Система управления качеством в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение и изучение системы управления качества в Росси и проблем управления качеством услуг в сфере обслуживания на гостиничных предприятиях относительно норм ИСО. Рассмотрение данной проблемы проводилось на примере гостинично-туристического комплекса «Гэсэр», Бурятия, г. Улан-Удэ.
В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
- определение понятия управления качества, подробное рассмотрения моделей и методов системы управления качеством в России;
- рассмотрение аспектов и элементов системы качества;
- изучение возможности внедрения в сферу гостиничного обслуживания международных стандартов ИСО на базе ГТК «Гэсэр»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования модели
управления качеством в России
Содержание понятия управления качеством ……………………………….6
Современные подходы и методы управления качеством в России………10
1.3 Значение повышения качества в России в XXI веке……………………...15
Глава 2. Современные модели управления качеством и их внедрение в России
2.1 Модели управления качеством в России…………………………………...20
2.2 Методы управления качеством в России………………………………….24
2.3 Внедрение системы управления качеством в сферу гостиничного обслуживания в РБ на примере ОАО ГТК «Гэсэр» ..........................................23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы…………………………..36

Файлы: 1 файл

Мой курсовик.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

1. Любая деятельность  может рассматриваться, как технологический  процесс, а значит, может быть улучшена;

2. Производство должно  рассматриваться, как система,  находящаяся в стабильном или  нестабильном состоянии, поэтому  решение конкретных проблем не  является достаточным - все равно  вы получите только то, что  даст система. Необходимы фундаментальные изменения в процессе;

3. Высшее руководство  предприятия должно во всех  случаях принимать на себя  ответственность за свою деятельность;

      В 1982 году, под редакцией Э. Деминга была выпущена книга «Качество, продуктивность и конкурентоспособность», содержащая 14 постулатов, которые позволяют организовать работу производства правильно.

      Эти постулаты позволяют сделать вывод о том, что при высокой степени ответственности руководства, постоянно улучшая качество выпускаемой продукции и каждый процесс в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить затраты предприятия. Уменьшение затрат, повышение производительности и успехи команды на рынке - это естественные следствия улучшения качества.

      Говоря о современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана». Эта спираль имеет следующий вид:

1. Исследования рынка;

2. Разработка проектного задания;

3. Проектно- конструкторские работы;

4. Составление технических условий;

5. Разработка технологий и подготовка производства;

6. Материально-техническое снабжение;

7. Изготовление инструментов  и контрольно-измерительных средств;

8. Производство;

9. Контроль процесса производства;

10. Контроль готовой  продукции;

11. Испытание рабочих характеристик продукции;

12. 11.1Упаковка и хранение;

13. Сбыт;

14. Техническое обслуживание;

15. Утилизация;

16. Исследование рынка.

       По концепции Джурана - непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется «AQL- ежегодное улучшение качества». Её идея состоит в получении высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов. Основными принципами являются:

1. планирование улучшения  качества на всех уровнях и  во всех сферах деятельности предприятия;

2. разработка мероприятий  направленных на исключение и  предупреждение ошибок;

3. переход от административного к планомерному управлению всей деятельностью в области качества[8,с57]

      Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов) - «бездефектное изготовление продукции». Эта концепция базируется на следующих положениях:

1. Упор на предупреждение  появления дефектов, а не на их исправление;

2. Направление усилий  на сокращение уровня дефектности в производстве;

3. Оправдание нужд  потребителя в бездефектной продукции;

4. Формирование четких целей в области повышения качества на долгий период;

5. Понимание того, что  качество работы кампании определяется  не только качеством производственных  процессов, но и качеством деятельности  непроизводственных подразделений;

6. Признание необходимости финансирования анализа деятельности в области качества;

7. Ключевым принципом  программы бездефектного изготовления  продукции является недопустимость  какого-либо уровня дефектов кроме нулевого.

      Ученый Арманд Фейгенбаум разработал теорию комплексного управления качеством. Основная идея которой - всеобщее управление качеством, которое затрагивает все стадии создания продукции и все уровни управления предприятием при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий.

      Автор японского варианта комплексного управления качеством - Каору Исикава, выделил следующие концептуальные положения:

1. Основной чертой  является участие работников  в управлении качеством;

2. Необходимо введение  регулярных внутренних проверок функционирования системы качества;

3. Непрерывное обучение  кадров;

4. Широкое внедрение  методов статистического контроля.

        Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обновленные или предполагаемые потребности потребителей.

       Объектами качества в соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 являются:

- система (организация  в целом);

- деятельность или  процесс;

- продукт или услуга (результат деятельности или процесса), которые имеют материальный или  нематериальный вид.

      Требования к качеству на международном уровне определены стандартами серии ИСО 9000:2000. Эти стандарты установили четкие требования к системам управления качеством. Они положили начало процедурам разработки, внедрения и сертификации систем качества. В результате этого возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. Основная идея менеджмента качества заключается в создании качественной структуры управления и качественных процессов производства, гарантирующих качество продукции.

       Менеджмент качества - это деятельность руководства предприятия или организации, направленная на создание условий, которые необходимы и достаточны для выпуска качественной продукции. Для этого определяются стратегические и тактические цели управления и производства, разрабатывается политика качества и распределяется персональная ответственность исполнителей[6,с84].

       Общее руководство качеством осуществляется с помощью системы менеджмента качества. Система менеджмента качества - это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления менеджмента качества.

        Если гарантия качества есть процесс управления с целью выполнения установленных требований, то управление качеством - это управление и целями, и самими требованиями. Политика в области качества формулируется в виде направления деятельности и может предусматривать:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширения или завоевания  новых рынков сбыта;

- достижение нового  технического уровня продукции;

- ориентацию на удовлетворения  требований потребителей отдельных  отраслей или регионов;

- улучшение важнейших  показателей качества продукции;

- увеличение сроков  гарантии на продукцию и др.

         Управление качеством как идеология начинает применяться предприятиями, желающими быть эффективными и конкурентоспособными. Так, предприятия и учреждения, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества выпускаемых изделий или услуг. В политике конкретной организации определяются цели и все другие аспекты системы менеджмента качества, фиксируются обязательства предприятия поставлять потребителю продукцию заданного качества, в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

      Ключевой особенностью управления в системе менеджмента качества является использование командной работы и коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества.

 

    1. Значение повышения качества в России в XXI веке

       По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

       В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

       Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество[1,с26].

       Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

         В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции. В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовало 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта. Учрежден приз за качество. Приз за качество состоит из диплома, словесного поощрения правительства и права изобразить символ качества на продукции[4, с. 87]. Иными словами символ победы позволяет повысить эффективность рекламы. Основная цель премий - помочь 1000 российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

        Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

      Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, т. к. позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей. Например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Обеспечение этих пропорций может быть обеспечено путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.

           Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов[9, с.128].

          До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижения качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

         Исследования, проведенные в ряде  стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих, внимания качеству, до 60 процентов времени может уходить на исправления брака.

     Значение  повышения хорошо иллюстрируемая на примере Японии. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японцев привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управления качеством. Японские рабочие и служащие изучали новые методы в рабочее время. Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.

          В итоге проведения исследований  и выполненных разработок появились  так называемые «японские стандарты  качества». В Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества – комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения произведенных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к тотальному контролю качества. Новая система выхода за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализа рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется. Значение же тотального контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителя на качество продукции. Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.

Информация о работе Система управления качеством в России