Системный подход в управлении современным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:07, отчет по практике

Описание работы

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Системный подход в управлении современным предприятием 5
1.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 5
1.2. Теория систем 8
1.3. Значение системного подхода в управленческой деятельности организации 11
Глава 2. Системный подход в управлении ОАО «Северо-Западный Телеком» 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2. Организационная структура управления 18
2.3. Системный подход к управлению ОАО «Северо-Западный Телеком» 19
2.4. Разработка практических рекомендаций по улучшению деятельности ОАО «Северо-Западный Телеком» 24
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 60.61 Кб (Скачать файл)

Возникновение > становление > функционирование > кризис > крах

  • Системообразующий элемент - элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

 

Организационные системы  можно разделить на закрытые и  открытые:

Закрытая организационная система - это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.

Таким образом, организация  как система представляет собой  совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с  внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть  ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется  в продукты и услуги, которые затем  передаются во внешнюю среду.

Характеристики  открытых организационных систем

  • Наличие цикла событий.
  • Негативная энтропия (негоэнтропия, антиэнтропия)

а) под энтропией в общей  теории систем понимается общая тенденция организации к смерти;

б) открытая организационная  система, благодаря способности заимствовать необходимые ресурсы из внешней среды, может противодействовать этой тенденции. Эта способность и называется негативной энтропией;

в) открытая организационная  система проявляет способность  к негативной энтропии, и, благодаря этому некоторые из них живут столетиями;

г) для коммерческой организации  главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временноминтервале.

  • Обратная связь. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью.

·Открытым организационным системам присущ динамический гомеостаз

Все живые организмы проявляют  тенденцию к внутреннему равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного состояния и называется динамическим гомеостазом.

·Открытые организационные системы характеризуются дифференциацией - тенденцией к росту, специализации и разделению функций между различными компонентами, которые формируют данную систему. Дифференциация - это ответ системы на изменение внешней среды.

·Эквифинальность. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

    1. Значение  системного подхода в управленческой деятельности организации

Системный подход способствует, как уже говорилось, главным образом выработке правильного  метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается  такой образ мышления, который, с  одной стороны, способствует устранению излишней усложненности, а с другой – помогает руководителю уяснять  сущность сложных проблем и принимать  решения на основе четкого представления  об окружающей обстановке.

Важно структурировать  задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль  или несколько, порой много, компаний и отраслей промышленности, или даже все общество в целом. Эти системы  постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются.

Системный подход в менеджменте - быстро развивающаяся  совокупность теоретических представлений  и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных  проблем. Системный подход не только быстро адаптируется к новым вызовам  теории и практики менеджмента, но и  служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и  практический потенциал новых подходов в менеджменте.

Разнообразие  системных методов анализа организационных  проблем делает актуальной задачу разработки методологии анализа путей развития собственно системного подхода в  менеджменте и выделения типов  и классов организационных проблем, для которых наиболее эффективно применимы те или иные конкретные системные подходы.

Сформулируем  аспекты актуальности проблемы становления  и развития системного подхода в  теории управления следующим образом.

Во-первых, актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента. Во-вторых, существует реальная проблема адаптации управленческих теорий к российской действительности с учетом специфики этой действительности. В-третьих, важная задача состоит в  разработке методов и методик  адаптации системных подходов к  существующим учебным курсам подготовки специалистов-управленцев. В-четвертых, необходимо всемерно развивать усилия по укреплению в культуре в целом системной идеологии, понимания ценности системного анализа проблем и тенденций развития действительности.

Системный подход изначально носит мультидисциплинарный характер, сфера его применения поистине безбрежна, поэтому в каждой дисциплине, где применяется системный подход, существуют частные методологические проблемы, которые требуют не меньших  исследовательских усилий для своего осмысления и анализа, чем и десятилетия  назад.

Значение  системного подхода для рационализации управленческой деятельности и проектирования организаций возрастает в связи  с необходимостью учитывать в  управленческой деятельности новых  реалий, вызовов, с которыми приходится сталкиваться организациям в современных  условиях. К таким реалиям относятся  следующие.

