Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.
интеграция мероприятий всех отделов и служб с учетом общих целей фирмы;
выявление и расчет коллективных результатов;
коллективное решение проблем с учетом обучающего эффекта.
Классификация деловых совещаний. Деловые совещания представляют собой особый вид организации труда. Существует определенная классификация совещаний, которая зависит от следующих основных признаков:
по назначению:
вырабатывающие и принимающие решения;
разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решениям;
оперативные (диспетчерские);
по периодичности (частоте) проведения:
разовые;
регулярные;
периодические;
по количеству участников:
узкий состав (до пяти человек);
расширенные (до двадцати человек);
представительные (свыше двадцати человек);
по степени стабильности состава участников совещания:
с фиксированным составом;
с приглашенными по списку,
составленному для каждого
комбинированные;
по принадлежности:
общественных организаций:
административные; , научные и научно-технические;
объединенные.
Планирование проведения совещаний. Проведение любого совещания имеет определенные цели, которые не -будут достигнуты без наличия четырех обязательных этапов
1. Подготовка совещания.
Начинается с определения
Иногда целесообразно
создать рабочую группу, которая
готовит повестку дня, проводит предварительные
краткие совещания в
При формировании повестки дня, как показывает практика, допускаются многочисленные ошибки со стороны менеджеров— организаторов совещаний. Выделяются 6 групп ошибок:
отсутствует главная тема совещания;
при наличии нескольких тем
совещания нет обеспечения их
точного разграничения и
участникам предварительно не разъяснена суть обсуждаемой проблемы;
в повестку дня включены вопросы разного объема и разнообразного содержания, поэтому есть угроза, что совещание может превратиться в обсуждение или в ссору между отдельными участниками или группами. Число участников, поставленных в позицию пассивных слушателей, увеличивается;
на совещании обсуждаются проблемы и вопросы, которые можно решить в рабочем порядке;
не удается придерживаться повестки дня. Участники отступают от нее и рассматривают стихийно возникшие побочные темы или какую-либо проблему, которая существует на данном предприятии постоянно.
Состав участников. Менеджер должен очень внимательно подойти к формированию списка состава участников, подумать как о количественном, так и качественном составе.
Количественный состав. Оптимальным
считается такое количество участников
совещания, которое совпадает с
количеством работников, активно
участвующих в обсуждении вопроса.
При этом основным критерием является
компетентность в вопросах повестки
дня. Распространенной ошибкой является
приглашение наибольшего
Качественный состав. К участию в совещании должны привлекаться только те должностные лица, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме.
Назначение дня и времени
проведения совещания. Как правило,
для проведения совещания отводится
один определенный день в неделю. Это
позволяет его участникам правильно
спланировать свое рабочее время
и надлежащим образом подготовиться
к совещанию. Наилучшим днем для
совещания считается среда или
четверг, так как недельная кривая
работоспособности имеет
Совещания лучше проводить
во второй половине дня, так как из
распространенной ныне теории биоритмов
известно, что у человека в течение
рабочего дня есть два пика повышенной
работоспособности: первый — с 11 до
12 ч и второй — между 16 и 18 ч. Деловое
совещание лучше всего
Основные ошибки, допускаемые при проведении совещания:
не регламентируется его продолжительность;
не соблюдается установленная продолжительность;
слишком большая продолжительность;
не делаются перерывы;
не ограничивается время на доклады и выступления;
участники не умеют кратко и ясно излагать свои мысли.
Как правило, местом проведения значительной части (более 70 %) деловых совещаний является кабинет руководителя организации.
В настоящее время на предприятиях
есть специально оборудованные для
совещаний помещения. Существуют определенные
требования к оснащению таких
помещений. Например, оно должно иметь
хорошую звукоизоляцию, нормальную
температуру и влажность
Основные ошибки, допускаемые
при определении места
слишком много совещаний проводится в кабинете начальника;
в ходе совещания ведутся телефонные разговоры и даже принимаются посетители;
помещение для совещания
плохо оборудовано и
освещено.
Подготовка участников совещания. Менеджер—организатор совещания должен заблаговременно ознакомить всех участников с повесткой дня и необходимыми материалами. Каждый участник должен заранее знать тематику и задачи совещания. В этом состоит залог эффективного проведения совещания, так как все его участники будут надлежащим образом к нему подготовлены.
2. Проведение совещания.
Ученые установили, что оптимальная
продолжительность совместной
После 90 мин работы внимание
и интерес к обсуждаемым
В случае, если совещание продолжается 2 ч без перерыва, то более 90% его участников согласны на любое решение, лишь бы это совещание побыстрее закончилось. Оптимальная продолжительность совещания не должна превышать 1 ч. Если обстоятельства дела требуют более длительной работы, то после 40 мин заседания необходимо объявлять перерыв 10— 15 мин.
Регламент — порядок ведения заседания, собрания, совещания.
Это слово произошло от фр. reglement, которое в свою очередь произошло от лат. regula — правило. Кроме вышеназванного, это слово имеет еще значения: устав, свод правил, порядок работы
учреждения.
В случае, если регламент до начала совещания не установлен, существует опасность возникновения неделовой обстановки на самом заседании. Обычно обязанность следить за соблюдением регламента возлагается на председателя собрания. Но уважение к регламенту должны соблюдать все участники делового совещания, независимо от занимаемой должности.
Протокол совещания — это первичный, официальный документ, составленный по определенной форме и содержащий запись выступлений участников совещания, собрания, заседания и принятые ими решения. На основании данного документа руководство имеет право требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий. Собрание назначает или выбирает секретаря, который фиксирует в протоколе по поручению собрания наиболее важные моменты:
достижение цели совещания;
решение;
исполнители задания и сроки.
Ниже приводятся те позиции, которые должны быть отражены в протоколе делового совещания:
дата, место проведения;
номер протокола;
краткое содержание обсуждаемого вопроса;
присутствовали;
отсутствовали, причины отсутствия;
копии (фамилии тех, кому предназначены);
повестка дня по пунктам;
тема по пункту повестки дня;
обсудили (кто выступил);
решили;
постановили (сообщается, что именно);
выполнение решения возложено на (фамилии);
срок исполнения (дата).
3. Подведение итогов и
принятие решения. Обычно
Подводятся итоги совещания
и делаются выводы; определяются те,
кто и в какие сроки должен
выполнить определенный объем работ;
определяются объемы работ, сотрудники,
которые будут выполнять
Принятие решения о широте информирования. Его может принимать весь коллектив или отдельная его часть, отдельное подразделение.
Решения могут вырабатываться двумя способами:
специально избранная комиссия по подготовке решения заранее составляет его проект. Проект зачитывается. Участники совещания вносят свои коррективы и принимают его по результатам голосования;
председатель собрания подводит итоги обсуждения и формулирует решение.
4. Контроль за выполнением
решения. Без претворения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