внимание. Как  парадокс в этом деле надо отметить тот факт, что единственным законодательным  актом общего характера о государственной  службе в РСФСР и СССР было «Временное положение о службе в государственных  предприятиях и учреждениях» 1922 года, действовавшее в течение более 70 лет. Отдельные вопросы государственной  службы регулировались в актах по отраслям, например, о званиях, чинах  и рангах, о прохождении службы, о порядке замещения должностей по конкурсу и т.д. и лишь в 1995 году принят, наконец, общий, так сказать, стартовый. Закон о государственной службе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 31 июля 1995 года.

Такое состояние  законодательства о службе, в частности, отсутствие на протяжении 70 лет закона о государственной службе, что  вообще-то недопустимо для цивилизованного  государства, имеет свое объяснение. Дело в том, что кадровая политика, о содержании которой сказано  выше, всецело находилась в руках  КПСС, которая, как известно, меньше всего строила руководство обществом  и государством на основе закона. Все  кадровое дело строилось не на законе, а на усмотрении партийных инстанций. Основной же организационной формой кабинетного решения кадровых вопросов была номенклатура, не предусмотренная  никаким законодательством. В таких  случаях надобности в законе не было, он был бы помехой сложившемуся порядку в кадровой политике.

Информация о работе Система государственной службы в современной России