Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.
Методы управления, или
воздействия, в процессе управления
являются важным разделом в менеджменте.
Среди них основными являются
организационно-
Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое — способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия.
В менеджменте существует
очень большое разнообразие методов
управления и их классификаций. Наиболее
широкое распространение
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:
организационно-
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Группы методов управления
Организационно-
Задача организационно-
Организационно-
Организационные методы предусматривают
разработку организационных решений,
определение необходимых
Организационно-
Организационно-
Возможны три
формы организационно-
1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).
2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).
3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).
Организационно-
В общем виде система организационно-
1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).
2. Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.
Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:
вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»;
пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; осознанным, внутренне обоснованным.
В целом организационно-
постановку задания; определение критерия его выполнения; установление ответственности; инструктаж подчиненных и т.д.
Эти методы служат средством прямого
воздействия на процесс производства
и труд работников, что позволяет
координировать выполнение ими отдельных
функций или решение общей
задачи. Это создает благоприятные
условия для существования и
развития управляемой системы. К
характерным особенностям прямого
воздействия относится
Экономические методы управления. Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
В деятельности практикующего
Данные методы применительно к
управлению предприятием предст
В случае использования экономических
методов управления коллектив распоряжается
материальными фондами
Содержание экономических
В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.
Рассмотрим их более подробно.
Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:
фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;
фиксацию прообраза этого
перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.
Менеджер должен уметь из альтернативных
возможных действий выбрать одно,
предварительно оценив каждую из альтернатив
по эффективности (результативности),
затратам и реальности. После этого
данное действие должно быть включено
в перечень действий, подлежащих обязательному
исполнению. Последним этапом планирования
является как можно более глубокая
детализация планируемых
Главное в планировании как в экономическом методе руководства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.
Анализ. Менеджер должен в совершенстве
владеть методами анализа финансово-
максимально высокой степени фиксируемой
в текущий момент потребности
организации. При экономическом
анализе рассматриваются
Хозрасчет. Данный метод позволяет
максимально использовать экономическую
и материальную заинтересованность
коллектива и его членов в улучшении
производства и повышает ответственность
управляющей системы всех уровней
за результаты работы. Получает все
большее распространение
Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:
увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой
прибыли;
совершение конкретных действий, приводящих
к внутренней реструктуризации цены
товара (зафиксированная цена сохраняется).
К таким действиям можно
одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.
Финансирование. Данный метод также
весьма эффективен. При его использовании
происходит финансирование отдельных
подразделений предприятия или
отдельных направлений
Социально-психологические