Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:17, реферат
Эпоха торговли уходит корнями в далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продукт овдифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.
В работе мы рассмотрим ситуации торговой отрасли в Свердловской области.
При формировании же системы муниципального управления торговой сферой, по моему мнению, должны быть учтены:
во-первых, специфика отрасли как посредника в товародвижении,
во-вторых, принципы местного самоуправления и, естественно, особенности текущего периода развития российской экономики.
4. Информация о состоянии и итогах развития потребительского рынка Свердловской области за январь-сентябрь 2014 года
Состояние розничной торговли в Свердловской области в январе-сентябре 2014 года характеризовалось следующими особенностями:
- оборот розничной торговли
по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года
- формирование оборота
- в макроструктуре оборота
- в январе - сентябре 2014 года (в сентябре 2014 г. к уровню декабря 2013 г.) потребительские цены на товары и услуги, оказываемые населению, повысились на 6,1% (в сентябре 2013 г. к декабрю 2012 г. – на 5,4%), в том числе: на продовольственные товары (без алкогольных напитков) - на 8,7% (сентябрь 2013г. к декабрю 2012 г. - на 2,3%); непродовольственные товары - на 4% (сентябрь 2013 г. к декабрю 2012г. - на 4,4%);
- в январе – сентябре 2014 года
в сопоставимых ценах
- розничные торговые сети
формировали в среднем в
Доля оборота розничной торговли Свердловской области в обороте розничной торговли РФ в январе – сентябре 2014 года снизилась на 0,2 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,9 %.
По объему оборота розничной торговли Свердловская область по-прежнему занимает первое место среди областей Уральского федерального округа.
В товарообороте торговых сетей Уральского федерального округа - 45,3 % приходится на торговые сети Свердловской области.
В январе – сентябре 2014 года оборот розничной торговли Свердловской области сложился в сумме 721,1 млрд. рублей, что в фактических ценах выше аналогичного периода прошлого года на 4,3 %, в сопоставимых ценах ниже на 2,7 % соответственно.
По итогам 9–ти месяцев 2014 года Свердловская область занимает 4 место среди субъектов РФ в рейтинге по объему оборота розничной торговли (впереди Москва, Московская область, Краснодарский край) и 1 место среди областей УрФО; 4 место среди субъектов РФ по объему оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачных изделий (впереди Москва, Московская область и Краснодарский край) и 1 место среди областей УрФО.
Индекс физического объема оборота розничной торговли
в процентах
Январь-сентябрь 2014 года в % к январю – сентябрю 2013 года в сопоставимых ценах | |
Российская Федерация |
102,3 |
Уральский федеральный округ |
98,8 |
Свердловская область |
97,3 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли Субъектов РФ,
входящих в состав Уральского федерального округа в январе – сентябре 2014 года
в процентах
Курганская область |
Свердловская область |
Челябинская область |
Тюменская область |
100,4 |
97,3 |
97,5 |
101,6 |
По итогам 9-ти месяцев 2014 года темп роста оборота розничной торговли Свердловской области в действующих ценах по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года замедлился и составил 104,3% (январь-сентябрь 2013 к январю-сентябрю 2012 - 112,1%).
Выше среднеобластного показателя по темпам роста оборота розничной торговли в действующих ценах достигли 43 муниципальных образований Свердловской области.
Рейтинг муниципальных образований Свердловской области по темпам роста оборота розничной торговли за январь-сентябрь 2014 года
Место в рейтинге |
Наименование муниципального образования |
Январь-сентябрь 2014 г. в % к январю-сентябрю 2013г. (в действующих ценах ) |
Наиболее высокие показатели | ||
1 |
городской округ Верхнее Дуброво |
129,1 |
2 |
Арамильский городской округ |
119,1 |
3 |
Тугулымский городской округ |
115,0 |
4 |
Режевской городской округ |
114,0 |
5 |
Пышминский городской округ |
113,7 |
6 |
Слабодо-Туринский муниципальный район |
111,8 |
7 |
городской округ Верхняя Тура |
111,5 |
…………………………………………….
Наиболее низкие показатели | ||
67 |
Шалинский городской округ |
97,8 |
68 |
Североуральский городской округ |
92,0 |
69 |
Каменский городской округ |
90,5 |
По итогам 9 месяцев 2014 года оборот розничной торговли на душу населения области в среднем за месяц составил 18,6 тыс. рублей, что на 4,5 % превышает значения показателя аналогичного периода прошлого года. По данному показателю Свердловская область стоит на первом месте среди областей Уральского федерального округа. На 17% выше, чем в среднем по УрФО и на 29,2 % выше показателя в среднем по РФ.
