Системный анализ организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является более глубокое изучение и закрепление теоретического материала курса и развитие практических навыков по анализу систем управления и выработке рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Системный анализ организации. Определение направлений совершенствования управления………………………………………………....4
Краткая характеристика объекта исследования……………………...…..4
Анализ внутренней среды организации……………………………….….6
Анализ внешней среды организации………………………………….....10
Основные направления совершенствования управления организацией................................................................................................12
Исследование и разработка рекомендаций по развитию мотивации сотрудников организации………………………………………………...15
Понятие и значение мотивации в управлении……………………..…...15
Краткая характеристика подразделения организации, выбранного для проведения анкетирования……………………………………………….18
Проведение и обработка результатов анкетирования……………….....20
Анализ результатов анкетирования………………………………….......22
Анализ результатов анкетирования по оценке мотивов трудовой деятельности……………………………………………………………....22
Анализ результатов анкетирования на оценку степени удовлетворенности работой……………………………………………..28
Рекомендации по развитию мотивации сотрудников организации…..36
Заключение……………………………………………………………………....37
Список используемой литературы……………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 161.84 Кб (Скачать файл)

В возрастном отношении персонал торгового предприятия  это люди социально активного  возраста, которые имеют и физические, и интеллектуальные возможности  для активной трудовой деятельности. 51 % работников это молодые люди до 30 лет, а остальные работники имеют более зрелый возраст и, соответственно, значительный опыт профессиональной деятельности.

Все это  позволяет говорить о том, что  и количественно, и качественно  персонал торгового предприятия вполне сбалансирован, поскольку активность и динамизм молодых работников дополняется опытом и зрелостью людей более старшего возраста. К тому же образовательный уровень работников в целом соответствует занимаемым ими должностям, содержанию выполняемых функциональных обязанностей.

 

 

1.3 Анализ внешней среды организации

 

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана  контролируют внешние по отношению  к организации факторы, чтобы  определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды  помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время  для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние  угрозы в любые выгодные возможности.

Обычно  выделяют среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия  включает следующие основные компоненты: поставщики, потребители, конкуренты, законы и органы государственного регулирования.

Государство является одним из важнейших компонентов  внешней среды любой фирмы. Оно влияет на развитие организации посредством законов, которые организация обязана соблюдать.

Поставщики  – это неотъемлемая часть любого предприятия, которые в ходе сотрудничества поставляют предприятию готовую  продукцию для реализации. Важным фактором конкурентоспособности является работа с поставщиками сырья и  продукции, потому что именно от них  зависит качество, себестоимость  продукции и бесперебойность  производства. Поставщиками МОТК являются: «Раменский Кондитерский Комбинат»; Кондитерские фабрики: «Волшебница», «Волшебный кондитер», «Астория»; ООО «АМК-Маркет»; торговая компания «Интер-контракт» и другие.

Потребителями являются все магазины города Братска.

Анализ  конкуренции – важное направление  маркетинговых исследований, имеющее  целью уточнение вопросов привлекательности  рынков, и которое используется для  выработки стратегии фирмы в  области производства и сбыта.   Конкурентная борьба строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы  в силу своей неодинаковой приспособленности  к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они  сильнее конкурентов. Основными конкурентами ООО «МОТК» являются: ООО «Источник», «ПрокСервис», «Даллас», «СладКо».

К основным факторам среды косвенного влияния  относят научно-технический прогресс, состояние экономики, политическую ситуацию, демографические и экологические  факторы.

Научно-технический  прогресс является непосредственной причиной устаревания используемых материально-технических  ресурсов и производимой продукции (услуг). Поэтому организация должна быть в состоянии быстро реагировать  на новые разработки и сама предлагать нововведения, чтобы сохранить свою конкурентоспособность.

Состояние экономики и, прежде всего, уровень  инфляции существенно влияет на деятельность организаций. Ухудшение экономической  обстановки приводит к увеличению ставки банковского процента. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации  дороже. Неплатежеспособность потребителей приводит к проблемам в области  сбыта продукции.

Воздействие на организации социокультурных  факторов связано с влиянием ценностей, традиций, сложившихся укладов жизни  на используемые модели ведения бизнеса.

Политические  факторы также могут оказать  влияние на деятельность организации. Политическая нестабильность приводит, как правило, к отказу внешних  инвесторов от сотрудничества, разрыву сложившихся долговременных связей кооперации и т.д.

    Международные события также  могут повлиять на деятельность  организации. Падение или рост  цен на мировом рынке, изменения  курса валют, политические события,  экономические кризисы - все это  отражается не только на деятельности  организаций, имеющих внешнеэкономические  связи. 

Наибольшее  влияние на деятельность МОТК оказывают  факторы прямого влияния, а именно потребители, поставщики, конкуренты. Что касается факторов косвенного влияния, из них наиболее существенными являются социокультурные факторы, международные  события и политическая обстановка в стране, а также состояние  экономики.

 

 

1.4 Основные направления совершенствования  управления организацией

 

Для того чтобы получить ясную оценку сил  предприятия и ситуации на рынке, необходим анализ внутренней и внешней среды предприятия, целью которого является выделение сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз.  Анализ внешней среды предприятия – процесс, посредством которого разрабатываются стратегии, определяющие внешние по отношению к фирме факторы. Цель анализа – показать руководителям компании основные факторы внешней маркетинговой среды, которые способны повлиять на ее бизнес. Чтобы произвести этот анализ необходимо выявить во внешней среде возможности и угрозы рынка для фирмы.

Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества:

  1. Экономическая ситуация. В связи с улучшением экономической ситуации усиливается тенденция к приобретению здоровой пищи, деликатесов.
  2. Ускорение роста рынка
  3. Новые виды продукции, увеличение ассортимента продукции на рынке
  4. Дополнительные услуги, такие как сдача складских помещений в аренду, транспортные услуги.
  5. Политика. В настоящее время в Российской Федерации разрабатывается нормативный документ, в соответствии с которым увеличится число разрешенных пищевых добавок.

 Угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие:

  1. Появление новых конкурентов
  2. Рост продаж субститутов
  3. Рост цен у поставщиков

Анализ  внутренней среды – выделение  сильных и слабых сторон фирмы.

Сильные стороны предприятия - то, в чем  оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся  у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой  квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности  торговой марки и т.п.

Сильные стороны:

  1. Лидирующие позиции на рынке
  2. Хорошая репутация фирмы
  3. Высокая квалификация кадров
  4. Высокие продажи
  5. Быстрая обработка заказов
  6. Сплоченный коллектив

Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение:

  1. Неразвитость маркетинга
  2. Небольшой опыт
  3. Слабая политика продвижения
  4. Слабая конкурентоспособность

Компании  необходимо уделить большее внимание конкурентам, повысить качество товара, качество обслуживания, улучшить систему  сбыта и продвижения товаров, следить за тенденциями рынка, и  своим положением на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
          2 Исследование и разработка рекомендаций по развитию мотиваций сотрудников организации

 

 

2.1 Понятие и значение мотивации в управлении

 

Для того чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован  или, иначе говоря, мотивирован. Четкого  и общепризнанного определения  понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Мотивация - стимулирование деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости. В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование.

Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения. В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели. Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий. Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель). Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек. Общая схема мотивационного процесса отражает его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.

В менеджменте большое значение уделяется также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов. Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клелланда и Фредерика Герцберга.

Другой  моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак Клелланда. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Основные  задачи мотивации:

1) формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации деятельности;

2) обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

3) формирование у руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Информация о работе Системный анализ организации