Система управления торговой сферой муниципальных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:17, реферат

Описание работы

Эпоха торговли уходит корнями в далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продукт овдифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.
В работе мы рассмотрим ситуации торговой отрасли в Свердловской области.

Файлы: 1 файл

торговля.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

При формировании же системы муниципального управления торговой сферой, по моему мнению, должны быть учтены:

во-первых, специфика отрасли как посредника в товародвижении,

во-вторых, принципы местного самоуправления и, естественно, особенности текущего периода развития российской экономики.

 

 

4. Информация о состоянии и итогах развития потребительского рынка Свердловской области за январь-сентябрь 2014 года

4.1 Розничная торговля

Состояние розничной торговли в Свердловской области в январе-сентябре 2014 года характеризовалось следующими особенностями:

- оборот розничной торговли  по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года уменьшился в сопоставимых ценах на 2,7 % (в январе-сентябре 2013 г. рост данного показателя - 5,0%). В действующих ценах рост составил 104,3% (в аналогичном периоде предыдущего года – 112,1%);

- формирование оборота осуществлялось, в основном, за счёт продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предприятиями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их доля в обороте розничной торговли, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась на 0,3 п.п.  и составила 96,6 %, в то время как продажа на розничных рынках и ярмарках снизилась до 3,4% (в январе–сентябре 2013 года составляла 3,7 %  от суммарного оборота розничной торговли);

- в макроструктуре оборота розничной  торговли преобладали непродовольственные товары, их доля в обороте розничной торговли снизилась на 0,1 п.п. и составила – 53,3%;

- в январе - сентябре 2014 года (в сентябре 2014 г. к уровню декабря 2013 г.) потребительские  цены на товары и услуги, оказываемые  населению,  повысились на 6,1% (в  сентябре 2013 г. к декабрю 2012 г. – на 5,4%), в том числе:  на продовольственные товары (без алкогольных напитков) -  на 8,7% (сентябрь 2013г.  к декабрю 2012 г. - на 2,3%);  непродовольственные товары - на 4%  (сентябрь 2013 г. к декабрю 2012г. - на 4,4%);

- в январе – сентябре 2014 года  в сопоставимых ценах снизились  продажи продовольственных товаров  – на 7,9 %, непродовольственных –  на 0,6 процентных пункта по сравнению  с соответствующим периодом прошлого  года (в январе- сентябре 2013 года - рост  продаж продовольственных товаров в сопоставимых ценах – на 4,6%,  непродовольственных товаров – на 5,5% соответственно);

-  розничные торговые сети  формировали в среднем в январе-сентябре 2014 года 22,5 % общего объёма оборота  розничной торговли (в январе  – сентябре 2013 года – 20,7%). В обороте розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составил 61,9% , что на 1,3% выше аналогичного периода прошлого года.

Доля оборота розничной торговли Свердловской области в обороте розничной торговли РФ в январе – сентябре 2014 года снизилась на 0,2 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,9 %.

По объему оборота розничной торговли Свердловская область по-прежнему занимает  первое место среди областей Уральского федерального округа.

 В товарообороте торговых  сетей  Уральского федерального  округа  - 45,3 % приходится на торговые  сети Свердловской области.

В январе – сентябре 2014 года оборот розничной торговли Свердловской области сложился в сумме 721,1 млрд. рублей, что в фактических ценах выше аналогичного периода прошлого года на 4,3 %, в сопоставимых ценах ниже на 2,7 %  соответственно.

По итогам  9–ти месяцев 2014 года Свердловская область занимает 4 место среди субъектов РФ в рейтинге по объему оборота розничной торговли (впереди Москва, Московская область, Краснодарский край) и 1 место среди областей УрФО;  4 место среди субъектов РФ по объему оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачных изделий (впереди Москва, Московская область и Краснодарский край) и 1 место среди областей УрФО.

 

 

 

 

Индекс физического объема оборота розничной торговли

в процентах

 

Январь-сентябрь 2014 года в % к январю – сентябрю 2013 года в сопоставимых ценах

Российская Федерация

102,3

Уральский федеральный округ

98,8

Свердловская область

97,3


 

Индекс физического объема оборота розничной торговли Субъектов РФ,

входящих в состав Уральского федерального округа в  январе – сентябре  2014 года

 в процентах

Курганская

область

Свердловская

область

Челябинская

область

Тюменская

область

100,4

97,3

97,5

101,6


 

По итогам 9-ти месяцев 2014 года темп роста оборота розничной торговли Свердловской области в действующих ценах по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года замедлился и составил 104,3% (январь-сентябрь 2013 к январю-сентябрю 2012 - 112,1%).

Выше среднеобластного показателя по темпам роста оборота розничной торговли в действующих ценах достигли 43 муниципальных образований Свердловской области.

 

 

Рейтинг муниципальных образований Свердловской области по темпам роста оборота розничной торговли за январь-сентябрь 2014 года

 

Место в

рейтинге

Наименование

муниципального

образования

Январь-сентябрь 2014 г. в % к январю-сентябрю 2013г.  (в действующих ценах )

Наиболее  высокие показатели

1

городской округ Верхнее Дуброво

129,1

2

Арамильский городской округ

119,1

3

Тугулымский городской округ

115,0

4

Режевской городской округ

114,0

5

Пышминский городской округ

113,7

6

Слабодо-Туринский муниципальный район

111,8

7

городской округ Верхняя Тура

111,5




…………………………………………….

