Система управления маркетингом на предприятии ОАО «Пинский КХП»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы управления маркетингом на предприятии ОАО «Пинский КХП» и разработка рекомендаций для ее усовершенствования.
В качестве методов исследования выбраны анализ и синтез, сравнительный анализ, анализ литературных источников.
Источниками информации послужили бухгалтерские и статистические данные ОАО «Пинский КХП» за 2011-2013гг.

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы управления маркетингом на предприятии
5
2.Текущее состояние системы управления маркетингом на предприятии
15
3 . Перспективы совершенствования системы управления маркетингом на предприятии
25
Выводы и предложения
28
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

Важным моментом в развитии маркетинговой деятельности предприятия является правильно организованная маркетинговая служба. Опыт функционирования многих предприятий показывает, что успех маркетинговой деятельности на предприятии зависит не только от знания технологии проведения маркетинговых исследований, но и от организации маркетинговой деятельности.

Основными функциями отдела маркетинга являются организация клиентской базы, учет основных клиентов и реализация продукции, в функции бюро конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции входят исследования на потребительском рынке в области качества, уровня цен, объемов реализации, изучения спроса на продукцию конкурентов и т. д. [7, с. 74].

Более схожими являются организационные структуры для крупных и средних предприятий. Различие заключается в том, что на крупных предприятиях создается управление маркетингом, которому подчиняются подразделения, а на средних предприятиях подразделения подчиняются непосредственно заместителю генерального директора по маркетингу, т. е. там нет службы маркетинга. Наиболее простой является структура управления маркетингом на небольших предприятиях, где объемы реализации не имеют большого масштаба и все вышеуказанные функции могут осуществлять малое количество персонала [10, с. 64].

На зерноперерабатывающих предприятиях действуют следующие структуры управления.

Функциональная организация (рис.1.1) - организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т. д.).

 

Рис. 1.1 Функциональная оргструктура управления маркетингом

Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга, которому помимо маркетинговых проблем приходится решать также много других вопросов), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.

Географическая организация - организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

Иногда данная структура управления маркетингом носит название «региональная или территориальная организация маркетинга».

Продуктовая (товарная) организация - организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.

Рыночная организация - организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.

В чистом виде продуктовые и рыночные оргструктуры управления маркетингом не применяются. Чаще применяют комбинации указанных принципов организации, а именно: функционально-продуктовую (товарную), функционально-рыночную (региональную), продуктово-рыночную (региональную) и функционально-продуктово-рыночную (региональную) структуры управления маркетингом.

Функционально-продуктовая организация (рис.1.2) - организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение. Их выполнение возможно на принципах внутреннего хозрасчета. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию.

 

Рис. 1.2. Функционально-продуктовая оргстурктура управления маркетингом

Преимущества данного принципа построения оргструктуры управления заключаются в следующем:

- управляющий, занимающийся определенным продуктом, имеет возможность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;

-управляющий может быстро реагировать на требования рынка;

-в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей.

Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:

-управляющий, ответственный за определенный продукт, не наделен полномочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности (он, как правило, в производственной сфере только определяет политику в области разработки новых продуктов, отслеживая доведение ее до производства);

-продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат сотрудников;

-у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.

Функционально-рыночная организация (рис. 1.3) - организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга.

 

Рис.1. 3. Функционально-рыночная оргструктура управления

Главное достоинство - концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам функционально-продуктовой организации маркетинга.

 

2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в ОАО «Пинский КХП» структура управления имеет линейно-функциональный вид.

При данном типе организационной структуры предприятия линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору(который, в свою очередь, подчиняется наблюдательному совету и собранию акционеров) в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. [15, с. 101].

Главным управляющим органом ОАО является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью осуществляет генеральный директор, избираемый на должность собранием акционеров. Генеральным директором избран Невар В.М.

В случае, если Генеральный директор Общества не может исполнять свои обязанности, Совет директоров вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа Общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и об образовании нового единоличного исполнительного органа Общества.

Временный исполнительный орган Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества в пределах компетенции исполнительного органа Общества.

Генеральный директор Общества Генеральный директор несет персональную ответственность за организацию работ и созданию условий по защите государственной тайны в Обществе, за несоблюдение установленных законодательством ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, имеет следующие полномочия:

- обеспечивает выполнение  решений собрания акционеров;

- заключает договоры и совершает иные сделки, в порядке, предусмотренном законом ;

-является представителем  работодателя при заключении  коллективного договора в порядке, установленном законодательством;

- утверждает правила, инструкции и другие внутренние документы Общества, за исключением документов, утверждаемых общим собранием акционеров и наблюдательного совета;

-определяет организационную структуру Общества, утверждает штатное расписание Общества, а также его филиалов и представительств;

-принимает на работу и увольняет с работы сотрудников, в том числе назначает и увольняет руководителей филиалов и представительств Общества;

-применяет к работникам меры поощрения и налагает на них взыскания в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством о труде, а также внутренними документами Общества;

-открывает расчетный, валютный и другие счета Общества,

- выдает доверенности от имени Общества;

-обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества и др. функции.

Генеральный директор определяет позицию Общества (представителей Общества) по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (участников) и заседания совета директоров дочерних и зависимых обществ.

При существующей структуре управления Генеральному директору непосредственно подчиняются:

-Главный инженер

-Заместитель директора

-Заместитель директора по экономике и финансам

-Заместитель директора по маркетингу и сбыту

-Главный бухгалтер

-Юрист

-Начальник ПТЛ

-Зам директора по идеологии, быту, начальник штаба ГО

Организационно-управленческая структура предприятия ОАО «Пинский КХП» показана на рисунке 2.1.

Рис. 2.1- Организационно-управленческая структура предприятия ОАО «Пинский КХП»

 По структуре (удельному  весу каждого элемента рабочей  силы) кадры подразделяются на рабочих, специалистов, технических исполнителей и руководителей (объединенные в группу служащих), а также работники охраны (имущества, секретов и руководителей), младший обслуживающий персонал и учеников. К рабочим относятся физические лица, непосредственно занятые созданием продуктов труда на производстве.

К специалистам относят работников, занятых подготовкой производства, инженерным сопровождением хода производства и реализацией продуктов труда. Технические исполнители - это работники, обеспечивающие работу специалистов. Руководители осуществляют управленческие функции в подразделениях предприятия и в целом по предприятию. К ним относятся также главные специалисты, заместители руководителей, начальники, управляющие, заведующие и т. п. Работники охраны обеспечивают функции защиты имущества, секретов от несанкционированного пользования и воровства, а руководителей защищают от угроз насилия и физического уничтожения. Младший обслуживающий персонал осуществляет уборку помещений, обслуживание мест общего пользования и т. д. Ученики необходимы предприятию для пополнения рабочих кадров и для замены выбывающих по возрасту и по другим причинам.  [11, с. 80].

На ОАО «Пинский КХП» линейно-функциональная структура управления маркетингом. Его основу составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач [9, с. 25].

Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений. Функциональные службы (финансовый отдел, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдает распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинен друг другу, однако имеет определенные взаимные обязательства по решению задач, стоящих перед предприятием.

Информация о работе Система управления маркетингом на предприятии ОАО «Пинский КХП»