Системный подход в управлении современным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:07, отчет по практике

Описание работы

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении современным предприятием 5
1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 5
1.2. Теория систем 8
1.3. Значение системного подхода в управленческой деятельности организации 11
Глава 2. Системный подход в управлении ОАО «Северо-Западный Телеком» 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2. Организационная структура управления 18
2.3. Системный подход к управлению ОАО «Северо-Западный Телеком» 19
2.4. Разработка практических рекомендаций по улучшению деятельности ОАО «Северо-Западный Телеком» 24
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 60.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПетрГУ)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономической теории и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

На тему: «Системный подход в управлении современным  предприятием»

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса

Группы 86301

Филевой Елицы Ивановны

Научный руководитель:

ст.преподаватель

Лебедева  Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петрозаводск

2012

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Системный подход в управлении современным предприятием 5

1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 5

1.2. Теория систем 8

1.3. Значение системного подхода в управленческой деятельности организации 11

Глава 2. Системный подход в управлении ОАО «Северо-Западный Телеком» 16

2.1  Общая характеристика предприятия 16

2.2. Организационная структура управления 18

2.3. Системный подход к управлению ОАО «Северо-Западный Телеком» 19

2.4. Разработка практических рекомендаций по улучшению деятельности ОАО «Северо-Западный Телеком» 24

Заключение 25

Список литературы 27

 

 

Введение

 

Каждый человек  в течение всей жизни так или  иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные  отношения, развивают науку и  культуру. В рамках организаций повсеместно  осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно  как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Можно проследить три фазы фундаментальных изменений  в организациях в XX веке. Первая фаза – отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза – появление, начиная с 1920-х годов, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза – переход к организациям структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.

В настоящее  время процесс управление все  большей степени несет системный  характер, управление любой организации  осуществляется как воздействие  на единое целое.

Под научными основами управления понимается система  научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента  научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученных – Д. М. Гвишиани, Г. Х. Попова, А. В. Попова, А. Г. Аганбегяна, Ю. П. Васильева, А. И. Анчишкина  и в трудах зарубежных авторов  – А. Файоля, П. Друкера, М. Х. Мескона, Х. Вольфганта и др.

В данной работе я рассматриваю теорию системного подхода к управлению, как идеи для достижения эффективного управления, а также на примере предприятия ОАО «Северо-Западный Телеком».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • Выявление сущности, структуры, принципов функционирования системного подхода к управлению;
    • обоснование факторов и условий эффективного функционирования системного подхода;
    • изучение системного подхода к управлению на исследуемом предприятии;
    • разработка научно-практических рекомендаций.

Объектом  исследования является «Северо-Западный Телеком», г.Петрозаводск.

 

Глава 1. Системный подход в управлении современным предприятием

    1. Понятие системного подхода, его основные черты и  принципы

В наше время происходит значительный прогресс знания, который привел к  открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных  областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.

Однозначного понятия системы  не существует. В наиболее общем  виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.

Изучение объектов и явлений  как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология — раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале 20-х годов  XX века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем".  Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых, можно вывести общесистемные закономерности.

Определим черты системного подхода:

  • Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  • Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.
  • Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. С учётом сказанного определим понятие системного подхода.

Таким образом, Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также  сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

Если обратиться к истории, то до становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства. Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам  неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда

нет времени  для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто

приходится  искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода:

  • Целостность и целостность, позволяющие рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Изолированность, т.е. любая система имеет границы. На примере организации такими границами могут быть ресурсы, а именно их ограниченность.
  • Делимость, позволяющая любую систему разделить на элементы, составляющие. Это значит, что не все элементы в системе однородны.
  • конкурентность, т.е. все системы соперничают за ресурсы во внешней среде, так и элементы системы конкурируют за ресурсы любой системы. Выживают те системы, которые с меньшими затратами достигают большего результата.
  • Стохастичность, позволяющая предсказать поведение любой системы с определенной степенью вероятности.
    1.  Теория систем

Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и  функционированием систем — самостоятельных  хозяйственных подразделений, которые  образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Ясно, что  любая организационная форма  бизнеса отвечает этим критериям  и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие — система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и  услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической  среды, в которой она постоянно  вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые  также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной  части системы вызывает трудности  в других ее частях. Например, крупный  банк является системой, которая действует  внутри более широкого окружения, взаимодействует  и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и  филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать  бесконфликтно, чтобы банк как целое  работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Основные понятия и  характеристики общей теории систем:

  • Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.
  • Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.
  • Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.
  • Вход — Преобразование — Выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
  • Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:

Информация о работе Системный подход в управлении современным предприятием