Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:51, реферат
Цель курсовой работы - формирование системного подхода к управлению качеством, как технологии и инструменту управления организацией с целью обеспечения качества (успешности) ее деятельности.
Задачами курсовой работы являются:
изучить состав и структуру стандартов систем менеджмента качества;
изучить экономические аспекты качества;
Введение
. Характеристика предприятия
.Теоретические положения
. Проектная часть. Формирование комплекта документов СМК предприятия ООО «Птицефабрика Вараксино»
.1 Общие положения
.2 Политика в области качества
.3 Система менеджмента качества ООО «Птицефабрика Вараксино»
.4 Матрица распределения ответственности
.5 Методика оценки качества продукции
.6 Оценка качества труда работников, обслуживающих производственно-технический отдел
.7 Оценка затрат, связанных с обеспечением качества
Заключение
Список литературы
Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Оценка качества комплексным методом
Наименование показателя |
Вариант оценки |
Значение единичного показателя |
ai |
№ экспертов |
Ai ср | ||
Вараксино |
Межениновская |
1 |
2 |
||||
Категория Срок хранения СМК Маркировка |
1 1 1 1 |
1 1 - 1 |
0,8 0,64 1 - |
0,25 0,4 0,2 0,15 |
3/2 4/1 1/4 2/3 |
2/3 4/1 3/2 1/4 |
2,5 4 2 1,5 |
Место qi |
3/1 |
2,44/2 |
∑1 |
∑10 | |||
Место Qср |
0,8/1 |
0,66/2 |
Таблица 6 - Расчет коэффициента значимости
Место |
1 |
2 |
3 |
4 |
Баллы |
4 |
3 |
2 |
1 |
Вывод: комплексный метод оценки определил, что ООО «Птицефабрика Вараксино» находится на первом месте с позиции потребителя. Это объясняется тем, что продукция птицефабрики изготавливается с большим сроком хранения, присутствует маркировка и пять категорий яиц.
.6 Оценка качества труда работников, обслуживающих производственно - технический отдел
Оценка качества труда исполнителей и качества работы подразделений основана на следующих принципах:
. Применение количественных методов для оценки качества труда;
. Разработка и введение системы показателей качества труда;
. Соблюдение принципов, личной ответственности и коллективной заинтересованности в высоких показателях качества труда;
. Организация систематического контроля качества труда;
. Моральное и материальное стимулирование за высокие показатели.
Оценка качества труда является комплексной и позволяет:
. Добиться сравнимости результатов труда;
. Оценить личный вклад каждого исполнителя;
. Ввести систему стимулирования исполнителей и коллектива;
. Контролировать и анализировать динамику показателей качества труда.
Для оценки качества работы подразделений предприятия применяется комплексный показатель - коэффициент качества работы (Кр) (формула 4):
Кр=1+ ∑Фповnпов-∑Фпонnпон (4)
где: Кр - коэффициент качества работ;
Фпов(Фпон) - значимость, весомость показателя;
nпов(nпон) - число проявлений фактора за отчетный период.
Определим перечень положительных и отрицательных факторов (таблицы 8 и 7 соответственно):
Таблица 7 - Понижающие факторы
Шифр |
Содержание фактора |
Фпон |
Норматив оценки |
01 |
Брак по вине рабочего |
0,8 |
За каждый случай |
02 |
Простои по вине рабочего |
0,7 |
За каждый случай |
03 |
Опоздание на работу |
0,2 |
За каждый случай |
Таблица 8 - Повышающие факторы
Шифр |
Содержание фактора |
Фпов |
Норматив оценки |
04 |
Работа в сверхурочное время |
0,5 |
За каждый случай |
05 |
Повышение квалификации |
0,8 |
За каждый случай |
06 |
Предложение способа улучшения работы |
0,4 |
За каждый случай |
Определим коэффициенты качества труда максимальный и минимальный исходя из разумного проявления факторов за отчетный период (месяц):
Крmax =1+ ∑Фповnпов = 1+0,5*1+0,8*1+0,4*1 = 2,7
Крmin= 1- ∑ Фпонnпон = 1-0,8*1-0,7*1-0,2*1 = -0,7
Разработаем шкалу премирования:
Таблица 9 - Шкала премирования
Кр |
Премия, % от заработной платы |
2,7-2,5 2,4-2,0 1,9-1,5 1,4-1,0 |
100 80 40 10 |
Организационные условия внедрения методики:
Главный инженер к 25 числу определяет коэффициент качества труда и доводит до сведения исполнителя. К 27 - передает в бухгалтерию. До 3 числа следующего месяца проводит в группе собрание с обсуждением итогов работы за прошлый месяц и разработкой мероприятий по совершенствованию
Таблица 10 - Учет качества работы основных производственных рабочих булочного цеха
ФИО |
Календарный период - декабрь |
Кр |
%пр | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
… |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
||||
Иванова |
Шифр |
04 |
03 |
1,3 |
10 | ||||||||
Вес |
0,5 |
-0,2 |
|||||||||||
Петрова |
Шифр |
06 |
05 |
2,2 |
80 | ||||||||
Вес |
0,4 |
0,8 |
|||||||||||
Сидорова |
Шифр |
01 |
1,2 |
10 | |||||||||
Вес |
-0,8 |
||||||||||||
Васильева |
Шифр |
02 |
06 |
2,1 |
80 | ||||||||
Вес |
0,7 |
0,4 |
.7 Оценка затрат, связанных с обеспечением качества
Классификация затрат на качество:
. Производственные (95%):
.1. Затраты на несоответствие:
1.1.1. Отходы: стоимость материалов, не отвечающих требованиям качества, затраты на их утилизацию и вывоз;
1.1.2. Переделки и ремонт: затраты на восстановление изделия, взаимные уступки, затраты связанные со снижением сорта, затраты связанные со стоимостью и утилизацией несоответствующей продукции;
1.1.3. Гарантийные обязательства: затраты на замену продукции, затраты сервисных служб;
1.1.4. Отзыв и модернизация: затраты на проверку и модернизацию поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления;
1.1.5. Жалобы: затраты на юридические споры, выплаты компенсаций, восстановление удовлетворенности потребителя;
1.2. Затраты на контроль:
1.2.1. Проверки и испытания: оплата работы контролеров при плановых проверках производственных операций;
1.2.2. Затраты на проверки и испытания поставляемых материалов;
1.2.3. Затраты на проведение аудита качества технологических операций, затраты на испытания на надежность готовых изделий;
1.3. На предупредительные мероприятия (по профилактике отклонений):
1.3.1. Управление качеством - разработка, совершенствование документов системы качества, обучение вопросам качества, разработка и внедрение программ улучшения качества;
1.3.2. Контрольное и измерительное оборудование: обслуживание, калибровка технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции;
1.3.3. Обеспечение качества поставок: затраты на оценку поставщиков перед заключением договоров на поставки, затрат на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества;
.3.4. Затраты на аудит системы качества;
2. Непроизводственные (3-5%):
.1. Затраты на дополнительные испытания;
.2. На демонстрацию качества;
.3. На рекламу качества.