Наиболее низкие показатели

67

Шалинский городской округ

97,8

68

Североуральский городской округ

92,0

69

Каменский городской округ

90,5




 

По итогам 9 месяцев 2014 года оборот розничной торговли на душу населения области в среднем за месяц составил 18,6 тыс. рублей, что на 4,5 % превышает значения  показателя аналогичного периода прошлого года. По данному показателю Свердловская область стоит на первом месте среди областей Уральского федерального округа. На 17% выше, чем в среднем по УрФО и на 29,2 % выше показателя в среднем по РФ.

 

Оборот  розничной торговли  на душу населения в среднем за месяц

 тыс. рублей

Наименование субъекта

Январь-сентябрь 214 года

Российская Федерация

14,4

Уральский федеральный округ

15,9

Свердловская область

18,6

Курганская область

9,4

Тюменская область

17,8

Челябинская область

12,2


 

Выше среднеобластного показателя по среднемесячному обороту розничной торговли на душу населения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" – 39,5 тыс. рублей.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,7% (увеличился по сравнению с январем-сентябрем прошлого года на 0,1 п. п.); в УрФО –  46% (снизился на 0,9п.п); в РФ  - 47,2 % (увеличился на 0,2п.п.).

Розничная продажа всех товаров в январе - сентябре 2014 года в фактических ценах выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3 %, в товарной массе снизилась на 2,7 % соответственно (январь – сентябрь 2013года  к январю- сентябрю 2012года - рост  на  12,1 % в фактических ценах и 5,0% в товарной массе).

По пищевым продуктам зафиксирован рост в фактических ценах на 4,7% и  снижение в товарной массе на 5,2 % (январь – сентябрь 2013 года  к январю- сентябрю 2012 года -  рост  в фактических ценах на  12,8 % и 4,3% в товарной массе).

По непродовольственным товарам зафиксирован рост в фактических ценах на 4,0% и  снижение в товарной массе на 0,6 п.п. (январь – сентябрь 2013 года  к январю- сентябрю 2012 года -  рост  в фактических ценах на  11,6 % и 5,5 % в товарной массе.

Наибольшая доля  продажи  в общем обороте розничной торговли области за январь – сентябрь 2014 года по пищевым продуктам, включая алкогольные напитки, и табачных изделий занимают:

- мясо (включая консервы из мяса) – 9,9% (за январь - сентябрь 2013 г.- 9,3 %);

- алкогольные напитки – 7,1 %  (за январь - сентябрь 2013 г.- 7,2 %);

- молочные продукты – 4,1 % (за  январь- сентябрь 2013 г.- 4,0 %); 

-  кондитерские изделия –3,2 % (за январь- сентябрь 2013 г.- 3,0 %); 

-  хлеб и хлебобулочные изделия  – 2,4 %  на уровне АППГ.

По непродовольственной группе:

- бензины автомобильные - 6,7% на  уровне АППГ;

- верхняя одежда – 6,6 % на уровне  АППГ;

- автомобили легковые – 5,9 % (за  январь-сентябрь 2013 г. – 6,1 %);

- фармацевтические, медицинские и  ортопедические товары – 3,3% на  уровне АППГ;

- обувь кожаная – 2,4% на уровне  АППГ.

В январе-сентябре 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, больше всего увеличилась продажа (в сопоставимых ценах): мяса домашней птицы – на 6,4%, безалкогольных напитков – на 5,2%, соли – на 4,5%, растительного масла – на 4,3%, кондитерских и макаронных изделий – на 3,8 %, чая, кофе, какао – на 3,6 %, консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов – на 2,8%.

В товарной массе по пищевым продуктам зафиксировано наибольшее сокращение объёмов розничной продажи молочных продуктов – на 9,5%, алкогольных напитков и табачных изделий – на 6,9%, табачных изделий – на 5,5%, яиц – на 4,9 %, свежего картофеля – на 3,4%.

По непродовольственной группе товаров в основном выросли объемы продаж (в сопоставимой оценке) на: спортивные товары и мобильные телефоны – на 6,3 %, технические носители информации (с записью и без записей) – на 5,7 %, фотоаппаратура и фототовары – на 5,4 %, мониторы – на 4,8 %, автомобильные детали, узлы и принадлежности – на 4,5%, велосипеды и мотовелосипеды – на 4,3 %.

Наряду с этим отмечалось снижение реализации: аудиоаппаратуры – на               20,6 %, ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней – на 15,8%,  напольного покрытия, ковров и ковровых изделий – на 9,8 %, одежды из меха – на 6,1 %,   фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров – на 5,2%.

 

Розничные рынки

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года  
№ 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 января 2013 года вступила в силу норма закона, согласно которой для организации деятельности по продаже товаров на рынках, управляющие непродовольственными и универсальными рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения.

По состоянию на 1 октября 2014 года на территории Свердловской области функционирует 18 розничных рынков в 17 муниципальных образованиях.  
С января текущего года число рынков не изменилось. С января 2013 года количество розничных рынков сократилось в 1,6 раза.

По типу рынки представлены следующим образом:

- универсальные – 9;

- непродовольственные – 3;

Информация о работе Система управления торговой сферой муниципальных структур