Оборот розничной торговли на душу населения в среднем за месяц
тыс. рублей
Наименование субъекта |
Январь-сентябрь 214 года |
Российская Федерация |
14,4 |
Уральский федеральный округ |
15,9 |
Свердловская область |
18,6 |
Курганская область |
9,4 |
Тюменская область |
17,8 |
Челябинская область |
12,2 |
Выше среднеобластного показателя по среднемесячному обороту розничной торговли на душу населения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" – 39,5 тыс. рублей.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,7% (увеличился по сравнению с январем-сентябрем прошлого года на 0,1 п. п.); в УрФО – 46% (снизился на 0,9п.п); в РФ - 47,2 % (увеличился на 0,2п.п.).
Розничная продажа всех товаров в январе - сентябре 2014 года в фактических ценах выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3 %, в товарной массе снизилась на 2,7 % соответственно (январь – сентябрь 2013года к январю- сентябрю 2012года - рост на 12,1 % в фактических ценах и 5,0% в товарной массе).
По пищевым продуктам зафиксирован рост в фактических ценах на 4,7% и снижение в товарной массе на 5,2 % (январь – сентябрь 2013 года к январю- сентябрю 2012 года - рост в фактических ценах на 12,8 % и 4,3% в товарной массе).
По непродовольственным товарам зафиксирован рост в фактических ценах на 4,0% и снижение в товарной массе на 0,6 п.п. (январь – сентябрь 2013 года к январю- сентябрю 2012 года - рост в фактических ценах на 11,6 % и 5,5 % в товарной массе.
Наибольшая доля продажи в общем обороте розничной торговли области за январь – сентябрь 2014 года по пищевым продуктам, включая алкогольные напитки, и табачных изделий занимают:
- мясо (включая консервы из мяса) – 9,9% (за январь - сентябрь 2013 г.- 9,3 %);
- алкогольные напитки – 7,1 % (за январь - сентябрь 2013 г.- 7,2 %);
- молочные продукты – 4,1 % (за январь- сентябрь 2013 г.- 4,0 %);
- кондитерские изделия –3,2 % (за январь- сентябрь 2013 г.- 3,0 %);
- хлеб и хлебобулочные изделия – 2,4 % на уровне АППГ.
По непродовольственной группе:
- бензины автомобильные - 6,7% на уровне АППГ;
- верхняя одежда – 6,6 % на уровне АППГ;
- автомобили легковые – 5,9 % (за январь-сентябрь 2013 г. – 6,1 %);
- фармацевтические, медицинские и ортопедические товары – 3,3% на уровне АППГ;
- обувь кожаная – 2,4% на уровне АППГ.
В январе-сентябре 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, больше всего увеличилась продажа (в сопоставимых ценах): мяса домашней птицы – на 6,4%, безалкогольных напитков – на 5,2%, соли – на 4,5%, растительного масла – на 4,3%, кондитерских и макаронных изделий – на 3,8 %, чая, кофе, какао – на 3,6 %, консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов – на 2,8%.
В товарной массе по пищевым продуктам зафиксировано наибольшее сокращение объёмов розничной продажи молочных продуктов – на 9,5%, алкогольных напитков и табачных изделий – на 6,9%, табачных изделий – на 5,5%, яиц – на 4,9 %, свежего картофеля – на 3,4%.
По непродовольственной группе товаров в основном выросли объемы продаж (в сопоставимой оценке) на: спортивные товары и мобильные телефоны – на 6,3 %, технические носители информации (с записью и без записей) – на 5,7 %, фотоаппаратура и фототовары – на 5,4 %, мониторы – на 4,8 %, автомобильные детали, узлы и принадлежности – на 4,5%, велосипеды и мотовелосипеды – на 4,3 %.
Наряду с этим отмечалось снижение реализации: аудиоаппаратуры – на 20,6 %, ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней – на 15,8%, напольного покрытия, ковров и ковровых изделий – на 9,8 %, одежды из меха – на 6,1 %, фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров – на 5,2%.
Розничные рынки
В соответствии с Федеральным законом
от 30 декабря 2006 года
№ 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении
изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» с 1 января 2013 года вступила
в силу норма закона, согласно которой
для организации деятельности по продаже
товаров на рынках, управляющие непродовольственными
и универсальными рынками компании вправе
использовать исключительно капитальные
здания, строения, сооружения.
По состоянию на 1 октября 2014 года на территории
Свердловской области функционирует 18
розничных рынков в 17 муниципальных образованиях.
С января текущего года число рынков не
изменилось. С января 2013 года количество
розничных рынков сократилось в 1,6 раза.
По типу рынки представлены следующим образом:
- универсальные – 9;
- непродовольственные – 3;
Информация о работе Система управления торговой сферой муниципальных структур