Таблица 11- Структура распределения затрат на качество, %
Статьи затрат |
Типичное для отечественной промышленности распределение |
Предприятия среднего машиностроения |
Английская фирма |
Прогрессивное распределение |
Затраты на несоответствия (на брак) |
70 |
89 |
66 |
50 |
Затраты на контроль |
25 |
10 |
24 |
25 |
Затраты на предупреждающие мероприятия |
5 |
1 |
10 |
25 |
Таблица 12 - Издержки плохого качества
Т ψ = ---- ω |
Число дефектов на миллион |
Затраты на несоответствие, % от оборота |
Примечание |
1,5 |
0,74 |
менее 8% |
Боинг 707 |
1,0 |
3-5 |
Парашют | |
1,0 |
7 |
Тойота: на выходном контроле | |
0,8 |
230-250 |
8-15% |
Автопр. США: на выходном контроле |
0,6 |
6200 |
15-20% |
Среднее в промышленности; сфера услуг |
0,55 |
28000 |
20-30% |
АвтоВАЗ: на выходном контроле |
0,5 |
66800 |
||
0,25 |
308000 |
30-40% |
Потеря конкурентоспособности |
0,16 |
700000 |
Фед. налогов. управление |
За базу берем типичное для отечественной промышленности распределение и средние по промышленности затраты на несоответствие.
Таблица 13 - Структура производственных затрат предприятия
Статьи затрат |
Обозначения |
Величина затрат, % |
Величина затрат на качество (от оборота), % |
На несоответствие |
70 |
||
На контроль качества |
25 |
||
На предупреждающие мероприятия |
5 |
По оценкам специалистов затраты на несоответствие могут быть снижены весьма значительно за счет смещения акцента на предупредительные мероприятия. Разработаем перечень предупреждающих мероприятий:
- Планирование качества
(проектирование изделия, проверка
надежности изделия перед
Проверка и обслуживание измерительного оборудования;
Обеспечение качества поставок (оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров, проверки закупленных материалов);
- Работа с кадрами (разработка
программ подготовки кадров, направленных
на правильное применение
Таблица 14 - Затраты на качество, % от оборота (объема продаж)
№ п/п |
Затраты на предупреждающие мероприятия, % от производственных затрат |
Затраты на качество, % от оборота (объема продаж) |
1 2 3 4 5 6 |
1 5 10 15 18 25 |
25 15 10 9 8 6 |
Таблица 15 - Структура затрат на качество после увеличения затрат на предупреждающие мероприятия
Статьи затрат |
Обозначения |
Величина затрат, % |
Величина затрат на качество (от оборота), % |
На несоответствие |
60 |
||
На контроль качества |
25 |
||
На предупреждающие мероприятия |
10 |
Таблица 16 - Расчёт эффективности проведённых мероприятий
Статьи затрат |
Обозначения |
Величина затрат, % |
На несоответствие |
33,3 |
|
На контроль качества |
13,8 |
|
На предупреждающие мероприятия |
5,5 |
Определяем экономию от разработки и внедрения системы качества
где: - Эффект от внедрения системы качества;
- Затраты исходные;
- Затраты проектные.
Э = 47,4%
Заключение
Система менеджмента качества включает в себя организационную структуру, совокупность документов, определяющих политику в области качества, функции менеджеров, правила работы организации и т.д. Но система качества является более чем просто документацией, так как её существенным аспектом является эффективная реализация установленных в документах правил.
Плюсы внедрения СМК:
удовлетворение требованиям потребителей;
получение специальных условий при страховании рисков, связанных с производством и оказанием услуг;
улучшение имиджа компании;
повышение стоимости компании. По средним оценкам, стоимость сертифицированной компании становится выше на 10-15%;
повышение управляемости и результативности деятельности;
создание прозрачности деятельности;
снижение затрат и издержек на устранение брака или выплату компенсаций.
Таким образом, внедрение СМК помогает построить эффективную клиентоориентированую систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что в свою очередь дает компании возможность стабильно зарабатывать деньги.