1). Увеличение  динамизма изменчивости среды  существования  
организаций. Современные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникновению новых сегментов рынка товаров и услуг, сокращению жизненных циклов продуктов. Эти обстоятельства требуют от руководителей оперативного принятия решений относительно организационных изменений, возникающих как ответ на текущие и прогнозируемые вызовы внешней конкурентной среды существования организаций. Как показывает практика, лучшие результаты в организационных изменениях достигаются в тех случаях, когда изменения запланированы, когда «просчитаны» последствия изменений в одних частях или функциях организации для других. Такие прогнозы и расчеты наиболее результативны при рассмотрении организаций как системы, где понятно, каким образом связаны между собой элементы, и как изменения одних из них влияют на изменения других.

2). Интернационализация  бизнеса, размывание национальных, региональных границ, все большее  доминирование на мировых рынках  транснациональных корпораций порождает  множество проблем, тесно связанных  с традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения  крупных регионов мира. Такие  проблемы носят комплексный, системный характер, где трудно выявить иерархию важности действующих сил и факторов развития. Решение этих проблем (или, по крайней мере, смягчение их остроты) возможно на пути использования системного подхода.

3). Для успешной  и эффективной работы организаций  в XXI веке  
необходимы постоянные и глубокие преобразования организационных структур. Традиционные и доминирующие в бизнесе, административном и общественном управлении линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить требуемый динамизм организационных изменений. Им на смену приходят сетевые, матричные, «виртуальные» структуры. Использование новых возможностей проектирования организационных структур, структурно-функциональной организации бизнеса и управления с наибольшей полнотой реализуется при системном проектировании организаций. Для этого современные системные методы в менеджменте предоставляют соответствующий методологический арсенал.

4). Успешная  работа организаций в современных  условиях требует особого внимания  к использованию творческого  потенциала человеческих ресурсов  организации. Формирование культуры  партисипативности, соучастия членов  организации в программировании  организационных целей, путей  их достижения, распределения ресурсов. Организации контроля, эффективной  коммуникации — новые темы  системной аналитики, разрабатывающей  специальные методы решения подобных  чрезвычайно сложных проблем  повышения результативности использования  творческого потенциала работающих  в организации индивидов. 

При системном  подходе важное значение приобретает  изучение характеристик организации  как системы, т.е. характеристик "входа", "процесса" и характеристик "выхода".

При системном  подходе на основе маркетинговых  исследований сначала исследуются  параметры "выхода", т.е. товары или  услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с  какими затратами, для кого, в какие  сроки продавать и по какой  цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На "выходе" в итоге должна быть конкурентоспособная продукция  либо услуги.

Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется  потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.).

И, наконец, не менее важное значение приобретает  исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта  исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам  комплексно оценить любую производственно-хозяйственную  деятельность и деятельность системы  управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую  ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем  входа, процесса и выхода.

Применение  системного подхода позволяет наилучшим  образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе  управления.

 

Глава 2. Системный подход в управлении ОАО «Северо-Западный Телеком»

2.1  Общая характеристика  предприятия

На территории Северо-Западного  федерального округа Компанию «Ростелеком» представляют Макрорегиональный филиал «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» и  девять региональных филиалов:

  • Архангельский филиал
  • Вологодский филиал
  • Калининградский филиал
  • Карельский филиал
  • Коми филиал
  • Мурманский филиал
  • Новгородский филиал
  • Петербургский филиал
  • Псковский филиал

Северо-Западный федеральный округ, общей площадью 1,7 млн кв.км, является одним из наиболее развитых как в  экономическом, так и в телекоммуникационном отношении федеральных округов  России.

Численность населения СЗФО – 13,5 млн.человек, при этом 82% населения проживают  в городах – это самый высокий  показатель урбанизации среди федеральных  округов.

Уровень проникновения телекоммуникационных услуг в СЗФО традиционно превышает  среднероссийский: проникновение ШПД  – 50%, а телефонная плотность – 38 ОТА на 100 жителей.

«Ростелеком – Северо-Запад» обслуживает  более 4 млн абонентов телефонии, около 1,2 млн пользователей сети Интернет и более 110 тыс.абонентов IPTV на Северо-Западе России.

ОАО «Ростелеком» оказывает услуги на базе собственной высокотехнологичной  магистральной сети, которая позволяет  предоставлять голосовые услуги, а также услуги передачи данных и IP-приложений физическим лицам, корпоративным  клиентам, российским и международным  операторам.

Глобальные  цели:

1. Интеграция  новых технологий в повседневную  жизнь;

2. Повышение качества оказываемых услуг за счет развития и модернизации инфраструктуры связи, внедрения цифровых технологий, совершенствования системы обслуживания клиентов;

Информация о работе Системный подход в управлении современным предприятием